Сегодня на заседании комиссии Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству татарстанские депутаты оценили производительность труда. Как выяснилось, сейчас в Татарстане 538 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, их количество должно расти на 15% ежегодно. Тем временем побывавшая на заседании комитета корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, как его члены — в основном сами крупные промышленники и предприниматели — назвали одной из преград на пути повышения производительности труда недостаточно развитую инфраструктуру. Эксперты же считают, что в этом вопросе необходим комплексный подход, ведь законодательство порой защищает людей, которые попросту не хотят работать.
Марат Галеев: «Бизнес инфраструктурные вопросы не решит» |
НА 160 ПРЕДПРИЯТИЯХ ВНЕДРЕНО «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Сегодня члены комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ собрались на заключительное заседание в этом созыве. В повестке было пять вопросов, но наибольший интерес из них вызвал первый — о реализации программы по повышению производительности труда. Напомним, программа была принята в республике на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов на период 2013 - 2016 годов.
Отметим, что проблеме производительности труда сейчас уделяют внимание президент РФ Владимир Путин и правительство. Президент РТ Рустам Минниханов обсуждает этот вопрос на заседаниях экономического совета. Замглавы минпромторга Алмаз Хусаинов сегодня в своем докладе сообщил, что число высокопроизводительных рабочих мест должно расти на 15% ежегодно, на 160 предприятиях внедрены технологии «бережливого производства». В этом году еще 930 сотрудников предприятий РТ изучат ЛИН-технологии. В качестве передовика по данному направлению Хусаинов в очередной раз привел в пример ОАО «КАМАЗ». Отметим, ранее сообщалось, что экономический эффект для КАМАЗа с начала внедрения ЛИН-технологий в 2006 году составил невероятные 25 млрд. рублей.
Общее финансирование программы по повышению производительности труда должно составить 231,5 млн. рублей до 2016 года, из них 96 млн. рублей — средства предприятий |
Общее финансирование программы по повышению производительности труда должно составить 231,5 млн. рублей до 2016 года, из них 96 млн. рублей — средства предприятий. Члены комитета, заслушав представителя минпромторга, говорили о том, что нужна и соответствующая федеральная программа, которая бы предполагала софинансирование регионов. Число высокопроизводительных рабочих мест в машиностроительном комплексе к 2016 году должно вырасти до 42 тыс., в нефтехимическом — до 40 тысяч. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков этой весной говорил, что общее число высокопроизводительных рабочих мест в 2013 году в РТ выросло на 12,2%. Однако рост был связан отчасти с изменением методики подсчета Росстата, который одним махом увеличил количество высокопроизводительных рабочих мест в РТ с 357 тыс. до 538 тысяч.
«ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА... НО КАК ВОЗИТЬ ТОВАРЫ?»
Гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов повернул депутатскую дискуссию о производительности труда в другое русло, заговорив о недостаточно развитой инфраструктуре. Так, из Нижнекамска в Казань по железной дороге продукция предприятий «добирается» сутки или больше, немало часов уходит и на загруженную автомобильную дорогу, иногда транспорт простаивает.
По мнению Альберта Шигабутдинова, хорошая дорожная инфраструктура нужна не только малому и среднему бизнесу, но и крупным компаниям |
«Повышение производительности труда ведет за собой сокращение персонала, но это неправильно», — продолжил гендиректор ТАИФа. Однако если оставлять работников, повышая производительность труда и увеличивая объемы производства, то следующей преградой становится логистика, пояснил Шигабутдинов: «Как возить товары?» Никому конкретно не адресованный вопрос мог бы повиснуть в воздухе, но «от лица» государства «отдуваться» пришлось представителю минэкономики РТ. Начальник управления прогнозирования и стратегического развития Олег Пелевин сообщил, что вопросы инфраструктуры рассматриваются в рамках создания «Стратегии развития Татарстана до 2030 года», о которой газета «БИЗНЕС Online» неоднократно писала. «Эти вопросы решать надо, они давно подняты», — отреагировал Шигабутдинов.
Хорошая дорожная инфраструктура нужна не только малому и среднему бизнесу, сказал он, но и крупным компаниям. При этом глава ТАИФа добавил, что одному только крупному бизнесу такие мегапроекты по модернизации инфраструктуры не по зубам, необходимо участие государства. Ведь на это требуются сотни миллиардов...
