Ураган сорвал кровли с птичников ООО «Челны-Бройлер»
Ураган сорвал кровли с птичников ООО «Челны-Бройлер» (фото: chelny-biz.ru)

«У НАС ОСТАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПОЛНИТЬ ГОДОВОЙ ПЛАН»

Сегодня агрохолдинг «Агросила групп» распространил официальное сообщение об ущербе, который был нанесен имуществу компании прошедшим над Тукаевским и Мензелинским районами РТ в минувшие выходные ураганом. Пострадали более половины откормочных площадей птицекомплекса «Челны-Бройлер». Стихия прошлась по сельхозугодьям двумя волнами — сначала в субботу в 4 часа дня, затем ровно через 12 часов — в 4 утра воскресенья. Во время второго акта буйства стихий скорость ветра превысила 28 м/с, все это сопровождалось ливнем и градом — судя по фото из Мензелинска, размером с голубиное яйцо. Кроме 120 тыс. кв. м «Челны-Бройлера» — с сорванными кровлями птичников и побитой крупнейшим градом птицей — ураган загубил урожай трех агрофирм холдинга «Агросила» — «Кама», «Восток» и «Зай», кормовые поля «Камского бекона», пшеницу СХП «Алмаз» в поселке Татарстан. И это лишь предприятия, понесшие самые крупные потери в минувший weekend.

По оценке экспертов «Агросилы», общий ущерб «Челны-Бройлера» и трех агрофирм холдинга превысил 570 млн. рублей. Масштаб проблемы можно понять из заявления гендиректора птицефабрики Арслана Хамидуллина, который сегодня сообщил, что «Челны-Бройлер» рассчитывает полностью восстановиться лишь к ноябрю. Поставки поволжским ритейлерам «Челны-Бройлер» сохраняет в прежнем объеме.

«Мы запустили в работу новую производственную площадку на 25 тысяч тонн, — говорится в официальном заявлении Хамидуллина. — При соответствующей поддержке в этом году у нас есть возможность выполнить планы по объему производства мяса птицы».

В Мензелинске был град размером с голубиное яйцо
В Мензелинске был град размером с голубиное яйцо

В своем заявлении Хамидуллин отметил, что внутренние системы птицекомплекса практически не повреждены и технологический процесс не был нарушен, однако, указывая ноябрь сроком полного восстановления производства, отметил, что время нужно на ремонт зданий и все-таки внутренних систем — очевидно, упомянутых гендиректором «Челны-Бройлера» систем кормления птицы.

Также выяснилось, что из-за повреждений линий электропередач и завалов подъездных дорог на птицефабрике в течение 2 часов не было электричества, как и на многих промышленных предприятиях зоны БСИ в непосредственной близости.

Марат Ахметов в понедельник проехал по особо пострадавшим угодьям и задал критерии для оценки потерь, хотя бюджетных компенсаций не обещал
Марат Ахметов в понедельник проехал по особо пострадавшим угодьям и задал критерии для оценки потерь, хотя бюджетных компенсаций не обещал

АХМЕТОВ ЛЮБИТ ПО 20 ЦЕНТНЕРОВ С ГЕКТАРА

«Агросила» во время урагана потеряла 8,9 тыс. га зерновых культур. По словам агронома сельскохозяйственного управления исполкома Тукаевского района Галимзяна Шаймуратова, как минимум 3 тыс. га из них были всходами элитного семенного материала, идущего на продажу по самым высоким ценам. На «Камском беконе», как сообщил «БИЗНЕС Online» Шаймуратов, погибло 380 га кормовых культур из 7 тыс. га общих площадей.

Над исчислением общего ущерба сельхозпредприятий двух районов минсельхоз РТ бьется уже три дня. Министр сельского хозяйтсва и продовольствия РТ Марат Ахметов в понедельник проехал по особо пострадавшим угодьям и задал критерии для оценки потерь, хотя бюджетных компенсаций не обещал. Как услышал корреспондент «БИЗНЕС Online» в сельхозпредприятии, потерявшем 7-ю часть урожая, Ахметов «скостил» прогнозируемую урожайность более чем на 20% — вероятно, министр допускает возможность бюджетных компенсаций потерпевшим.

Главный бухгалтер СХП «Алмаз» Кадрия Сафиуллина рассказала «БИЗНЕС Online», что на их полях погибло 100 га ячменя, который заготавливается на корм собственным коровам предприятия, и столько же пшеницы высшего сорта, самой дорогой — на хлеб и на продажу.

«У нас есть долги по лизингу, мы рассчитывали этой пшеницей и по лизингу расплатится. Град был огромный, 200 гектаров выбило подчистую», — рассказала Сафиуллина. По ее словам, в этом году с гектара в «Алмазе» планировали собрать по 25 - 27 центнеров пшеницы стоимостью 650 рублей за центнер, что выходит в 1,7 млн. рублей. Однако Ахметов распорядился считать убытки, исходя из 20 центнеров с гектара. Таким образом, ущерб на полях пшеницы высшего сорта министерство будет рассчитывать по 13 тыс. рублей с гектара. Вместе с ячменем, который уходит на рынке по 600 рублей за центнер, ущерб «Алмаза» по госрасценкам составит 2,5 млн. рублей.

Таким образом, и ущерб соседей «Алмаза» по полю — «Камского бекона», потерявшего 380 га ячменя, — по среднерыночной цене и урожайности, определенной Ахметовым для этой территории, выльется как минимум в 4,6 млн. рублей.

