«ТАСМА» МЕНЯЕТ КАДРЫ НА ПЛЕНКУ

Сегодня на базе казанского ООО «Научно-производственное предприятие «Тасма» в технопарке «Химград» президент Татарстана Рустам Минниханов открыл новое производство инновационной многослойной пленки для упаковки продуктов питания Mealguard.

Проект профинансировал Сбербанк, выделив 303,5 млн. рублей. Производственная мощность — 48 млн. погонных метров продукции в год, сообщили «БИЗНЕС Online» на предприятии. Дополнительно создано 35 рабочих мест — их заняли сотрудники «Тасмы» после переобучения.

«Очень приятно, что, наконец, развеялись сомнения относительно будущего «Тасмы», — заявил на церемонии Минниханов, напомнив, что спасение некогда легендарного предприятия было довольно долгим. При этом президент подчеркнул важность нового производства на фоне санкций, наложенных западными странами на Россию. «На фоне того, что западные страны ввели санкции, есть определенные проблемы, мы имеем возможность производить продукт, который заменяет импортные изделия. Он пока основан на импортном сырье, материалах, но мы сегодня обсудили с ТАИФом и Владимиром Бусыгиным, и руководителями «Казаньоргсинтеза» — совместно с нашим технологическим университетом мы способны подобрать рецептуру и решить эту задачу. А задача огромная — 200 тысяч тонн такого сырья необходимо для внутреннего рынка. Сегодня нам важно воспользоваться моментом и предоставить на рынок качественную отечественную продукцию», — сказал Минниханов.

34.jpg

На самом предприятии перспективы нового производства оценивают (хотя и с долей осторожности) довольно оптимистично. В компании газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что общая емкость рынка многослойных термоусадочных барьерных пленок России в 2014 году составит 4,5 млрд. рублей. При этом ежегодно рынок будет увеличиваться и к 2020 году, по прогнозу, дойдет до отметки в 6 млрд. рублей. Потенциал установленного оборудования составляет 8 - 10% (400 млн. рублей в год или 48 млн. погонных метров продукции) существующего рынка аналогичных пленок. Только в Татарстане более 25 компаний занимаются переработкой мяса, птицы, рыбы, производством сыра (ООО «Казанский мясокомбинат», ООО «Челны-мясо», ООО «Челны-бройлер» и пр.). Кроме того, в РТ три локальные торговые сети («Бахетле», «Эдельвейс», «Эссен» и пр.) и пять федеральных, которые потенциально могут использовать данную пленку. Заявляется, что аналогов данной технологии и оборудования в России нет — пленка обеспечит сохранность продукта до 40 - 60 дней при температуре хранения плюс 2, плюс 4, производиться будет на оборудовании компании GAP, реализующей высокотехнологичный процесс тройного раздува Triple Bubble.

41.jpg

Нажатием символичной кнопки Минниханов, коммерческий директор итальянской компании GAP Джованни Стокетти и директор «Химграда» Альберт Каримов запустили производство пленки. Строго говоря, производство уже работало — вся церемония открытия происходила на фоне больших рулонов пленки.

Сегодня же с «Ак Барс холдингом» «Тасмой» был подписан первый договор на поставку продукции.

Как рассказал во время экскурсии по предприятию коммерческий директор ОАО «Тасма» Александр Ушаков, линию производства решено было разместить вертикально.

«Мы эффективно использовали свою площадь. Высота башни составляет 18 метров. Это единственная такая линия в России, она сделана под заказ», — сказал Ушаков.

По его словам, предприятие не будет останавливаться на одной линии производства. В планах компании установка второй, и возможно, третьей «машины». Таким образом, предприятие рассчитывает в дальнейшем занять 30 - 40% российского рынка.

По словам зампреда Волго-Вятского банка Сбербанка России, управляющего отделением «Банк Татарстан» Рушана Сахбиева, соглашение о сотрудничестве было подписано осенью прошлого года. «Основная наша финансовая услуга состояла в проплате приобретения стоимости оборудования, было привлечено квотирование иностранного банка, таким образом нам удалось существенно снизить стоимость заимствований кредитных ресурсов со стороны «Тасмы». Из 303 миллионов, которые были заявлены, мы профинансировали 150 миллионов рублей», — сказал Сахбиев.

37.jpg

ДВОЙНОЕ «УДОРОЖАНИЕ» ПРОЕКТА

В последние годы известное на весь Советский Союз предприятие действительно переживало мучительное перерождение. Как рассказывал на интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров «Химграда» Альберт Каримов, в последние годы в четыре раза уменьшилась численность персонала, более чем в 7 раз сократились занимаемые производством площади. После «резания по живому» на предприятии остались 400 человек, которые вырабатывают продукцию более чем на 300 млн. рублей в год. «Для медицины — рентгеновская пленка, для газовой и нефтехимической отрасли, для судостроителей — пленка неразрушающего контроля сварных швов, — рассказал тогда Каримов. — Именно фотографии с пленки принимаются в судах при спорных вопросах качества сварки. «Тасма» занимает порядка 20 процентов российского рынка пленки неразрушающего контроля. Аэрофотоснимки тоже до сих пор делают на пленке».

В июне предприятие получило госконтракт министерства обороны России на 38 млн. рублей по поставке расходных аэрофотоматериалов. Аналогичный госконтракт был получен и в прошлом году, на 45 млн. рублей. Больше крупных госзаказов у предприятия в последние два года не было. На конец 2012 года чистая прибыль составила немногим более 3 млн. рублей.

