В России существует лишь несколько «островков», где отношение к изобразительному искусству находится на приемлемом уровне. Татарстан в это число не входит, считает известный художник из Набережных Челнов Хамза Шарипов. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он рассуждает о субъективности и объективности при награждении госпремиями в Татарстане и о необходимости приобщать население, в том числе и бизнесменов, к прекрасному.
Хамза Шарипов |
СВЯТО МЕСТО ПУСТО БЫВАЕТ
Показатель культуры в обществе — это отношение в первую очередь к изобразительному искусству. Потому что оно всегда, во все времена было имиджевой стороной любого народа, любой страны. В государствах, когда они были в расцвете сил, изобразительное искусство всегда процветало. Мудрые правители всегда дружили с художниками. Более того, художники считались равными правителям. Потому что у художников свое мировоззрение, у них есть своя точка зрения, и обществу чрезвычайно важно знать ее.
Конечно, мы сейчас живем не в Средневековье. И общество старается быть все более гармоничным, в том числе и его политическая или бизнес-элита. А гармония невозможна без понимания изобразительного искусства. С другой стороны, конечно, и само искусство нуждается в поддержке, понимании. А у нас что происходит? К сожалению, в Татарстане общество в понимании изобразительного искусства сильно отстало. Просто катастрофически!
Это мы видим, например, в подходах к присуждению госпремий. Случаются необъяснимые, странные вещи. Находясь внутри цехового братства художников, мы же понимаем, кто действительно достоин награды, а кто — нет. Там есть определенные критерии. Тут не должно быть такого: мне это нравится, значит, это хорошо; не нравится, значит, это плохо. Совершенно неподготовленный человек, тетя Маня с улицы, может так заявить. Но если ты относишься к слою общества, который руководит и управляет, принимает какие-то решения, касающиеся жизнедеятельности социума, то тут безусловно какой-то минимум знаний должен быть. А у нас, к сожалению, выдавая премии и звания художникам, зачастую как раз и руководствуются принципом «мне нравится».
МЫ СИДЕЛИ, РАЗГОВАРИВАЛИ, И... ПЛАКАТЬ ХОТЕЛОСЬ
Просветительская работа по изобразительному искусству в Татарстане отсутствует напрочь. В советское время общество «Знание» вело популярные лекции — по науке, искусству, литературе. Проводились встречи, делали передачи для ТV. Сейчас всего этого нет. Но кто-то же должен взять на себя эту просветительскую функцию?! Да, есть федеральный телеканал «Культура». Но он один не справляется с этой задачей. Вообще, СМИ очень сильно недорабатывают в этом плане. Посмотрите газеты, интернет-сайты, телевидение, послушайте радио. И вы увидите, что все заполнено эпатажнымими материалами, негативом, криминалом. Хотя все уже давно говорят, что это навязло в зубах. Тем не менее ситуация не меняется.
Наверное, сам социум должен этот вопрос решить. В СМИ, на телевидении, по радио должны быть передачи, связанные с культурой, искусством. Я считаю, что в каждом регионе, особенно в тех, которые, как Татарстан, имеют республиканский статус, должен быть либо такой канал, либо отдельные передачи. Вопросы искусства должны освещаться гораздо чаще и глубже, нежели сейчас. А у нас существует штамп: если какой-то коллектив съездил куда-то с концертами или же какой-то театр спектакль показывает, об этом в новостях сюжет дадут. И все! Но этого недостаточно. Изобразительное искусство — а это целый пласт информации — практически не освещается. И получается замкнутый круг. Из-за того, что передач нет, сами журналисты не развиваются в этом направлении. А раз не развиваются, то не могут на эту тему и передачи нормальные делать.
Однажды нас пригласили в ТНВ. Реально было видно, что для ведущих вопросы изобразительного искусства очень далеки и чужды. Мы сидели, разговаривали, и... плакать хотелось.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — ЭТО ВОПРОС И ИНВЕСТИЦИЙ,
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
Надо помогать обществу двигаться в сторону освоения именно изобразительного искусства. Почему? Да потому что музыка, например, так или иначе близка народу — пусть через попсу, а также через классику. Люди ходят на концерты, есть радио, телепередачи. Да, есть те, кто тоньше разбирается, кто-то — хуже, но хотя бы на популярном уровне практически все что-то понимают, что-то чувствуют. С театром тоже проще — люди ходят в театры. Архитектура, кстати, тоже относится к изобразительному искусству. И тут Татарстан, на мой взгляд, не блещет. Да и вообще вся Россия не блещет.
Есть такое понятие «соревновательность», которое очень приветствуется в спорте. «Ак Барс» стал чемпионом — все здорово, все радуются. Потом потерял звание, и все! А изобразительное искусство, если выходит на передовые рубежи, так легко не теряет свои позиции. И в историческом аспекте культура всегда интересна. Как играли в футбол в XIX веке, сейчас мало кому интересно, а изобразительное искусство, которое было и в XIX, и в XVII, и в XV веках, — в музеях, и все человечество питается этой духовной пищей. А раз общество питается, давайте говорить современными терминами, раз уж все в мире стало сильно капитализированным, пусть общество вкладывается в культуру. И от этого будет отдача самому обществу. И немалая!
