Круглый стол с участием руководителя управления федеральной антимонопольной службы по РТ Александра Груничева, бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова и челнинских предпринимателей состоялся накануне в Набережных Челнах. Разговор получился долгий, сложный и пестрый на темы, но так или иначе сводился к одному: бизнесу нужно чаще заявлять о своих проблемах, и тогда, возможно, они будут решаться быстрее и качественнее. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на встрече, узнала, почему в УФАС поступает мало жалоб, а принятые решения исполняются не сразу и как недостатки законодательства позволяют крупным сетям завышать наценки.
Тимур Нагуманов (слева) |
НЕФОРМАЛЬНО НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ВОЗМОЖНО
Встреча проходила в рамках проекта «Бизнес и власть — откровенный разговор», что само по себе уже должно было настроить участников на определенный формат общения. Как выразился Тимур Нагуманов, неформальный настолько, насколько это возможно. «Мы не ставим себе задачей решить все проблемы за одну встречу, но хотим поговорить максимально откровенно, чтобы не было недомолвок и темных сторон», — сказал он.
Неформальная атмосфера привела к тому, что заседание затянулось на два с лишним часа — так много вопросов накопилось к чиновникам у челнинских предпринимателей. К примеру, директор торгового дома «Акульчев» Ришат Шайхуллов сразу спросил о том, почему многие решения ФАС долго не могут вступить в силу.
— Я знаю, что ваша служба часто выносит решения в пользу предпринимателей. Но есть такая проблема: они не всегда доводятся до логического завершения. Решения есть, просто они не исполняются. Что делать? Как быть?
— Мы часто сталкиваемся с тем, что прохождение судебных решений достаточно долгое, — ответил Александр Груничев. — Фактически, у нас есть дела, которые тянутся от одного года до трех лет, не всегда в положительную сторону, поскольку бывают частые изменения в законодательстве. Есть такие случаи, когда мы принимали дела в работу, проходили все судебные инстанции, выигрывали. Потом практика менялась, и мы проигрывали много аналогичных дел. Это достаточно тяжело прокомментировать. На ваш вопрос фактически невозможно дать ответ, и вы, наверное, сами об этом знаете.
Директор ТПП Набережных Челнов и Закамья Иван Шигин задал вопрос, касающийся участия в торгах городской ассоциации мебельщиков.
— Заказ был сформирован на 10 миллионов рублей, цены опустили до 4,5 миллионов рублей, — рассказал он. — Продукцию поставили сомнительного качества. Согласно 44-му закону, если цены снижают на 25 процентов, то торги прекращаются и должна быть проверка. Когда эта система вступит в силу? Когда наши предприниматели начнут нормально зарабатывать и поставлять продукцию хорошего качества?
Александр Груничев (слева), Фархад Латыпов |
— Мы контролируем ситуацию только до момента заключения контракта, после этого полномочия переходят к другим органам, то есть к прокуратуре и МВД, — пояснил Груничев. — Но такие дела мы все равно принимаем, поскольку считаем, что тут присутствует факт недобросовестной конкуренции и, может быть, отчасти сговора. Подобные дела у нас были, то есть когда заказчик заказывает одно, а поставляют ему совершенно другое. Я скажу вам не как руководитель УФАС, а как преподаватель вуза: жизнь с принятием 44-го закона несколько усложнилась.
«МЫ НЕ МОЖЕМ ЗАЛЕЗТЬ К ВАМ В ГОЛОВУ И ПОНЯТЬ, В ЧЕМ ПРОБЛЕМА»
Вместе с тем Груничев попросил присутствующих не забывать, что все зависит от заказчика. Если заказчик грамотно пропишет процедуры, никакие недобросовестные покупатели к нему даже не сунутся. А если заказчик где-то недоглядел, сразу появляются проблемы.
— Тогда почему нет строгого приема заказов? — не успокаивался Шигин. — У нас бывает такое, что задание специально делают под одного человека, и после этого конкурс никто, кроме него, не может выиграть!
— Если такие случаи есть, мы их выжигаем каленым железом, — заверил Груничев.
Публика рассмеялась.
— Вы вот посмеялись, а ведь кто-то должен нам техническое заключение дать, — спокойно продолжил руководитель УФАС. — У нас сидит специалист. Сегодня ему приходит жалоба на медоборудование, завтра — на программное обеспечение, через три часа — на поставки каких-то запчастей. Как он должен принять решение, если обращение, например, составлено неграмотно? Люди пишут: «Я увидел нарушение законодательства». А в чем оно заключается, непонятно. Люди должны обращаться, отстаивать свои права.
Груничев обратился к бизнесменам с неожиданным вопросом: как они думают, сколько жалоб было на исполком Челнов за последние несколько лет? «Тысяча», — сказал кто-то.
