ЧТО БУДЕТ С ДОЛЛАРОМ  И ЭКОНОМИКОЙ США ПОСЛЕ БАНКРОТСТВА АМЕРИКАНСКОГО АВТОГИГАНТА?

 

Державшийся на плаву из последних сил автоконцерн General Motors больше не в состоянии бороться за жизнь. Американский автогигант сегодня подал иск о добровольном банкротстве под контролем правительства США. Оно получит 60% акций новой компании, создаваемой в ходе реорганизации. GM в течение почти 80 лет был крупнейшим производителем автомобилей в мире и флагманом американской экономики.

 

ХРОНИКА БАНКРОТСТВА

В ноябре 2008 года "большая тройка" крупнейших американских автопроизводителей – General Motors, Ford и Chrysler – попросила у правительства США финансовую поддержку в размере $50 миллиардов для преодоления последствий финансового кризиса. Руководство автоконцернов 6 ноября провело закрытую встречу с представителями Конгресса США, на которой обсуждался вопрос о выделении $50 млрд, из которых 25 млрд. предлагается выделить на повышение ликвидности компаний, другую часть – на поддержку производства.

В декабре 2008 года администрация Джорджа Буша заявила о готовности оказать государственную поддержку General Motors и Chrysler – в виде кредитов. Господдержка для General Motors и Chrysler будет предоставлена в рамках выработанного Белым домом плана, который потребует от автопроизводетелей осуществления решительных мер по реструктуризации двух компаний и, в случае невыполнения поставленных перед ними условий, правительство будет иметь возможность отозвать выданные кредиты.

По итогам 2008 года выручка GM составила $149 млрд. – это на 31 миллиард меньше, чем в 2007 году. Чистые убытки американского автомобилестроительного концерна в 2008 году снизились до $30,9 млрд. с 43,3 млрд. в 2007 году.

В марте 2009 года администрация США обязала GM, получившую к тому времени $15,4 млрд. госкредитов, подготовить до 1 июня новый план выхода из кризиса и предупредила, что в противном случае концерну может грозить банкротство.

По итогам первого квартала 2009 года чистые убытки GM выросли на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до $6 млрд. ($9,78 в пересчете на одну обыкновенную акцию).

Выручка крупнейшего в США автопроизводителя уменьшилась на 47% – с $42,4 млрд. в первом квартале 2008 года до $22,4 млрд. в январе-марте 2009 года. Снижение этого показателя обусловлено главным образом сокращением объема производства на 40% в связи с падением спроса на продукцию отрасли, сообщает РИА "Новости".

В апреле 2009 года GM и Минфином США был согласован план реструктуризации, в рамках которого компания по схеме "долг в обмен на акции" намеревалась конвертировать долговые обязательства на сумму $27 млрд. в 10% акционерного капитала. Кроме того, согласно программе реструктуризации, концерн намеревался сократить до конца 2010 года более 20 тысяч рабочих мест на своих предприятиях в США, а также прекратить производство автомобилей Pontiac. Существенное сокращение расходов, на котором настаивает правительство США, также потребует от GM закрытия нескольких предприятий: планируется, что к концу 2010 года их число в США будет сокращено с 47 до 34, в результате работы лишатся от 21 тыс. до 40 тыс. человек.

27 мая 2009 года стало известно, что оказавшийся на грани банкротства американский автоконцерн General Motors (GM) не смог обменять долговые обязательства объемом $27 млрд. на акции вновь создаваемой компании, что было необходимо для реализации обнародованного ранее плана реструктуризации автогиганта.

31 мая 2009 года телекомпания CNN сообщила, что 1 июня президент США Барак Обама объявит о начале процедуры банкротства General Motors.

Американское правительство рассчитывает, что им удастся провести GM через процедуру банкротства в течение 60 - 90 дней. При этом правительство предоставит GM еще как минимум $30 млрд. для продолжения деятельности в процессе банкротства - сверх уже выделенных 20 млрд.

 

Происходящее с GM по своему масштабу и значимости сопоставимо с банкротством американского Lehman Brothers и представляет большую опасность для американской (и, соответственно, мировой) экономики. Эксперты не исключают, что ситуация с GM может спровоцировать вторую волну падения на мировых рынках, напоминая, что драйвером к открытой фазе кризиса осенью прошлого года послужило именно объявление банкротства Lehman Brothers. Возможно, банкротство GM также послужит толчком к дальнейшему ослаблению американской валюты.

 

ДЕСЯТКА КРУПНЕЙШИХ БАНКРОТСТВ В США

 

К моменту объявления банкротства GM журнал Fortune  опубликовал десятку крупнейших банкротств США за всю историю страны.

 

Возглавляет этот рейтинг инвестбанк Lehman Brothers, обанкротившийся в середине сентября 2008 года. К моменту банкротства его активы насчитывали $691 млрд.

 

В тройке также лопнувший сберегательный банк Washington Mutual и WorldCom - вторая по величине телекоммуникационная компания США.

 

После банкротства большая часть имущества General Motors будет продана новой компании, так называемой Good GM. Компания оценивается в $91 млрд. при общей задолженности $176.4 млрд.

 

На пятой строчке рейтинга разместилась энергетическая Enron. Она владела активами на $65,5 млрд, но обанкротилась из-за финансовых махинаций руководства в 2001 году.

 

Шестое место заняла еще одна финансовая компания - Conesco. Она разорилась в декабре 2002 года. Впоследствии ей удалось провести реорганизацию, сократить долги до $1,4 млрд. и вновь выйти на рынок страхования. Сейчас у компании более четырех миллионов клиентов.

 

За Conesco следует автомобилестроитель Chrysler. Датой его банкротства в рейтинге значится 30 мая 2009 года, сообщает Newsru.com.  

 

Последние места в десятке занимают малоизвестная на российском рынке ипотечная Thornburg Mortgage, разорившаяся в начале 2009 года, Pacific Gas and Electric, обанкротившаяся в 2001 году, и нефтяная Texaco. Она разорилась еще в 1987 году, в 1988 году вышла из состояния банкротства, а в 2001 году была поглощена Chevron за $39 млрд. В 1987 году она владела активами на $34,9 млрд.

 

 

Справка:

General Motors (GM) - крупнейшая американская автомобильная корпорация – была основана в США 16 сентября 1908 года Вильямом Дюрантом.

GM производит грузовые и пассажирские автомобили в 33 странах.  Автоконцерну принадлежат автомобильные марки: "Бьюик" (Buick), "Кадиллак" (Cadillac), "Шевроле" (Chevrolet), "Джи Эм Си" (GMC), "Джи Эм Дэу" (GM Daewoo), "Холден" (Holden), "Хаммер" (Hummer), "Опель" (Opel), "Понтиак" (Pontiac), "Сатурн" (Saturn), "Сааб" (Saab), "Воксхолл" (Vauxhall), "Вулинь" (Wuling), "Олдсмобиль" (Oldsmobile).

Кроме того, GM владеет значительным пакетами акций японских компаний Subaru, Isuzu, Suzuki и итальянского концерна Fiat.