Альберт Каримов
Альберт Каримов

Новый проект предприятию был нужен как воздух. Впервые о возможном новом проекте Каримов заявил еще в 2012 году. В сентябре прошлого года стало известно о сотрудничестве «Тасмы» со Сбербанком, правда, тогда суммы инвестирования были меньше. Планировалось, что предприятие вложит 183 млн. рублей в производство многослойной пленки, из которых заемные средства должны были составить 146 млн. рублей. Производство планировалось запустить в первом квартале 2014 года.

Уставный капитал ООО «НПП «Тасма» составляет 71 млн. рублей (по данным системы «Контур-Фокус»). Учредителями являются ООО «Тасма» (90%) и ЗАО «Иннова-Про» (10%).

Согласно списку аффилированных лиц от 30 июня 2014 года, почти 67% уставного капитала ОАО «Тасма» принадлежит ООО «Тасма-Инвест». Интересно, что использована схема «закольцовки владения», очень популярная в 90-х годах в качестве средства защиты от рейдерских захватов. Так, 88% уставного капитала ООО «Тасма-Инвест», согласно базе данных «Контур-Фокус», принадлежит ОАО «Тасма», еще 12% числится за ООО «Тасма-Инвест-Торг». Последнее подконтрольно ООО «НПП «Тасма». В свою очередь, НПП «Тасма» на 90% принадлежит ОАО «Тасма», а еще 10% во владении ЗАО «Иннова-Про». И только в ЗАО «Иннова-Про» мы обнаруживаем, кто конечный бенефициар — физлицо Искандер Зарипов. Он также участвует в бизнесе электронных услуг совместно с Ахметом Давлетьяровым и Дмитрием Манониным.

29.jpg

Можно добавить, что интересы Зарипова и Манонина также связаны с ООО «ТДТ-Инвест», которое было отмечено среди учредителей Химзавода им. Карпова до выкупа завода со стороны ОАО «Нижнекамскнефтехим».

УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УПАКОВКИ УЖЕ ВЫШЕ СРЕДНЕГО

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Это уже старое предприятие, которое за 80 лет своего существования внесло большой вклад в развитие военной промышленности. Зачем нам терять такое предприятие? Сейчас там «Химград», реально работает множество малых и средних предприятий, которые платят налоги. Сейчас там открывается производство по выпуску термоусадочной пленки, которая заменит импортные аналоги. Такая пленка позволяет сохранять продукты до 40 дней в охлажденном виде. Это современная итальянская линия, которая должна окупиться за пять лет. Для нее есть здесь и сырьевая база. Так что такими делами обязательно нужно было заниматься. Ведь правительство должно заниматься не только подготовкой к Универсиаде, к чемпионатам мира, а именно развитием таких перспективных производств. Сейчас уже решены и энергетические вопросы, и вопросы по отводу территории. Будем надеяться, что «Химград» будет развиваться. Тем более что президент Татарстана пошел навстречу и сохранил на три года льготы на имущество. А это дает им возможность хорошо развиваться. Тем более что сегодня уже было подписано соглашение с нашими торговыми сетями.

Марат Галеев — председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Высокотехнологичный малый, средний бизнес, как правило, не может состояться без участия государства. Химия есть химия, нужна хорошая инфраструктура, и «Тасма» вполне подходящий для данного производства объект. На предприятии когда-то производили кино- и фотопленку, однако технологическая революция привела к тому, что эти продукты стали практически не нужны, но инфраструктура осталась. Поэтому это правильное решение — создать большую площадку для малого бизнеса, связанного с химией, на той инфраструктурной площадке, которая образовалась на «Тасме». Изготовление пищевой пленки имеет сугубо практическое значение для рынка, населения, потребителей и продавцов. Подобные материалы всегда нами импортировались, соответственно, запуск данного производства можно только приветствовать.

45.jpg

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Действительно, спрос на различные виды упаковки растет. Объясняется это и увеличением производства различной продукции, которую нужно упаковывать, и изменением предпочтений потребителей, и изменением формата розничной торговли, ведь уже давно основной формой стало самообслуживание. Кроме того, все химическое производство и сегмент упаковки не стоят на месте: появляются новые материалы, создаются новые виды упаковки, с новыми свойствами, причиняющие меньше вреда окружающей среде как при производстве, так и при последующей утилизации, но главное — сохраняющие свежесть продуктов, увеличивающие срок их хранения. Все это способствует росту спроса на упаковку из разных материалов, предназначенных для упаковки пищевой и непищевой продукции. Уровень конкуренции на рынке упаковки постоянно увеличивается и уже выше среднего уровня. Причем конкурируют между собой все виды упаковки. То есть не только различные виды пленки конкурируют между собой, но пленка конкурирует с мешками, металлическая тара конкурирует с бумажной, пластмассовая упаковка конкурирует со стеклянной и так далее. Соответственно, и предприятия, их производящие конкурируют между собой.

Понятно, что в первую очередь завод будет работать на внутренний рынок, начнет замещать импортную продукцию. Но и экспортные возможности у предприятия также есть, так как термоусадочная пленка — это весьма перспективный вид упаковочных материалов, она все шире применяется в разных странах. С запуском этого производства компания укрепит свои позиции на нашем рынке. Учитывая, что данный сегмент упаковки активно развивается и рынок пока ненасыщен, перспективы нового производства отличные, и спрос на продукцию компании, конечно же, будет.