Практически не затронула стихия крупного местного сельхозпроизводителя — ОАО «Челны Хлеб». В приемной Рустама Шарипова — гендиректора агрофирмы «Туган як», принадлежащей «Челны-Хлебу», корреспонденту «БИЗНЕС Online» пояснили, что поврежденных ураганом территорий поля компании касаются лишь краешком, в основном зерно растет в Муслюмовском районе.

В Мензелинском районе, по собранным данным, градом выбило почти 1,5 тыс. га зерновых и 187 га кукурузы. По словам руководителя аппарата исполкома района Розы Салдаевой, пострадала яровая пшеница, ячмень, овес. 714 га зерновых лишился филиал ООО «Сэт иле» «Чулман», второй филиал «Мензеля» потерял 628 га яровой пшеницы.

ПЛЮС ДОМА, ДЕРЕВЬЯ И СТОЛБЫ

Отметим также, что от урагана пострадали не только сельхозпроизводители. На дачах повалило зрелые деревья и повредило дома — члены садовых обществ «Тополя», «Колосок», «Лесное» выложили в соцсетях подтверждающие фотографии с комментариями о гибели урожаев. Например: «Ночью в с/о «Тополя» был ураган с дождем, повалило деревья и столбы с электричеством, сорвало крыши».

По некоторым данным, в Тукаевском районе ураган прошел по деревням Азьмушкинского, Иштиряковского и Шильнебашского сельских поселений, повредив несколько домов в деревнях Тогаево, Новые Сарайлы, по 13 домов в Иштиряково и деревне Авлаш.

Эпицентр стихии пришелся на границу Тукаевского и Мензелинского районов. Собственно на трассе между Набережными Челнами и Мензелинском рекламные баннеры наутро обнаружились вырванными из земли вместе с бетонными фундаментами. В самом Мензелинске градом побило лобовые стекла автомобилей и окна домов. Впрочем, обращений по поводу порчи муниципального или коммерческого имущества в исполком Мензелинска, по словам Салдаевой, не поступало.

Нижнекамский район ураганом только облизнуло. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель КХФ «Земляки» Владимир Аппаков, для местных фермеров стихия обернулась не ежедневным, но вполне привычным явлением природы.

«Нельзя сказать, что у нас ураган нанес значительный ущерб, — рассказал Аппаков. — У меня, в частности, деревья повалило, подсолнечник, гречку. Сильного вреда нет, такое каждый год бывает. Подсолнечника, может, процентов пять уронил ураган. Гречку чуть больше, по кукурузе прошелся».

«В НАШЕМ РАЙОНЕ ПОТЕРИ СОСТАВЯТ 25 - 30 ПРОЦЕНТОВ УРОЖАЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили последствия урагана для частных хозяйств и перспективы пострадавших сельхозпроизводителей.

Минталип Минниханов — председатель ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий Тукаевского района:

— Ураган — это всегда серьезное испытание, причем для всех. Если говорить о наших фермерских хозяйствах, то у нас минимальные потери составляют 25 - 30 процентов. Это только то, что побило градом, срезало зерна со стеблей. И их никаким комбайном, никакой техникой уже не возьмешь. Плюс еще ветер был сильный, прижал многие посевы к земле. Удастся ли с них собрать урожай, большой вопрос. Так что в итоге ущерб по растениеводству может оказаться больше. Помещения в нашем хозяйстве не пострадали, но в некоторых соседних со складов шифер частично ветер снял, профнастил. Это тоже серьезные потери. Просто фермеры обычно не жалуются. Знают, что неоткуда помощи ждать. И не подсчитывают ущерб, а сами потихоньку начинают ремонтировать. Но тут ущерб в основном только ремонтом и ограничиваются. Мы же только начинаем яровые убирать. Так что на складах у большинства фермеров еще пусто. У некоторых только был там нынешний урожай.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:

— Дело не только в материальном ущербе — потеряны наработки, значительная доля элитных семян. Что же касается компенсации пострадавшим от урагана организациям со стороны государства, то тут надо учитывать два аспекта. Предприятия-то, конечно, коммерческие, но заняты они деятельностью, имеющую социальную направленность. Встает вопрос и продовольственной безопасности республики. Так что если компания действительно серьезно пострадала, если ущерб надолго сорвет технологические процессы, то государство может помочь. Но в аграрном секторе нужна активная работа со страховыми компаниями, и лучше предприятиям уповать на себя. В других странах страхование от различных климатических явлений очень сильно развито, у нас пока недостаточно.

Наркясь Монасыпова — экс-директор филиала ОАО «Альфа-страхование»:

— Если пострадавшие предприятия и фермерские хозяйства прибегали к услугам страховых компаний то, безусловно, они могут рассчитывать на получение компенсации. Другое дело, что в каждом случае все индивидуально — зависит от условий конкретного договора. Например, многое зависит от страховой суммы, от того, не действует ли фирма на условиях франшизы, как вообще оговорены условия получения компенсации. Кроме того, если застрахован, в частности, от урагана, то попадают ли метеоусловия под эту категорию. Теоретически компания может возместить и все 100 процентов страховой выплаты. Но не исключено, что ей будет отказано в выплате.

В Татарстане сельское хозяйство довольно часто прибегает к услугам страховщиков, потому что этот бизнес сильно зависит от природных условий. Лето может быть дождливым или, наоборот, засушливым — в Татарстане рисковое земледелие. Страхуются и крупные компании, и фермеры, это востребованная услуга.