9 июня на заседании Госсовета РТ фракция КПРФ хочет внести поправки в регламент, которые позволят ограничить монополию той партии, которая победит на предстоящих осенних выборах. Кроме того, они предлагают увеличить количество депутатов, работающих в татарстанском парламенте на профессиональной основе. Депутат Госсовета РТ, член ЦК КПРФ Артем Прокофьев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», объясняет предложенные изменения и напоминает, что при демократических выборах рано или поздно правящая партия может поменяться с оппозицией местами.
(фото: http://www.speaker.tatarstan.ru/) |
ГОССОВЕТ — VIP-ССЫЛКА ДЛЯ УВОЛЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ?
Существует представление, что в Татарстане общественно политическая жизнь немного подморожена. Но я посещал другие регионы страны и видел, как работает местный парламент там. В плане политической борьбы, полемики, обсуждения разных альтернативных проектов, точек зрения мы одни из лучших в этом смысле регионов. Тем не менее у людей иногда складывается ощущение, что Госсовет РТ становится эдакой VIP-ссылкой для уволенных высокопоставленных чиновников. Плюс ко всему сложилась такая ситуация, что большую часть законопроектов готовит кабмин РТ. Поэтому, как мне кажется, роль законодательной власти в РТ меньше, чем могла бы быть. Если мы посмотрим международные исследования, то чем влиятельнее парламент, тем демократичнее общество. Я думаю, что нам в Татарстане есть над чем работать. Одна из очевидных вещей — это необходимость повышения профессионализации в работе Госсовета РТ.
На сегодняшний день только 20% депутатов работают на профессиональной основе. 80% совмещают депутатство со своей основной деятельностью. Они не могут в полной мере отдаться законодательной работе. Наверное, это сказывается на их продуктивности.
ПРОФЕССИЯ — ДЕПУТАТ
Мы в своей фракции некоторое время назад обсуждали, как повысить эффективность работы татарстанского парламента. Мы предлагали сократить парламент до 50 человек (сейчас в нем 100 депутатов) и сделать его полностью профессиональным. Примеры подобные в России есть. Взять ту же Москву и Питер. Но когда мы прощупали почву, то пришли к выводу, что такое предложение не найдет поддержки. Наши депутаты, которые в своем большинстве директора крупных предприятий, вряд ли пойдут на такой жесткий сценарий. Сегодня в народе говорят: «Госсовет — собрание директоров с мандатами». Они не хотят оставлять свои высокие посты ради профессиональной работы в парламенте. Им проще совмещать эту работу. Поэтому и появился вариант решить эту проблему последовательно. Мы предлагаем увеличить количество депутатов, работающих в Госсовете на профессиональной основе, с 20 до 30. Есть идея внести эти изменения до конца работы этого созыва, а действовать они начнут уже в следующем.
Второй момент — в нашем регламенте написано: «Деятельность Государственного Совета строится на основе политического многообразия и многопартийности». Но по факту это не так. Конечно, есть борьба мнений, противостояние. Но она неравная. Во-первых, потому что основные ресурсы аппарата Госсовета направлены на поддержку и разработку тех инициатив, которые формирует «Единая Россия». Во-вторых, у нас во фракции только один человек работает в Госсовете на постоянной основе, а пять — на внештатной основе. Для сравнения: у партии власти — 19 депутатов в штате. По факту мы должны конкурировать, но на деле под их контролем весь аппарат Госсовета и все ресурсы парламента, мы в этом смысле вынуждены опираться в основном на партийный аппарат в работе над законами.
Я считаю, что эта ситуация не соответствует духу регламента. Мы видим очевидный дисбаланс.
ВСЕ РАБОТАЮТ НА «МЕДВЕДЯ»
Мы предлагаем ввести в регламент понятие секретариата депутатского объединения. В зависимости от численности фракции закрепить определенное количество аппаратных работников, чтобы соблюсти пропорциональное представительство фракций и баланс в плане аппарата. Мы знаем, что подобное существует в Госдуме и в ряде региональных заксобраний. Это тоже составляющая профессионализации парламента и перенос тяжести законопроектной работы именно в Госсовет из внешних структур.