Изобразительное искусство во всем мире котируется и только растет в цене. Во-первых, как уже говорилось, это имиджевая сторона, если рассматривать изобразительное искусство как благоприятный фон для продвижения своих экономических достижений. Во-вторых, это вопрос и инвестиций, привлекательности самого общества. И если вести целенаправленную просветительскую работу, то люди начнут вкладываться в эту незанятую нишу, которая просто поможет нам всем нормально развиваться.
У ТАТАРСТАНСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ НЕТ ВНУТРЕННЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ИСКУССТВЕ
В целом по России есть проблема вторичности изобразительного искусства. Сейчас в Москве и Питере идет волна концептуального искусства, но зачастую там идет перепев того, что на Западе уже «проехали». Конечно, это не говорит о том, что мы не должны через это пройти. Тем более что в этом есть и положительные тенденции. Например, этнофутуризм. Считается, что это явление возникло в Эстонии, но на самом деле такая волна была и в России в 1990-е годы. Это было постсоветское время, когда по стране шла волна суверенизации республик. И тогда большое внимание уделялось именно национальному аспекту культуры. Возникло даже такое движение, как этноавангард. Это когда поиск новых путей в изобразительном искусстве проходит через видение этнической культуры, традиционных ценностей. Появились этнодизайн, этнотеатр, этномода.
В России по большому счету можно выделить буквально несколько «островков», где к изобразительному искусству относятся с должным вниманием. Конечно, в первую очередь это Москва и Санкт-Петербург. А мы в Татарстане очень сильно отстаем. Из республик, кто идет в ногу со временем, — это соседний Башкортостан. При том что в экономическом и политическом плане Татарстан находится в более лидирующем положении, в вопросах именно изобразительного искусства там среда оказалась более, видимо, здоровой, творческой. А это для изобразительного искусства наиболее важно. Не знаю, может, в Татарстане сильно повлияло то, что последние 20 лет советского периода председателем союза художников был Харис Якупов. Тогда в искусстве были отчасти моменты его культа личности. Впоследствии союз возглавлял Абрек Абзгильдин, и, мне кажется, уже в то время татарстанская художественная атмосфера просто затухла.
Ликвидация любого недостатка культуры, конечно, дело времени. Но культуру ведь так легко не вырастишь. Для этого требуется гумус, определенный культурный слой. Основные покупатели, более требовательные, которым нужны произведения коллекционного уровня, есть только в Москве и Питере. Хотя в Казани и Челнах достаточно бизнесменов, у которых есть возможность купить эти картины, но у них нет этой внутренней потребности. А чтобы эта потребность сформировалась, человеку нужна определенная культура.
НАСТАЛО ВРЕМЯ ПЕРЕНИМАТЬ ОПЫТ КИТАЙЦЕВ
Я недавно был в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге на выставке кимоно работы японского художника Итико Кубото, который ушел из жизни лет 10 назад. Это была ошеломительная выставка! Мне кажется, Татарстан тоже мог принимать у себя такие выставки. Это бы нас сближало и с восточным искусством: японцы в этом отношении — очень сильно продвинутый народ. И насколько важно искусство для народа, это демонстрирует Япония. Искусство там всегда было развито, и именно поэтому, я считаю, в современных технологиях они сделали большой рывок вперед. Не последнюю роль тут сыграла этническая культура. И она не противопоставлена мировой культуре — наоборот, очень сильно ее дополняет.
В Китае, кстати, тоже очень развито изобразительное искусство. Там четыре мощных направления: традиционная живопись на шелке, западный модерн, реализм и этнический авангард. А ведь в свое время они многое позаимствовали у нас. И в советские времена у нас учились, и затем приглашали к себе наших педагогов. Теперь, наверное, настало время нам перенимать опыт у них.
Итико Кубото. Момент первых заморозков. 1986 |
Нельзя не сказать и о том, что татары всегда гордились и гордятся тем, что наша республика — это некий мост между Востоком и Западом. Но если мы мост, почему у нас до сих пор нет музея искусства народов Востока? Он у нас должен был в первую очередь появиться! С экспонатами проблем быть не должно, современные технологии позволяют делать очень качественные копии даже скульптур, ведь сегодня существуют 3D-принтеры. Да и в самом татарском искусстве есть много чего интересного. А у нас... Могильные камни, изготовленные на уровне произведений искусства, просто лежат в поле. Например, в Азнакаевском районе. Это все музейные вещи, просто нет уважения ни к своей истории, ни к своим реликвиям, ни к своей культуре...
Хамза Шарипов
Справка
Хамза Шарипов — член союза художников РФ. Родился 4 февраля 1957 года в деревне Аклуши Бардымского района Пермской области. Окончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию. С 1987 года живет и работает в Набережных Челнах. Заслуженный деятель искусств РТ. Почетный член международной гуманитарной академии «Европа-Азия». Его работы хранятся в музеях и галереях, а также в частных коллекциях Турции, Венгрии, Германии, США, Японии и других стран. Женат, воспитал двух сыновей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.