162 МЛН. РУБЛЕЙ ПРИБЫЛИ ПРОТИВ 157 МЛН. УБЫТКОВ

Без участия генерального директора Рамиля Шайдуллина прошло в конце прошлой недели в автограде собрание акционеров одной из крупнейших в республике строительных компаний — ОАО «Камгэсэнергострой». На него пришли в основном люди преклонного возраста (очевидно, экс-работники, ставшие в период акционирования совладельцами). Вел собрание председатель совета директоров компании Александр Евдокимов. Он пояснил, что гендиректор отсутствует по уважительной причине, принимает участие в совещании, которое проводит в Иннополисе министр информатизации и связи России Николай Никифоров. А первый заместитель гендиректора Сергей Ямашев участвовал в совещании по строительству детсадов в Замелекесье и появился в зале лишь к середине собрания, когда о производственной и финансово-экономической деятельности уже докладывал финансовый директор предприятия Рустем Абзалов.

Из его доклада стало ясно, что дела компании пошли на поправку: чистая прибыль по итогам 2013 года выросла практически в два раза до 20 млн. рублей. Хотя на фоне миллиардных оборотов компании этот показатель все равно вызывает вопросы. Напомним, что после провального 2012 года, когда «Камгэс» сумел заработать лишь 11 млн. рублей, а по группе компаний и вовсе был зафиксирован убыток в 157 млн. рублей, гендиректором стройгруппы вместо Евдокимова, сохранившего за собой пост председателя совета директоров, был назначен 37-летний Шайдуллин, которому удалось существенно улучшить положение. За прошлый год челнинский стройгигант снизил кредиторскую задолженность на 4,5 млрд. рублей (с 11 до 6,5 млрд. рублей) и на 3,8 млрд. рублей удалось уменьшить дебиторскую задолженность. По словам Абзалова, этому обстоятельству в значительной степени поспособствовали сдача 45-тысячного футбольного стадиона «Казань Арена», за который компания получила 2,7 млрд. рублей, и казанского «Агропромпарка» (1 млрд. рублей).

Выручка компании за прошлый год подросла на 1,6 млрд. рублей, составив 12 млрд. рублей. Это выше показателей 2012 года на 15%. В целом же по группе компаний, в которую входят 16 «дочек», оборот составил 16 млрд. рублей, а консолидированная прибыль остановилась на отметке 162 млн. рублей. (Напомним, против убытка в 157 млн. рублей годом ранее).

По словам главного финансиста «Камгэса», всего на объектах Универсиады челнинские строители заработали 7,4 млрд. рублей, а на объектах инфраструктуры ОЭЗ «Алабуга» — 3,4 млрд. рублей. Абзалов отметил также, что в прошлом году камгэсовцы работали и на строительстве республиканского центра крови, который открылся месяц назад при участии министра здравоохранения России Вероники Скворцовой. Он также упомянул про большой объем работ, выполненных на объектах жилого комплекса «Солнечный город» в Казани, строительство санатория «Радуга» в Сочи, заказчиком которого выступила федеральная налоговая служба России, а также про детсады в Челнах и Актаныше и центр крови в Закамье.

«ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ, СОКРАЩЕНИЙ МЫ НЕ ПРОВОДИЛИ»

На текущий год у компании имеются гарантированные контракты на строительно-монтажные работы на 13,5 млрд. рублей. В частности, 2 млрд. рублей планируется освоить на объектах ОЭЗ «Алабуга», 3,2 млрд. рублей — на объектах Иннополиса в Верхнеуслонском районе, который и станет теперь для строителей «Камгэса» объектом №1. Еще 1 млрд. рублей компания планирует заработать на строительстве жилого микрорайона «Салават купере» в Казани, и 850 млн. рублей — на краснокамской фабрике «Гознак».

Завершая свой доклад, Абзалов отметил, что численность персонала компании за отчетный год немного уменьшилась. Однако, заглянув в финансово-экономические показатели, можно было увидеть, что «немного» составило почти 600 человек — 14%! Если в 2012 году в компании работали 4074 человека, то в 2013 году — 3496 человек. Можно было предположить, что уменьшение произошло из-за снижения объема, компания после завершения «мегастроек» могла пойти на сокращение штатов, однако Евдокимов заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «люди уходили сами».

«Это естественная убыль. Сокращений мы не проводили. Сейчас идет некоторое противоречие. С одной стороны, вроде бы рабочие места нужно сохранять, чтобы люди не бегали с места на место, а стабильно работали, но, с другой стороны, собственник требует эффективности: чем больше прибыль, тем лучше», — сказал Евдокимов.

Очевидно, свою роль сыграла в оттоке кадров и отстающая от отраслевой средняя заработная плата по предприятию. По словам Абзалова она составляла в 2013 году 25,6 тыс. рублей, в то время как по республике строители приблизились к 33 тысячам. Вместе с тем на 17% увеличилась производительность труда. Теперь среднемесячная выработка в компании составляет 178 тыс. рублей на человека.