Сегодня в регламенте это не прописано. В настоящее время у Госсовета большой аппарат. В том числе и у комитетов. Но с учетом того, что все председатели комитетов, все ключевые посты принадлежат «Единой России», то и управление персоналом лежит на партии власти. Получается, что весь аппарат работает на единороссов и на решения, которые она считает необходимыми продвинуть через депутатов.
Я не хочу сказать, что аппарат нам не содействует. К примеру, нам оказывают помощь в переводе текстов. Однако давайте взглянем на картину в целом: если это законопроект партии власти и к нему есть претензии, то работники аппарата всеми силами думают, как его улучшить, чтобы «протащить» через узкое горлышко Госсовета. Если это наш законопроект, то мы разрабатываем его по сути на общественных началах, сами решаем вопросы с привлечением экспертов и т.п. А со стороны комитетов и аппарата нам говорят, почему данный законопроект надо отклонить, вместо помощи в его доработке. Конечно, есть исключения, и я могу сказать много слов благодарности о многих сотрудниках аппарата, но в целом ситуация обстоит именно так.
От нас как от фракции просят план законопроектной работы, но фактически Госсовет ориентируется на план, вырабатываемый только «Единой Россией». Складывается такое ощущение, что нашу активность они воспринимают как вмешательство в их четкий план законодательной активности.
КАК КОММУНИСТЫ СВОИХ КОНКУРЕНТОВ СПАСАЛИ...
Следующий момент — как распределяются ключевые должности в Государственном Совете. «Единая Россия» по итогам выборов 2009 года продемонстрировала худшие черты монополизма. Они, имея большинство в парламенте, забрали себе все ключевые должности. Если мы посмотрим на Госдуму, то там каждая фракция имеет по одному заместителю председателя собрания, ряд председателей комитетов в соответствии с тем количеством депутатов, которые партия смогла провести в парламент. В Татарстане же партия власти не смогла набрать 100 процентов голосов, но забирает все посты себе, что неприемлемо в обществе, где существует многопартийность.
Мы предлагаем сделать так, чтобы заместителей председателя Госсовета было не меньше количества фракций в парламенте. Каждая фракция предлагает по одному кандидату. А если число вице-спикеров по решению парламента будет больше, чем число фракций, то эти места распределяются в зависимости от представительства фракции в Госсовете. Это тот порядок, который существует в Госдуме и во многих регионах. Взять даже наших ближайших соседей, в Башкортостане есть вице-спикер курултая от КПРФ. В Нижегородской области также один из вице-спикеров представляет компартию. Посты председателей комитетов также должны распределяться между фракциями пропорционально их представительству в парламенте, а не узурпироваться одной силой.
На первый взгляд, если увеличить количество депутатов на профессиональной основе, то дополнительные расходы лягут на бюджет. Но мы предлагаем перенести тяжесть законодательной работы на самих депутатов, тем самым сократив расходы на соответствующие статьи в кабмине РТ и аппарате президента. Раз люди избрали граждан депутатами, то есть законодателями, то пусть тогда они реально занимаются законодательной работой, прорабатывают новые законопроекты, а не просто на кнопки нажимают.
Эти изменения направлены не на нашу фракцию, а в целом на порядок в татарстанском парламенте. Мы не знаем, какие партии будут в следующем созыве, сколько их будет. Наше предложение — это заложить инструмент, чтобы следующий созыв сделать более демократичным, многополярным и работоспособным. Кстати, может быть, для кого-то это фантастическое предположение, но что если «Единая Россия» не наберет большинства? Что тогда? Захочет ли партия власти тогда лишиться всякого представительства во всех руководящих органах парламента? В преддверии выборов надо об этом задуматься. Какая бы ни была уверенность у «Единой России», всегда надо быть готовым самим оказаться в оппозиции. Демократические выборы — это неопределенность, при которой правящая партия может проиграть выборы. Или у нас какая-то особая демократия?
Поправки в регламент мы хотим предложить обсудить уже 9 июня на сессии, а законопроект о численности депутатов, работающих на профессиональной основе, — в июле, до конца этого созыва, чтобы в случае успешного прохождения закон мог заработать уже 14 сентября этого года. Тогда, кто бы ни составил большинство в Госсовете, депутаты нового созыва получат действенные инструменты для преодоления монополизма большинства, а это, безусловно, сделает парламент лучше.
Артем Прокофьев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.