— У нас тысячи жалоб в год даже по всей республике нет, — ответил Груничев. — Было 3 жалобы в 2012 году, 3 жалобы в 2013 году и в 2014 году — 6 жалоб. Из них на исполком — две жалобы, остальное связано с больницами, МВД и заказчиками.
Нагуманов добавил, что многие бизнесмены пользуются лояльностью ФАС к процедурам.
— Писать обращения, мол, мы видели нарушение, а вы там умные ребята в УФАС, разберитесь — это, конечно, хорошо. Но вероятность того, что они «разберутся», становится меньше. Обращений не так много, но каждое из них — это очень сложная процедура. По медицине — одна история, по мебели — другой вопрос, — отметил бизнес-омбудсмен.
Возвращаясь к вопросу о закупках, Нагуманов подчеркнул: должна быть максимально компетентная процедура закупки, инициированная самим заказчиком.
— В исполкоме должны быть очень хорошие специалисты по всем сферам. Когда они готовят конкурсную документацию, то должны супержестко ее формулировать, — сказал он. — Вместе с тем исполком тоже не все сможет проконтролировать, тут должна работать система. Поэтому мой призыв, наверное, прозвучит глупо, но он единственный: если вы в чем-то сомневаетесь, обращайтесь в ФАС, к нам, в прокуратуру, в сам исполком. Без вас мы ничего сделать не можем, мы не можем залезть к вам в голову и понять, в чем проблема.
Груничев добавил, что все жалобы должны подаваться вовремя.
— Когда контракт заключен, сделать уже практически ничего невозможно. Если заказчик после этого получает не то, что он заказал, — это уже не к нам, а к прокуратуре, — пояснил главный антимонопольщик.
Максим Федоров (в центре) |
«ИЗУЧИТЕ ПРИМЕР АРГЕНТИНЫ И ЮЖНОЙ КОРЕИ»
Гендиректор «Конкор-Оптики» Максим Федоров (по совместительству замглавы на общественных началах) заметил, что в России на данный момент не существует законодательства, касающегося института торговых сетей, которое помогало бы местным производителям.
— У транснациональных корпораций затраты на маркетинг составляют до 70 процентов от цены продукции. Местным производителям трудно с ними конкурировать, — сказал он.
Владелец ТД «Дуслык» Ренат Сулейманов в продолжение наболевший темы задал вопрос руководителю татарстанского УФАС.
— Есть закон о торговле, по которому запрещено присутствие сети на территории регионов в размере больше, чем 25 процентов. Кто является оценщиком этих 25 процентов?
— Насколько я понимаю, мы являемся, — ответил Груничев.
— То есть нам нужно подать вам заявление?
— Мы проводим исследования в разных районах республики по этому вопросу. По последним анализам мы выявили нарушения такого характера в 2012 году в 2 - 3 районах. Если есть какие-то дополнительные сведения, обращайтесь.
В разговор включился Шайхуллов.
— Юридически я понимаю, что мы можем обратиться в ФАС с каким-то предложением или жалобой, но у меня практический вопрос. Насколько это реально потребовать от той или иной сети не завышать наценки?
— Я могу вас огорчить, но с сегодняшним законодательством у вас шансов нет, — ответил Груничев. — Мы неоднократно обращались с вопросами об изменении законодательства в этой части. Но что скрывать, все уже приспособились. Жалоб по этому вопросу к нам, кстати, не поступало. Я прекрасно понимаю, что тех, кто начинает обращаться, начинают из этой сети выкидывать. Но кто-то должен это делать.
Нагуманов заметил, что, по оценке мировых экономистов, в ретейле России одна из самых жесточайших конкуренций по всему миру.
— Самый лучший менеджмент, юридическая практика и лоббистские возможности — у них там. Весь развитый мир этот этап уже прошел, — сказал он.
Ближе к концу встречи затронули вопрос протекционизма со стороны властей города. Удивительно, но в этой части дискуссии практически не возникло. Бизнес-омбудсмен напоследок дал предпринимателям совет.
— Изучите ради интереса кейсы успешных зарубежных компаний, — сказал он. — Нигде нет ни одной успешной компании, которую протекционировало бы государство. Например, Южная Корея. У них принцип: поддержку получает тот, кто конкурирует на зарубежном рынке. Это мерило того, что компания успешна. Обратный пример — Аргентина. Обе страны стартовали в 60-е годы с одинаковых позиций, Аргентина была в разы более развита, но они вытягивали и поддерживали более слабые компании. Сегодня Корея — это сильнейшая экономика, продукция которой представлена во всем мире, Аргентина же — это аграрная страна, в которой периодически происходят коллапсы...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.