Сегодня акционеры пермского предприятия ОАО «Мотовилихинские заводы» почти единогласно избрали нового генерального директора компании. Им стал Юрий Клочков, ранее занимавший должность первого заместителя директора — исполнительного директора ОАО «КАМАЗ». Бывший начальник Клочкова — генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин возглавил совет директоров пермской компании, как говорится, «без отрыва от основной работы». Инициатором кадровых перестановок стала госкорпорация «Ростех» (владеет КАМАЗом), которая недавно получила контроль над «Мотовилихой». Эксперты связывают смену руководства компании с крупными гособоронзаказами, реализовывать которые Сергей Чемезов доверил проверенным кадрам.
Сергей Когогин (в центре) возглавил совет директоров ОАО «Мотовилихинские заводы» |
ДВОЕ С КАМАЗА
О предстоящей смене руководства ОАО «Мотовилихинские заводы» стало известно в мае, после того, как контроль над предприятием получила госкорпорация «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым. Борьба между «Ростехом» и НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) за контроль над предприятием шла несколько лет, в результате стороны смогли найти компромисс: УВЗ согласился продать свои 15% акций «Мотовилихи» «Ростеху» в обмен на уступку около 30% акций челябинского НПО «Электромашина». В результате закрытия сделки доля «Ростеха» в стратегически важном для него пермском заводе «Мотовилихе» вырастет до 50%.
Сегодня на внеочередном собрании акционеры «Мотовилихи» голосовали за предложенное Чемезовым новое руководство компании. До последнего момента сохранялась интрига, однако, как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОАО «Мотовилихинские заводы», результат голосования оказался более чем убедительным — за кандидатуру исполнительного директора КАМАЗа (входит в состав госкорпорации) Юрия Клочкова на должность гендиректора «Мотовилихи» проголосовало 94,84% от списочного состава держателей акций.
Некоторым сюрпризом голосования можно назвать избрание генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина на пост председателя совета директоров «Мотовилихи». Правда, в отличие от Клочкова, Когогин эту должность может совмещать без отрыва от основной работы в Набережных Челнах.
Юрий Клочков – новый генеральный директор компании |
ГЛАЗА И РУКИ ЧЕМЕЗОВА
Таким образом, благодаря Чемезову два топ-менеджера КАМАЗа получили полный управленческий контроль над «Мотовилихой». Можно сказать, что это уже стало доброй традицией. Напомним, что теперь уже бывший руководитель ОАО «Мотовилихинские заводы» Николай Бухвалов возглавил машхолдинг в 2009 году, сменив на этой должности Ивана Костина, приехавшего в Пермь также с должности руководителя КАМАЗа. Стоит также заметить, что выходцы из Татарстана в последние годы, как правило, оказывали заметное влияние на «Мотовилиху» — кроме камазовских менеджеров совладельцами его много лет были депутаты Госдумы РФ от РТ Рафаэль Гималов и Марат Загидуллов (последний известен также как быший сити-менеджер Казани).
Эксперты связывают кадровые перестановки с рекордным гособоронзаказом в размере 3,8 млрд. рублей, полученным в этом году «Мотовилихой» и не менее заманчивыми перспективами на последующие годы — к 2015 году предприятие намерено выпускать военную технику на 10 млрд. рублей в год. В самом «Ростехе» говорят, что назначение Клочкова «обусловлено необходимостью контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия».
Впрочем, как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, исполнительный директор ОАО «КАМАЗ» не имел к финансам никакого отношения, он полностью контролировал производственную часть автозавода.
«Нас с «Мотовилихой» всегда связывали достаточно крепкие партнерские отношения. Связано это в первую очередь с тем, что вся военная техника, которая создается на пермском заводе, в том числе и перспективная, производится на нашем шасси. С этой точки зрения мы с «Мотовилихой» работаем очень плотно. Но связывать единую технологическую цепочку по некоторым позициям двух предприятий с назначением Клочкова не стоит», — сказал Афанасьев.
«Я думаю, что решение о переходе Юрия Петровича в Пермь было обдуманным и, что называется, оно не с бухты-барахты. Тем более что переход на «Мотовилиху» с КАМАЗа, можно сказать, уже почти традиция. Клочков закончил Пермский политехнический институт, после чего был направлен на КАМАЗ, будучи еще совсем молодым инженером, и всю жизнь проработал у нас. На должность исполнительного директора он был назначен в 2007 году», — рассказал он. Афанасьев не стал раскрывать имя того, кто заменит Клочкова. «Решение о том, кто станет исполнительным директором КАМАЗа, будет обнародовано, скорее всего, в понедельник», — сообщил руководитель пресс-службы автозавода.
Впрочем, как ранее уже сообщал «БИЗНЕС Online», в качестве преемника Клочкова рассматривается кандидатура директора завода двигателей Юрия Герасимова.
«ЭТО ЧИСТО КАДРОВОЕ РЕШЕНИЕ»
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не видит какой-то политической подоплеки в кадровых перестановках на «Мотовилихе». «Это исключительно управленческое решение Чемезова, который хочет видеть на ответственном посту того менеджера, который будет наиболее эффективным работником и лучше подходит для управления предприятием. Что же касается должности председателя совета директоров, которую занял Сергей Когогин, это все-таки будет стратегическое управление, и господин Когогин все равно в основном будет заниматься КАМАЗом. У «Ростеха» более 400 предприятий, я не думаю, что Чемезов к кому-то относится хуже, к кому-то лучше. Нет оснований предполагать, что КАМАЗу он отдает какое-то предпочтение», — отметил эксперт.
Справка
Юрии Клочков родился в селе Самодуровка Альшеевского района Башкирской АССР. Свою трудовую карьеру он начал на КАМАЗе в 1981 году. В 1987 году окончил Пермский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В 2006 году занял должность главного инженера АО «КАМАЗ». С октября 2007 года назначен на должность заместителя генерального директора — исполнительного директора ОАО «КАМАЗ». В июне 2014 года внеочередное собрание акционеров ОАО «Мотовилихинские заводы» проголосовало за назначение его генеральным директором пермского предприятия.
ОАО «Мотовилихинские заводы» — головное предприятие одноименной группы компаний. Производит РСЗО «Смерч», «Град», «Торнадо-Г», самоходные артиллерийские орудия, компоненты ЗРПК «Панцирь», дорожную и строительную технику, занимается металлургией. «Рособоронэкспорту» принадлежит 25% акций «Мотовилихинских заводов», 10% — НПО «Сплав» (оба входят в ГК «Ростех»), около 15% — дочерней компании УВЗ «Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод». 35% акций контролируют структуры частных акционеров, среди которых Вагаршак Сарксян, Юрий Медведюк и Руслан Валитов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.