АЛЫЙ БИЗНЕС НА КОФЕ

Первый проект формата экспресс-кофейня, как называют его сами игроки, появился осенью 2012 года. Это сеть Coffee To Go, три киоска которой стоят в переходах станций метрополитена. «Был и четвертый, но на станции метро «Проспект Победы» один закрыли — не совсем удачное место, — говорит Булат Салимзянов, владелец сети. — Киоски у нас в собственности, а место берем в аренду. Купить свой кусочек земли — из разряда фантастики. Первоначальные вложения в этом бизнесе составляют от 150 тысяч до 350 тысяч рублей на одну точку».

По словам Салимзянова, в Казани этот сегмент очень востребован. «Мы прививаем кофейную культуру людям. Качество кофе в экспресс- и обычных кофейнях отличается. Есть бариста — человек, который правильно варит кофе, есть профессиональные машинки, которые варят кофе. Я сам, например, люблю густой, насыщенный кофе в Cava. Конечно, сделать такой же в условиях подземки трудно. Но из-за этого и цена ниже», — признается он. Средний чек — примерно 100 рублей. Конкурентами он называет сети Coffee like и Coffee time.

Киоски с надписями Coffee Like и Coffee Time расположены в основном в центре Казани. Часть из них — в павильонах, ранее продававших печатную продукцию. Сейчас ЗАО «Горпечать» сдает несколько своих киосков в аренду под кофейный бизнес.

БЫСТРО ОКУПИТЬ

Сеть Coffee Like (четыре павильона) — это франшиза ижевского проекта, и киоски «кофе с собой» расположены в основном в центре города. По словам директора Coffee Like Зуфара Гарипова, первоначальные вложения зависят от начального состояния киоска, но базовая комплектация составляет около 350 тыс. рублей.

«Содержание киосков под продажу кофе — это очень выгодный бизнес, и я очень рад, что мы вовремя его заметили. Выручка — коммерческая тайна, но, поверьте, окупаемость происходит очень быстро, — утверждает Гарипов. — Подобных проектов — «кофе с собой» — очень много: Ижевск, Новосибирск, Пермь, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург и многие другие». По его словам, кофе в таких киосках по качеству не отличается от того, что предлагаются в кофейнях. «Я бы охарактеризовал ситуацию на рынке кофеен Казани как взрывной рост, очень много возможностей, и предприниматели начали это чувствовать. Однозначно в Казани есть потребность в наличии таких кофейных киосков. Растет и развивается город, а значит, и количество активных людей, которые живут в быстром ритме», — считает Гарипов.

У Coffee Time, открывшегося на улице Пушкина в начале марта этого года, а теперь переехавшего в район Центрального рынка, пока один киоск, однако директор проекта Айрат Зиятдинов говорит, что планы большие. Киоск взят в аренду, а проект он развивает самостоятельно. По словам Зиятдинова, на оформление киоска ушло не так много средств, а основными расходами были закупка профессионального кофейного оборудования и аренда. По словам дизайнера проекта Рустема Абдуллина, стоимость самого фирменного стиля недешевая. «Так как я сам сделал весь дизайн, он нам обошелся бесплатно, разве что распечатка стоила денег», — говорит он.

Директор Coffee like Зуфар Гарипов
Директор Coffee Like Зуфар Гарипов

«Спрос есть, наша цель состоит в том, чтобы предоставлять как качественный продукт, так и обслуживание, чтобы у клиентов (мы их называем кофеманами) возникало желание возвращаться к нам обратно. Выручка может быть совершенно различной, тут много факторов. По моим личным подсчетам, окупаемость — порядка трех-пяти месяцев, — говорит он. — Потребность в таких форматах в Казани есть. Сам по себе формат довольно популярен и в новинку, рынок пока не перенасыщен. В целом есть простор для роста и развития».

По мнению Зиятдинова, особых различий между кофе из киосков и специальных кофеен нет. «При запуске мы лично перепробовали огромное количество сортов кофе из различных стран, выбирая наиболее оптимальный и гармоничный. Также мы тщательно обучаем нашего бариста всем этапам приготовления кофе от теории до практики. Сам с удовольствием пью теперь только свой кофе, да и отзывы клиентов очень радуют», — сказал он.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Что касается затрат на запуск данного вида бизнеса, как указано выше, требуется от 150 тыс. рублей.

«Нормальная кофемашина (не автомат) стоит от 100 тысяч рублей. У нас, например, кофемашина стоит более 200 тысяч рублей. Думаю, что в таких киосках все относительно просто. Можно дешево собрать оборудование под кофе — поставить кофемолку, кофемашину, поставить сиропы различные. Вероятно, самое дорогое для них — закупка стаканчиков с логотипом, потому что минимальная партия большая», — объяснил нашему изданию исполнительный директор ООО «Казанские кофейни» Адель Ягудин.

По его словам, расходы в данном сегменте состоят из двух частей. Первая — это разовые. Сюда входят установка киоска, оформление, покупка кофемашины (от 100 тыс. рублей), кофемолки (от 20 тыс. рублей), кассы (от 50 тыс. рублей) и прочие расходы (50 - 100 тыс. рублей). К постоянным расходам относятся аренда земли, электричество, отопление, зарплата персонала, обслуживание кофемашин.

«Плюсы работы в этом сегменте — можно быстро и дешево открыть павильон, он находится, как правило, близко к человеческому потоку, а также мобильность точки, — говорит Ягудин. — Среди минусов — долгое обслуживание для улицы (в среднем пять минутред.), холод зимой, отсутствие чаевых, из-за чего зарплата баристы в киосках должна быть выше, чем в кофейнях».

