Виталий Петров и Рустам Минниханов

«МОГ ПРИЙТИ В «КОРОЛЕВСКИЕ ГОНКИ» НА ПЯТЬ ЛЕТ»

Виталий, практически все действующие гонщики «Формулы-1», а тем более те из них, кому довелось быть призером этапов, начинали свой путь в автоспорте с картинга. Вам же удалось пробиться на самую вершину, минуя эту важную ступень. Как такое случилось?

— Все дело в том, что в моем родном Выборге попросту не было картинговой секции, и поэтому я не мог заниматься картингом. Хотя общеизвестно, что он позволяет с юных лет привить правильные навыки быстрой езды и является отличной школой для будущих автогонщиков. К счастью, мне хватило упорства и своих умений прийти в «Формулу-1» и без этой подготовки, но думаю, что если бы в детстве я мог заниматься картингом, то пришел бы в «королевские гонки» как минимум лет на пять раньше, чем получилось. Скорее всего, моя карьера в итоге сложилась бы совершенно по-другому, но кто же знал об этом наперед, такова жизнь.

Удивительно, что и выступать в профессиональных гонках вы начали довольно поздно. Ведь в возрасте 17 лет многие из нынешних пилотов F1 уже были чемпионами или призерами различных гонок, не только картинговых, но и кольцевых. С чего все начиналось в вашем случае?

— Мой отец активно выступал в различных автогонках, которые проходили в нашем регионе. В первую очередь в любительских ралли-спринтах и ралли, я постоянно находился с ним, внимательно наблюдал за всем, а когда подрос и сам стал выступать в этих гонках. Очень много и активно ездил на машинах отца. А в 2001 году мы с ребятами поехали на гонку Кубка LADA. Тогда это были совсем новые гонки для России. Это был первый российский заводской монокубок, где все выступали на фактически одинаковых «ВАЗ 21083». При равенстве техники на первый план выходит мастерство пилотов, и мне такая формула заездов очень нравится. И победы пришли практически сразу. Безусловно, мне очень помогали тренеры, которых приглашал отец. И в то же время я чувствовал уверенность в своих силах, это трудно объяснить, я просто чувствовал, что могу ехать быстрее всех своих соперников, и действительно мне удавалось всех обходить. В 2002 году я стал чемпионом, выиграв все заезды. В том же году я участвовал в одном заезде монокубка VW Polo и двух заездах российской моноформулы «Русь» и тоже смог выиграть эти гонки с первого захода. Все это придало мне уверенности в своих силах, и вместе с отцом мы решили со следующего года начать выступать в Европе.

«НЕИЗГЛАДИМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛИ БОЛИДЫ «ФОРМУЛЫ-1»

Наверное, в этот период вы уже начали мечтать о «Формуле-1»?

— Можете мне не верить, но до переезда в Европу я вообще практически не интересовался первой формулой и даже гонки смотрел крайне редко. Тут, правда, сказывалось, что время трансляций было не совсем удобным для меня, ведь гонки показывали в воскресенье, а у меня как раз были или свои гонки в это время, или тренировки. Но все изменилось при переезде в Европу. Там «Формула-1» пользуется огромным вниманием, намного большим, чем у нас, и я стал постоянно смотреть трансляции — когда прямые, когда в записи. А вскоре сам загорелся этими гонками, когда полностью осознал, что именно первая формула является абсолютной вершиной современного мирового автоспорта.

Насколько труден был путь, который вы преодолели по пути в F1?

— Мне довелось пройти путь через «Формулу-Рено», затем «Формулу-3000» и серию GP2. Было непросто, конечно, особенно учитывая, что часто мне доводилось быть первым россиянином в разных сериях. Не с кем особо было делиться опытом, гоночными секретами. А особенно тяжело давалось изучение новых трасс. Но я никогда не унывал и всегда чувствовал, что смогу быть в первых рядах, нужно только не расслабляться, настойчиво двигаться вперед, постоянно работать над собой. И в итоге это стало давать плоды. Я стал объезжать многих пилотов, до уровня которых мне сложно было дотянуться вначале, некоторые даже обижались и переставали общаться. В 2009 удалось стать вице-чемпионом серии GP2, уступив только Нико Хюлькенбергу. И через год я уже был в «Формуле-1».

Какое впечатление на вас произвела F1?

— Прежде всего неизгладимое впечатление произвели болиды «Формулы-1». Невероятно легкие и быстрые, с мощнейшими тормозами, фантастическим уровнем «держака» в поворотах, перегрузки во время заездов зашкаливающие. Это все очень сложно передать словами — надо почувствовать. Нигде, кроме «Формулы-1», я не ощущал таких скоростей, мне очень не хватает этих ощущений, и конечно, при любой возможности хочется вернуться в мир «королевских гонок», надеюсь, это еще случится.

Плюс сама инфраструктура первой формулы достойна восхищения. Абсолютно все на высшем уровне, какого вопроса ни коснись: организация чемпионата, дисциплина, техника, специалисты, освещение — и можно еще долго продолжать.

