Станислав Веселовский
Станислав Веселовский рассказал, что ЗАО «Техстрой» осваивает сегодня выпуск труб с биаксильно-ориентированными стенками

«ТАК ПЕРЕЕЗЖАЙ К НАМ. ЧЕГО ТЫ В ПЕТЕРБУРГЕ ЗДОРОВЬЕ ГРОБИШЬ?»

Использовать в промышленности РТ сверхпрочные и легкие трубы из поливинилхлорида предложил заместитель директора казанского ЗАО «Техстрой» Станислав Веселовский. По его словам, предприятие осваивает сегодня выпуск труб с биаксильно-ориентированными стенками. «Это новое направление для России и новое направление, которое разрабатывается в мире», — заверил Веселовский. Лидеры в этой области — Испания и Австралия. Суть: если взять обычную и биаксиально-ориентированную трубу, то, например, для одинаковых давлений толщина стенки у инновационного изделия будет в два раза тоньше. Также это высокая ударопрочность. Области применения таких труб — орошение, дренаж, пожарная безопасность и так далее.

Председатель совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рустам Минниханов счел предложение перспективным, например, для устройства ливневок, указал «пригласить специалистов», «провести технический совет». Правда, президент РТ посетовал на качество доклада и посоветовал своего рода «импортозамещение»: «Слайды можно было и перевести на нормальный русский язык...»

Рафинат Яруллин (второй слева)
Рафинат Яруллин (второй слева) отметил, что продукция будущего завода по производству жирных спиртов может послужить основой для развития нового сегмента малого и среднего бизнеса в РТ

Генеральный директор петербургского ООО «Автостанкопром» Абдурашид Вохидов рассказал о составах, которые после нанесения позволяют получить многофункциональные нанопленки, противостоящие коррозии, химическому воздействию, бактериям. «Планируем в этом году выйти на международный рынок», — заявил он и рассказал, что в России его компания работает, например, с «Росатомом», а в РТ, к примеру, с КАМАЗОм и ОКБ «Союз». Составы, по словам Вохидова, экологически безопасны, а получающуюся пленку можно стереть только шлифованием. Минниханов первым делом поинтересовался, можно ли применять новшество в судостроении. «Есть договоры с Северной и Адмиралтейской верфями», — ответил гендиректор.

Он также рассказал, что часть инноваций «Автостанкопрома» пока не запатентована. Например, это безразборное нанесение антикоррозийного покрытия для нефтегазовых труб. «Заливаем жидкость в трубы, она превращается в пар...» — объяснял Вохидов и сообщил о грядущих испытаниях с «Газпромом»... Скоро будет получен патент на антиобледенительный состав для энергосетей. «Но мы поняли, что у авиаторов такие же проблемы, — отметил Вохидов. — Сегодня антиобледенитель работает недолго, самолеты постоянно приходится обрабатывать. Мы предлагаем состав, которые держится дольше раз в 10, около 250 часов».

Рустам Минниханов: «Очень интересный проект, будем поддерживать»

«Он что, может антиобледенительную жидкость заменять?» — явно заинтересовался Минниханов. Вохидов и генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин заверили, что есть такая перспектива. «Направление интересное, — оценил рассказ Вохидова о новинках президент. — Рафинат, надо определить интересантов. Потенциально — авиация, машиностроение».

— Позвольте два слова, — решил с восточной учтивостью сделать финальный аккорд Вохидов. — Я много езжу много по миру и радуюсь, приезжая в Казань. Это действительно инновационный город. Ему могли бы завидовать лучшие города Европы — чистый, красивый, приятный.

— Так переезжай к нам, — абсолютно естественно отреагировал Минниханов. — Ты умный парень, чего ты там в Санкт-Петербурге? Сырость, туман, здоровье гробишь. Переезжай к нам, мы тебе найдем применение. Женим тебя, если не женился. Если женился, второй раз женим. Любой каприз».

РАБОЧИХ МЕСТ — 57, СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА — 50 ТЫСЯЧ

Гвоздевым докладом заседания стало сообщение президента московского ОАО «Гаммахим» Евгения Гончаренко. Он рассказал о том, что в ОЭЗ «Алабуга» создадут завод по производству натуральных жирных кислот и спиртов. Область применения — бытовая химия, фармацевтика, парфюмерия, косметика, пищевая промышленность и так далее. По словам Гончаренко, стратегический контекст проекта — локализация уникальной технологии, синергия с нефтехимическим комплексом РТ. И импортозамещение — сегодня в Россию ежегодно ввозится до 88 тыс. т такой продукции (например, жирных спиртов — 22 тыс. т), и к 2020-му ее потребление вырастет.

Жирные кислоты и спирты — это не только готовый к использованию продукт, он может идти и в дальнейшую переработку. Его могут делать, например, «Нэфис Косметикс», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим». На выходе — пластификаторы, вулканизаторы, стабилизаторы, лубриканты и так далее.

Объем инвестиций в проект — 60 млн. евро (заемный капитал — 80%, процентная ставка — 8%, срок кредита — 10 лет). Завод, который должен заработать в 2017 году, расположится на 10 гектарах. Объем производства — 47 тыс. т в год. Период до ввода в эксплуатацию — 2 года. Период эксплуатации — 20 лет. Годовая выручка — 3,5 млрд. рублей. Количество рабочих мест — 57. Средняя зарплата — 50 тысяч. Сырье — а это пальмовое масло и его фракции — будет доставляться танкерами из Юго-Восточной Азии танкерами через Черное и Балтийское моря, далее — железной дорогой. По словам Гончаренко, в мире есть всего две компании, владеющие технологией такой переработки пальмового масла, — итальянская и немецкая. Питерцы выбрали немецкую.

«Гаммахим» — крупнейший импортер пальмового масла — решил сделать в России собственное производство по его переработке, — подытожил генеральный директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев. — Мы по инфраструктуре готовы принять». Он отметил, что питерцы поставили ряд вопросов, например, по снижению стоимости воды, железнодорожных перевозок. Они решаются. Бизнес-план проекта должен быть готов через три месяца.

— Рафинат, какие поручения? — обратился к Яруллину Минниханов.

— Из жирных спиртов можно делать огромное количество малотоннажной химии, — привел пример гендиректор холдинга. — Жирные спирты у нас все покупают за рубежом. Поэтому и КФУ, и в КНИТУ надо детально посмотреть, что можно из этих спиртов делать.

— Холдинг, давайте, разработайте программу, — резюмировал Минниханов. — Очень интересный проект, будем поддерживать.