В АВТОГРАДЕ ПРИОСТАНОВЛЕН ВЫПУСК ДЕЛОВОГО ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА, БЛИЗКОГО К ГОРОДСКИМ ВЛАСТЯМ

Спад челнинской экономики приводит к серьезным проблемам СМИ автограда. На днях деловой еженедельник "Час" прекратил выпуск очередных номеров. Издатель газеты – второй по величине в городе медиа-холдинг "СТВ-медиа", по официальной версии, остановил газету лишь на летний период. Однако, сам факт того, что на такой шаг вынужден пойти медиа-холдинг, близкий к главе автограда Ильдару Халикову, свидетельствует о том, что на рынке СМИ Челнов   начались очень серьезные проблемы.

Причины остановки "Часа" очевидны – рынок рекламы в Челнах, как и по всей стране, находится в стадии спада. В этой ситуации многие издатели вынуждены сокращать расходы, уменьшая периодичность выхода изданий, штаты редакций, в худшем случае идти на прекращение их выпуска, интерпретируя это как временную меру. В этом смысле решение учредителей "Часа" оригинальным назвать трудно.  

Гораздо интереснее другая сторона жизни этой газеты. Сейчас уже немногие помнят, что ее издание было инициировано в конце 90-х одним из челнинских предпринимателей, близких к экс-мэру города Рафгату Алтынбаеву. Произошло это после отъезда Алтанбаева в Москву в результате провалившегося "путча глав". В автограде в ту пору существовала фронда из числа предпринимателей, недовольных новыми порядками, которые начал внедрять назначенный главой города Рашит Хамадеев.

Газета "Час", однако, не была особенно оригинальным проектом, модель газеты с незначительными изменениями повторяла то, что уже сделали два лидера рынка печатных СМИ города – "Челны Лтд" и "Вечерние Челны". Одним из немногих отличий были некоторые острые публикации, которые, по идее, должны были сформировать имидж газеты как площадки независимых мнений. Однако, отсутствие внятной идеологии у алтынбаевской команды, а также попытки перемирия между властями республики и Алтынбаевым в скором времени стали причиной исчезновения интереса создателей газеты к своему детищу. У газеты начались финансовые проблемы. Ведущие журналисты ушли в другие издания, упал тираж. Началось время неопределенности. К тому времени под контролем бизнесменов, близких к Алтынбаеву, также находилась телекомпания СТВ. У нее также начался сложный этап.

В 2005 году телекомпания СТВ неожиданно стала основным активом холдинга "СТВ-медиа", который был учрежден предпринимателями, на этот раз близкими уже к главе автограда Ильдару Халикову. Причем эти события примерно совпали со временем с передачей компании "Сити-центр" высотной челнинской гостиницы-"тюбетейки", которую в 2003 году на торгах купила компания "ТехОптСнаб", контролируемая Булатом Янборисовым, который был близок к Алтынбаеву (в частности, он выдвигался кандидатом от "Партии жизни" на думских выборах). Источники, близкие к участникам сделки, утверждали, что смена хозяев СТВ стала частью сделки по купле-продаже "тюбетейки".  

Янборисов продал "тюбетейку" компании "Сити-центр" без каких-либо публичных комментариев.

В скором времени в составе холдинга "СТВ-Медиа" оказались телекомпания (она транслирует свои передачи на федеральном канале REN- ТВ), газета "Час", радиостанции "Авторадио", "Радио 7 на семи холмах", позже добавились радиостанции "Брежнев FM", "Радио Алла" (вместо "Радио 7"), Energy. В общем, сформировался серьезный информационный кулак, ориентированный на обслуживание интересов городской администрации и Халикова. Он должен был стать противовесом популярной частной газете "Челны ЛТД" и информационным ресурсам самого крупного городского медиа-холдинга "Единство" (объединяющего целый пул радиостанций и газет, наиболее известные из них – "Вечерние Челны", "Единство" и глянцевый журнал "Интерклуб". Кстати, последний закрылся недавно, став первой жертвой кризиса в Челнах).

Новые владельцы газеты "Час" стали искать для нее новую нишу, поскольку было ясно, что сегмент городских еженедельников в городе был уже давно переполнен.   В газету пришла новая команда журналистов, которая предприняла переформатировать "Час" в деловую газету. Однако, эта ниша оказалась слишком узкой – газета, даже достигнув тиража (во всяком случае заявленного) в 12 тыс. экземпляров, не принесла ожидаемых доходов. Не помог и довольно неординарный шаг в виде запуска проекта "Open City" - приложения, издаваемого при поддержке челнинской мэрии на английском языке для инвесторов из-за рубежа и иностранных специалистов, работающих в автограде.  

В кризис газета стала бременем для холдинга, тем более, как сообщают наши источники в Набережных Челнах, иссяк один из самых важных денежных потоков издания, который направлял КАМАЗ (очевидно, не без просьбы городских властей). Финансирование сторонних проектов стало непозволительной роскошью для компании.  

Эксперты пока оценивают ситуацию очень осторожно. Так, Эрик Хайруллин - главный редактор газеты "Вечерние Челны", считает, что специализация "Часа" интересна, и интерес к такому проекту есть. Он считает, что сложности газеты связаны с финансовой стороной ее деятельности, но все-таки не исключает, что проблемы, с которыми оно столкнулось, временные.  

Ринат Билалов,
Наталья Голобурдова