СТИХИ, КИНО И ДАРТС

Фестиваль начался уже в районе обеда. У Западного крыльца с самого полудня играли рокеры, от школьников до уже проверенных фолк-металистов из группы Baradj. Хедлайнеры площадки «Прогульщики» в итоге должны были закрывать программу на основной сцене, но их сет отменился из-за того, что фестиваль по приказу сверху пришлось завершить в 21:30.

В одном месте читали стихи, в другом — общались с начинающими кинорежисcерами, в третьем — играли в дартс. У Консисторской башни можно посмотреть фотографии, картины экспрессионистов, антиквариат. В этом году впервые была использована территория комплекса бывшего Спасо-Преображенского монастыря, здесь была организована лаундж-зона и поэтическо-театральная площадка.

Основная сцена традиционно разместилась на Пушечном дворе, первой на ней спела участница шоу «Голос» Язиля Мухаметова. Программным же выступлением фестиваля стало, пожалуй, шоу проекта ALMA. Заправляют в нем генпродюсер Kremlin LIVE, клавишник Валерий Коротков и композитор Радик Салимов. Собственно, репетиция-презентация проекта прошла на прошлой неделе на творческом вечере Салимова в Камаловском театре. Здесь же в их ряды влились и Мухаметова, и Тина Кузнецова, и Игорь Бутман, и многие другие. Апофеозом выступления стало бутмановское соло под танцы Салимова под дождем. Как пояснил Коротков, специально для этого выступления он купил на еВay кейтар, с которым мог спокойно прогуливаться по сцене.

СТРАДАНИЯ, А ПО-АНГЛИЙСКИ — БЛЮЗ

У Тины Кузнецовой, финалистки шоу «Голос», было и сольное выступление. Несколько лет назад она приезжала в Казань на фестиваль в рамках этно-проекта Zventa Sventana. На этот раз в составе ее группы были две бэк-вокалистки, электронщик и гитарист. Сочетание электроники, гитарных соло и фольклорного пения пополам с джазовым давало разный эффект. Кавер на классическую Fever, к примеру, звучал, как репетиция. С другой стороны, здесь была жуткая разухабистая евродэнсовая «Эпипэ», обязательный хит Тины «Ваня». Прозвучала песня из репертуара Zventa Sventana «Страдания», переходящая из русского раздушистой в американскую блюзовую. И все это под моросящий дождь и десятки зонтов.

Напомним, что Кузнецова выступала с участниками Jive в составе проекта С-4 еще в начале нулевых, и тогда успела заявить о себе на престижных джазовых фестивалях, в частности, на «Джазе в саду Эрмитаж», где получила одну из премий. В этом ансамбле и стоит, наверное, искать истоки ее любви к этно. И с тех пор она Родину не забыла. А теперь доросла до статуса хедлайнера. После сета Тину настолько плотно обступили поклонники, что она не могла уехать, пришлось вмешаться организаторам и отправить ее до отеля на бутмановском Mercedes.

— Я уже тогда знал, что Тина — талантливый, потрясающей глубины человек, — отметил Коротков. — Мы постоянно на связи. Я рад ее успехам. Я считаю, что сейчас это лучший голос в пограничном состоянии между поп-музыкой и качественным джазом.

Бутман в этом году выступал с пианистом Сергеем Жилиным, руководителем коллектива «Фонограф», бывшего и ансамблем с различным количеством участников, и биг-бэндом. Электромонтажник по образованию, он не доучился в музыкальной школе при Московской консерватории, но учился джазу в студии музыкальной импровизации в начале 80-х. Кроме того, Бутман резво и как-то до милого инфантильно сыграл несколько тем из детских мультфильмов, вроде «Бременских музыкантов» — как известно, самую «несерьезную» свою пластинку Magic Land саксофонист записал с такими видными музыкантами, как пианист Чик Кориа и контрабасист Джон Патитуччи. Народ же в Казани просто радовался такой свободе духа.

— Игорь Михайлович — почетный президент фестиваля, мы с ним обсуждаем различные варианты развития — секреты я пока не буду говорить. Но Игорю нравится сама идея фестиваля современной культуры, — прокомментировал это выступление Коротков. — И дело не в том, что мы его привозили в прошлый раз, и в этот раз. У нас с ним иные отношения, его вклад в идеологию фестиваля весьма серьезен. Так что это нельзя рассматрвивать как повторяющиеся концерты. К тому же он играет совершенно разные программы, с сюрпризами.

— Сам я от Казани жду чуть-чуть больше в области современной музыки, — резюмировал Коротков. — Хочется более подрывных проектов. Возможно, они пока только зреют.