В КРИЗИС КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ МЕНЕДЖЕР ГОТОВ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ В РАБОЧЕГО

Кризис существенно изменил мировоззрение российских "белых воротничков". Многие из них в критической ситуации готовы поменять свою работу в офисе на заводской цех.

Исследование HeadHunter показало только 28,5% "белых воротничков" намерены любой ценой держаться за свой "офисный" статус, остальные вполне готовы переквалифицироваться в рабочие.

Когда кризис только начинался, понижение статуса воспринималось болезненно. Теперь основная масса управленцев (38,57%), считают, что рабочие специальности перспективнее и будут востребованы в любое время. 31,69% опрошенных аргументируют свою готовность на время стать рабочими как способ пережить кризис. Еще 21% респондентов расценивают навыки что-то делать своими руками как источник дополнительного заработка. Наиболее привлекательными для менеджеров среднего звена выглядят профессии повара, автомеханика, электрика или столяра. Фрезеровщиками, токарями или слесарями не готов стать почти никто — эти занятия видятся менее презентабельными, чем профессия грузчика, пишет РБК daily.

Самыми сговорчивыми оказались специалисты в сфере безопасности — разжаловать себя в рабочие готовы 54,55% опрошенных. На втором месте управленцы из автомобильного бизнеса — 47,83%. Далее с небольшим отставанием идут "белые воротнички" из транспортной сферы и логистики (46,81%), медицины (45,45%) и добычи сырья (42,86%). Наиболее дорожат своим статусом юристы и студенты — с университетской скамьи сразу встать за станок готов только каждый пятый.

Утрату амбиций офисных работников эксперты отчасти объясняют тем, что докризисный рынок труда в этой сфере был перегрет. "Кризис дал компаниям возможность поменять команду, — говорит замдиректора Института социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский. — Самые квалифицированные сотрудники не остались без работы, менеджеры второго эшелона не все нашли себя".

Готовность "белых воротничков" к понижению статуса экспертам нравится. "Подобная психология свойственна для США времен докризисного бума, — отмечает глава группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. — Там состояния как быстро сколачивались, так же быстро и лопались. Однако сами скоробогачи, как и их жены, были морально готовы сегодня купаться в роскоши, а завтра идти работать машинистами. Такие поколения наиболее живучи". По мнению эксперта, сословный консерватизм советской эпохи окончательно уйдет в прошлое вместе с кризисом.

О причинах смены настроений интернет-газета «БИЗНЕС Online» попросила ответить казанских экспертов.

Наталия Хисматуллина - директор кадрового агентства "Экспресс":

- Рабочих мест для офисных работников действительно стало намного меньше. Из таких предложений в основном остались вакансии менеджеров по продажам. Однако, сказать, что среди бывших офисных работников появилось большое количество желающих переквалифицироваться в рабочих, я пока не могу. Люди согласны на менее оплачиваемую работу, лишь бы работать в офисе. Думаю, это принципиальная позиция многих. Все-таки люди приобрели определенный опыт, заработали репутацию в своей профессии. Кроме того, для специалистов такого рода очень важно общественное мнение, поэтому смена специальности на рабочую для них самый крайний шаг.

Александра Лебедева - директор казанского отделения по подбору персонала Kelly Services:

- Кандидаты, приходящие к нам на собеседование, не изъявляют острого желания переквалифицироваться в рабочие. Более того, мы видим, что, несмотря на отсутствие работы, у людей есть определенный финансовый "запас прочности", который позволяет им спокойно выбирать позицию и компанию и не торопиться с трудоустройством. Менеджеры понимают, что даже если они и захотят сменить сферу деятельности, быстро переквалифицироваться в слесаря, токаря или фрезеровщика - а это по-прежнему наиболее востребованные рабочие вакансии в Казани и других регионах - у них не получится. По результатам исследования мы видим, что как раз эти позиции пользуются наименьшей популярностью среди потенциальных соискателей с "белыми воротничками". Что касается поваров и кондитеров, то их популярность может объясняться, во-первых, тем, что так, скорее всего, ответило большинство женщин, которые по определению умеют готовить. А во-вторых, это может быть отражением уверенности в том, что, несмотря на кризис, люди всегда будут хотеть есть.

Среди клиентов Kelly Services много производственных компаний и квалифицированный персонал нам приходится искать по всей территории России. Сейчас есть спрос на специалистов, уже имеющих опыт работы (от 1,5 лет), владеющих современными технологиями и иностранными языками. Востребованы инженеры-технологи из машиностроения, пищевой промышленности, специалисты по качеству, по сборке.

На мой взгляд, если в результате этого кризиса в сознании людей произойдет смена ценностей, и рабочие профессии станут больше цениться и пользоваться уважением, то это уже можно будет назвать позитивным результатом. Если молодежь поймет, что для того чтобы зарабатывать 30-40 тысяч рублей в месяц совсем не обязательно становиться у прилавка, а можно работать на производстве и строить самолеты, автомобили или производить качественные продукты питания ― нас ждут великие времена...

БИЗНЕС Online