Пройдя по всем вопросам повестки дня и объявив решения совета директоров о выплате акционерам компании дивидендов в размере 30% от чистой прибыли, Евдокимов предложил акционерам утвердить их.

«ВСЕ БОЯЛИСЬ ОЗВУЧИТЬ СТОИМОСТЬ «КАЗАНЬ АРЕНЫ»

Во время перерыва, объявленного для подсчета голосов, Евдокимов дал интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online».

— Александр Сергеевич, на «Камгэс» приходится свыше 5 процентов подрядных работ в Татарстане, но во многих случаях вы выступаете не генподрядчиком. Чем это вызвано?

— А если не дают генподряды, что мы делать-то должны? Идем на субподряды. К примеру, в «Татнефти» было принято решение сделать генподрядчиком строительства ТАНЕКО компанию «Камаглавстрой». Хорошо, что тогда было поручение Рустама Нургалиевича [Минниханова] «Татнефти» и тогда министру строительства Марату Шакирзяновичу [Хуснуллину]. Мы же тогда все прекрасно понимали, что «Камаглавстрой» в одиночку этот объект не построит. И тогда было внесено предложение выбрать трех основных субподрядчиков. Мы согласились. Если такое решение принято руководством, то куда деваться?

— Бизнес-план этого года предполагает выручку в 13,5 миллиардов рублей. Как планируете увеличивать объемы в условиях, когда «мегастройки» закончились?

— Добиться этого можно существенно увеличив объемы жилищного строительства, не забывая, естественно, и про промстроительство, которое должно принести компании как минимум 4,5 миллиарда рублей. Совет директоров компании 25 декабря прошлого года принял программу на 2014 год в объеме 9,2 миллиарда рублей. Мы тогда исходили из объективных реалий. Сейчас появляются корректировки — программа уже составляет 13,5 миллиардов рублей, объемы растут, будем строить микрорайон в Казани. Нам в последние три года жилищным строительством просто некогда и некому было заниматься. Все строители были завязаны на Универсиаду. Это был очень напряженный период.

В 2011 году мы купили завод «ЗЯБ», хотя и не планировали этой покупки. Мы думали, что 30 тысяч квадратных метров в год, которые мы вводили в строй до этого, для нас будет вполне достаточно. С покупкой же завода было принято решение увеличить долю жилищного строительства. Для того чтобы наши «зябовцы» бесперебойно работали, нам нужно вводить по 100 тысяч квадратных метров жилья ежегодно. Эта программа сейчас утверждена и разворачивается. Причем специализироваться будем на жилье эконом-класса.

Александр Евдокимов
Александр Евдокимов

— Минстрой РТ в прошлом году серьезно критиковал вашу компанию за то, что годовые обороты компании несоизмеримы с размером чистой прибыли?

— Минстрой же сделал ноу-хау, мы три года работали на объектах Универсиады, не зная нашей экономики. Мы не видели ее ни в 2012 году, ни в 2011 году, потому что никаких смет не было. Нужно было строить объекты. Нам давали займы, мы сдавали объекты, а экономику «ввели карандашом». А когда начали объекты сдавать... Никто же не отменял институты Счетной палаты Татарстана, Счетной палаты России, осуществляющих контроль, а мы не могли «протанцеваться», потому что у нас не было смет. Стартовая цена строительства «Казань Арены» начиналась с 7 миллиардов рублей, потом появилась цифра 12. Она вроде бы показалось слишком большой, появилась цифра 9 миллиардов рублей. Мы же были первые, никто не знал, как все должно быть и как правильно. Четыре раза во время строительства стадиона останавливалось финансирование!

— А почему?

— Потому что все боялись озвучить стоимость стадиона. Более 15 миллиардов рублей денег, в которые в итоге он обошелся, — это очень хорошая цена для такого стадиона. Я вас уверяю. Такие стадионы в России будут стоить гораздо больше. Мы это прекрасно понимаем. Даже в советские времена, когда были очень хорошие экспертизы, никто не попадал в ту цену, которая была заложена, если цена объекта превышала 1 миллиард рублей. Точно так же и здесь, а тем более в СССР экономика была более-менее стабильной. Строительство стадиона завершилось за 36 месяцев — это самый короткий срок строительства стадиона на 45 тысяч зрителей.

— Какую планку по прибыли ставите себе в задачу в 2014 году?

— Мы ставим задачу кратно ее увеличить. Чем больше, тем лучше. При хорошей работе рентабельность – 10 процентов. У нас на сегодня есть заказы на 13,5 миллиардов рублей, поэтому, думаю, 135 миллионов рублей сможем заработать против 20 миллионов рублей в 2013-м.