Опять-таки мне довелось стать первым россиянином в чемпионате мира. И уже попав в «Формулу-1», я понял, что нужно было обставлять мой приход туда совершенно иначе. Идеальным вариантом могло стать присутствие в качестве тестера одной из команд хотя бы за полгода до нового сезона. Чтобы можно было понять, как устроен сложный мир F1, как в нем происходят события в динамике. Посмотреть на работу с болидом, с шинами, послушать переговоры в команде в квалификациях и гонках. В моем же случае произошла вещь, когда я пришел фактически неподготовленным к гонкам столь высокого уровня, и буквально в один момент на меня словно обрушилась стена из всего и сразу. При должном уровне предварительной подготовки мои результаты могли быть гораздо лучше, чем те, что имеются в активе сейчас. К сожалению, время назад не вернуть.

«Я ПОТИХОНЬКУ ПРИВЫКАЮ К МАШИНЕ»

— Когда стало понятно, что вернуться в «Формулу-1» на данном этапе не получается? Рассматривались ли варианты выступлений в американском «Индикаре» — второй по престижу формульной серии мира после F1, или же сразу был выбран чемпионат ДТМ?

— Конечно, мы с отцом обсуждали вариант выступлений в «Индикаре», но быстро пришли к общему мнению, что американские гонки — это не мой вариант. А в Европе сразу вслед за «Формулой-1» идет немецкая серия ДТМ. Она, правда, кузовная, но уровень ее организации и конкуренция в этом чемпионате необычайно высоки. Здесь выступало немало пилотов из первой формулы, но оказаться в лидерах серии ДТМ совсем не просто даже гонщикам уровня F1 (из множества гонщиков F1 чемпионом ДТМ смог стать только Бернд Шнайдер — прим. ред.).

В чем причина того, что пилоты F1 с трудом адаптируются в ДТМ?

— Для меня это тоже было загадкой, пока сам не попробовал машины этой серии. Дело тут даже не в том, что ДТМ — это кузовные болиды, у которых двигатель спереди, центр тяжести высокий, габариты и масса намного больше. Они имеют совершенно специфическую управляемость, которую мне даже сравнить не с чем, для меня это самые сложные в управлении гоночные авто, на которых доводилось когда-либо ездить. Машина чрезвычайно требовательна к настройкам, а времени на тесты и подбор нужных настроек дается мало. А это очень важно, потому что уровень техники в ДТМ примерно равный, в этом случае многое решают нюансы. Также это предполагает, что для быстрой езды нужно практически нигде не совершать ошибок в пилотировании. Если в F1 ты можешь потерять на одном секторе, но нагнать на другом, так как все болиды имеют часто совершенно разные настройки. То в ДТМ, как в монокубках, у автомобилей приблизительно одинаковые характеристики, в то же время сами скорости высокие, пилоты сильные, много тех, кто имеет большой накат в серии. Поэтому для результата нужно ехать все гонки на предельной концентрации практически без ошибок, а это совсем не просто. С такой же сложностью сталкивались при своем дебюте в немецком чемпионате Тимо Глок и Пол ди Реста, с которыми мы хорошо знакомы по «Формуле-1» и частенько общаемся в паддоке. Но сейчас я потихоньку привыкаю к машине, адаптируюсь, плюс машина скоро должна получить обновления, после которых, надеемся, команда сможет включиться в борьбу за высокие места.

«ЕЗЖУ НА MERCEDES-BENZ»

Кстати, а на каком автомобиле передвигаетесь в обычной жизни?

— В чемпионате ДТМ я выступаю за Mercedes-Benz, поэтому и в повседневной жизни использую машину этой марки, ведь при контракте с автопроизводителем гонщики обычно должны использовать автомобили из линейки своей компании. Сейчас пока езжу на кабриолете модели SL, но в ближайшие недели жду, когда будет готова моя новая машина — суперкар Mercedes-Benz SLS AMG мощностью почти 600 л.с. Просто отлично, что в линейке Mercedes есть такая модель, ее характер мне здорово подходит.

Какие у вас первые впечатления от Kazan City Racing?

— С момента своего дебюта в «Формуле-1» я стал замечать резкое повышение интереса к «королевским гонкам» в России. Конечно, был рад, что и благодаря мне это произошло. Очень приятное чувство, и когда мне приходят предложения поучаствовать в хорошем мероприятии, направленном на реальную популяризацию автоспорта в стране, то всегда с удовольствием соглашаюсь, если позволяет рабочий график. К сожалению, в России пока есть только трасса в Сочи, на которой можно принимать этапы чемпионата мира. Однако зрители могут видеть в действии гоночные болиды «Формулы-1» в шоу, подобные Kazan City Racing, огромную радость вызывает факт, что теперь они начали проводиться не только в Москве. Особенно нужно отметить, что, насколько я знаю, один из главных инициаторов шоу, президент Татарстана Рустам Минниханов — сам отличный гонщик и большой фанат автоспорта, мне будет очень приятно познакомиться с ним (интервью проходило перед началом шоу Kazan City Racing — прим. авт.). Всегда здорово, как здесь в Казани, пообщаться со зрителями, получить заряд положительных эмоций. Ведь во время гонок думаешь только о результате и совершенно нет времени на оценку общей организации соревнований, ее развлекательной составляющей, на общение с поклонниками. Здесь же наслаждаешься происходящим, много общаешься, порой даже узнаешь что-то новое, для меня это вовсе не рутина, я с радостью посещаю такие шоу и как гонщик, и как гость.