«В КАЗАНИ ЛЮДЕЙ, ПРЕДАННЫХ ЧАШКЕ КОФЕ, МАЛО»

Эксперты и игроки рынка прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» перспективы бизнеса, а также уровень качества по сравнению с традиционными кофейнями.

Адель Ягудин — исполнительный директор ООО «Казанские кофейни» (сеть кофеен Coffee Cava):

— По рентабельности могу сказать, что те киоски, которые стоят в метро, рентабельны. Но дело в том, что там они стоят не в минусовой температуре и затраты на отопление зимой меньше, а человеческий трафик в разы выше. Про рентабельность наземных киосков сказать трудно.

Выручка такого проекта зависит от потока людей. Средний чек однозначно ниже, чем в кофейне, так как в кофейне садятся, берут кофе, булочку к нему, могут выпить две чашки кофе. А здесь взял стакан и пошел. Кофе с собой стоит в среднем от 69 рублей. Пик выручки у такого формата весной и осенью. Летом жарко, не всем хочется пить горячий кофе, а зимой слишком холодно, чтобы покупать его на улице. Ничего нового в плане ценовой политики не сделано, потому что многие кофейни предлагают кофе с собой на вынос со скидкой. Зато хорошо, что можно взять и перенести ларек территориально в другое место, если дело не пошло.

Если поставить в ларьке грамотного бариста, я не удивлюсь, что там кофе будет даже лучше, чем в некоторых кофейнях. Например, технология приготовления в Coffee Like примерно та же, что у нас. Многое зависит от используемого зерна — скорее всего, стараются использовать дешевое. Важно также, какая вода используется. Качество продукта зависит от кофемашины и того, сколько вкладывается в обучение бариста. Мы, например, на обучение одного человека можем потратить целый месяц, только на зерно уходит 6 тысяч рублей, чтобы он сделал солидную чашку кофе. Я считаю, что по этой причине в подобных киосках лучше ставить машину-автомат — и быстрее, и меньше зависимость от человеческого фактора.

Кроме того, у меня есть предположение, что поставленный рядом с киоском вендинговый аппарат с кофе (торговые автоматыред.) будет намного выгоднее. Только нужно уточнять, есть ли вендинг, адаптированный к морозам. Можно поставить киоск, в котором будет тепло зимой, и установить в нем вендинговый аппарат. Уверен, что это выгоднее.

Ситуация на рынке кофеен Казани сегодня интересная. Открылись московский «Кофеин», питерская Coffeeshop Company, и они оттянули на себя часть аудитории. В Казани людей, преданных именно чашке кофе, не так много, и выручка, естественно, упала. В Татарстане вообще больше принято пить чай. Показатель — открывшаяся в «Колизее» в Казани кофейня закрылась спустя пару месяцев. «Агафредо» никогда не жил за счет кофе, акцент там делается на другом, «Шоколадница» — тоже. Настоящих кофеен, которые специализируются на кофе, в Казани очень мало. Не хочу хвалиться, но у нас первые пять позиций по продажам — это кофе.

Ситуация для вхождения на рынок сегодня неблагоприятная. С точки зрения количества кофеен рынок не насыщен, кофеен мало, но если смотреть с точки зрения количества потенциального потребителя, его очень мало, рынок перенасыщен. Дело в другой ментальности. В Самаре, например, продажи кофе больше, чем в Казани.

Знаю ситуацию на рынке изнутри, и мне кажется, что такие кофейные киоски не будут востребованы именно в Казани. В Москве и Питере множество аналогичных проектов, они востребованы, но практика показывает, что то, что работает у них, не всегда работает у нас. Идея сама по себе не нова, она очень распространена в Европе. По-моему, такой вид бизнеса не имеет перспектив, по крайней мере пока в Казани не научатся пить кофе. Я, конечно, буду очень рад, если ошибаюсь. Это будет значить, что кофейная культура в Казани развивается, рынок становится более емким. Это будет хорошо даже для нас, потому что клиент, попробовавший кофе в киоске, а потом у нас, останется в итоге нашим клиентом.

Азат Шайдуллин — владелец кофейни «Кофеин»:

— Рентабельность данного бизнеса очень зависит от местоположения торговой точки. Выручка зависит от местоположения, а также ассортимента предлагаемой продукции помимо кофе. Это приблизительно от 100 до 300 тысяч рублей в месяц.

Цена по реализации торговой точки зависит от используемого оборудования для приготовления кофе. Кофемашину можно купить как за 50 тысяч, так и за 1 миллион рублей. Как правило, в таких «кофейных киосках» используются недорогие модели кофемашин.

В Казани культура кофе находится на этапе зарождения. Говорить о каком-либо качественном кофе в городе тяжело. Большинство из тех, даже стационарных заведений, которые называют себя кофейнями, продают продукт невысокого качества, используя несвежий, пережаренный кофе. Потребитель кофе в России не знаком с настоящим вкусом кофе класса Speciality, ему тяжело определить уровень качества и подлинного вкуса, такого, который должен быть.

Рынок кофеен в первую очередь определяет рынок самого кофе. В России мы редко можем встретить кофе высокого класса. Рынок кофеен, который представлен сегодня, является больше рынком городских кафе, сочетающих в себе еду и кофейные напитки, однако никак не развивающих кофейную культуру.