«Бизнес инфраструктурные вопросы не решит», — согласился с ним председатель комитета по экономике Марат Галеев, подчеркнув, что необходимо целостное внимание в этом вопросе, вызвавшем оживление у большинства собравшихся депутатов. Впрочем, председатель комитета напомнил, что проблемы инфраструктуры поднимаются и обсуждаются десятилетиями...
НУЖНО КРЕДИТОВАНИЕ ПО ПРИЕМЛЕМЫМ СТАВКАМ
Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у руководителей предприятий, как они решают проблему производительности труда и какое значение для бизнеса имеет инфраструктура.
Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Электроприбор»:
— Применительно к нашему предприятию, а также к предприятиям, которые связаны с системой ОПК, те объемы производства, что есть сейчас, и те объемы, которые были в советские годы, несопоставимы, их меньше. Проблема производительности труда у нас не столь остро стоит, мы с имеющимся оборудованием и с текущим числом сотрудников с задачами справляемся. По некоторым направлениям, где наиболее остро стоит увеличение объемов какого-то вида продукции, внедряем новые технологии. В основном стараемся добиться решения задач технологическими методами, внедрением нового оборудования. Целевой показатель — объем производства на одного работающего. Мы по этому показателю в 4 раза выросли с 2005 года.
Господдержка? Одним из факторов повышения производительности труда является внедрение оборудования. Новое оборудование, как правило, очень дорогое. С учетом того, что процентные ставки просто запредельные и не содействуют экономическому росту. Задача государства — создать такие условия, чтобы кредитование было по приемлемым ставкам. И нужен контроль финансово-кредитной политики. Косвенно, наверное, строительство дорог поспособствует повышению производительности труда.
Создание любой инфраструктуры, в том числе и ВСМ, «делает» расстояние меньше. Обмен людьми будет более активный, как в Европе. В Европе несколько иные расстояния, но для них это норма, когда человек живет в одном городе, работает в другом. Происходит обмен кадрами, возникает кадровая конкуренция.
Владислав Клиенков — генеральный директор ОАО «КЗСК-Силикон»:
— Наше предприятие только строится, вопрос производительности труда будет решаться. У нас современные технологии, современные средства КИП будут применяться. Производительность труда ведь в том числе зависит и от автоматизации. Хорошо, конечно, если и дороги будут хорошие, но мне кажется, что производительность труда внутри предприятия и дороги за пределами предприятия — это разные вещи.
Марат Галеев с сожалением отметил, что проблемы инфраструктуры поднимаются и обсуждаются десятилетиями |
«ОТ ГЕРМАНИИ МЫ ОТСТАЕМ В 4 - 6 РАЗ»
Владимир Сидоренков — генеральный директор ЗАО «Микрон-холдинг»:
— В советское время выпускали плакат с фотографией Ленина, где было написано, что главное — это производительность труда. А что мы сегодня имеем? Россия в четвертой или пятой десятке в мире по производительности труда. Страна живет за счет использования сырьевых ресурсов. Например, по производительности труда в промышленности от Германии мы отстаем от 4 до 6 раз, по разным данным.
Основная проблема связана с тем, как заставить людей эффективно работать. Я их должен принуждать, потому что законодательство этого не делает. Сегодня оно защищает людей, которые не хотят работать. Сравните трудовое законодательство той же Германии и наше — за что отвечает работник, как он работает на предприятии, кто несет ответственность за качество труда. У нас сейчас разработана система на базе «Алгоритма», мы его модернизировали. Сделали новую систему оплаты труда, которая стимулирует совершенствование деятельности. Сегодняшняя система труда рассчитана на затраты, на трудоемкость. Шигабутдинов правильно говорит, комплексный подход должен быть. Сама производительность труда — это как инструмент решения социальных и экономических проблем. В отдельности она не решается, она реализуется с решением задач конкурентоспособности.
Вадим Борисов — председатель профкома ОАО «Компрессормаш»:
— Для нас это немаловажная, можно сказать, проблема. У нас не настолько быстрые темпы роста производительности труда, как мы пытаемся заработную плату увеличивать. Мы пытаемся более эффективно использовать премиальный фонд, чтобы премия была стимулирующей частью, чтобы оплата труда зависела от производительности. Также у нас есть моральное поощрение. Это награды разного уровня, почетные грамоты района, города, некоторые сотрудники получили медали и звания заслуженного машиностроителя. У нас есть доска почета, куда заносятся лучшие работники подразделений. Есть программа поощрения лучших молодых работников. Кроме того, у нас есть отдел нормирования, где считают, сколько работник должен сделать деталей в восьмичасовую рабочую смену и сколько одна деталь стоит в рублях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.