Как стало известно «БИЗНЕС Online», сразу несколько татарстанских автодилеров, включая таких известных игроков, как «Фобос» и «Алтын-Авто», выставили на продажу свой бизнес. Совокупная стоимость оказавшихся в продаже автосалонов превышает 1 млрд. рублей — впечатляющая сумма для показывавшего рост даже в кризис регионального авторынка. По мнению экспертов, главная причина проблем автодилеров — стагнация всего рынка и обвал продаж некоторых популярных ранее марок. При этом мультибрендовые компании и те, кто имеет отдельные салоны только для премиальных марок или марок с большими продажами, пока держатся на плаву, но вынуждены прикладывать для этого титанические усилия.
Казанская группа «Делфо» разослала предложения по продаже части своего бизнеса, в частности, автоцентра «Фобос» на улице Тукая |
ПРЕДЛАГАЕМ КУПИТЬ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», казанская группа «Делфо» разослала основным игрокам авторынка предложения по продаже части своего бизнеса. Речь идет об автосалонах на площади Вахитова (улица Тукая), в частности, об автоцентре «Фобос», торгующем продукцией АвтоВАЗа.
Предложения получили сразу несколько крупных игроков. В предложении потенциальному покупателю говорится о помещении в 5,7 тыс. кв. м и земельном участке площадью 8,4 тыс. кв. м на улице Тукая.
О продаже «Фобоса» знает замдиректора «КАН-Авто» Сергей Чернов. По его словам, в адрес компании поступило предложение о покупке части автодилерского бизнеса группы. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, стоимость подобного проекта может составить $6 - 8 миллионов.
По итогам первого полугодия продукция АвтоВАЗа — абсолютный лидер снижения продаж среди всех других брендов |
ЛУЧШЕ К СОБСТВЕННИКУ
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала в автосалоне LADA на площади Вахитова. Автоцентр работал в обычном режиме. Перед зданием курили несколько работников. Внутри, как только корреспондент «БИЗНЕС Online» вошла, подошел консультант. Он рассказал, что на некоторые модели 2013 года сейчас действуют специальные акции. Задав уточняющие вопросы (механика или автомат), модель, сразу же посчитал сумму скидки. Однако скидка небольшая. На LADA Granta, например, всего порядка 20 тыс. рублей.
Этот же консультант уточнил, что автосалон и автосервис Geely «Фобоса» на проспекте Ямашева 20 августа переехал по новому адресу — на улицу Беломорскую. Действительно, корреспондент «БИЗНЕС Online» на двери автоцентра на Ямашева увидела несколько объявлений. В них сообщалось, что автосалон и автосервис находятся теперь по новому адресу. Работу там они начали уже 11 августа. Внутри автосалона уже было абсолютно пусто. Как стало известно «БИЗНЕС Online», компания отказалась от аренды автосалона на Ямашева и перевезла сервис и шоу-рум на Беломорскую, в новую автодеревню. Что интересно, поначалу компания «Делфо-Авто» даже пыталась участвовать в торгах на один из «нуровских» автосалонов на Ямашева.
«Фобос» отказался от аренды автосалона на Ямашева и перевез сервис и шоу-рум на Беломорскую |
Редакции удалось дозвониться до Тагира Шаюкова — директора «Делфо-Авто». Он заявил, что автодилерство Geely компания не продает. «Мы перевели автосалон с Ямашева на Беломорскую. Салон на Ямашева был в аренде, мы его оставили, просто расторгли договор. На Беломорской у нас появилось новое помещение, так как для Chevrolet мы построили салон. Это собственные площади», — заявил Шаюков. Сегодня на Беломорской у «Делфо» есть автоцентры Opel, Chevrolet и Geely.
Но продажу салона на площади Вахитова Шаюков не подтвердил, правда, в начале беседы он рекомендовал попытаться найти владельца бизнеса и задать ему эти вопросы.
Распродажу начали другие игроки авторынка и не только в Казани |
В целом ситуацию с продажами LADA и Geely на рынке Казани он охарактеризовал как непростую. «Тому причин масса. Это и банковская система — неодобрение кредитов, которые выдаются избирательно. Уменьшилась активность населения с финансовой стороны. Видимо, все притихли и ждут, чем закончится ситуация, назовем так, на внешнем рынке», — говорит топ-менеджер.
ЧТО ТАКОЕ «ДЕЛФО»?
Тут следует несколько слов сказать, что представляет из себя автохолдинг «Делфо». Он включает автоцентры «Делфо-Авто» и «Делфо-Парк», которые специализируются на популярных марках Opel и Chevrolet. Также работает под брендом «Фобос» (марки АвтоВАЗ и Geely). Сама компания была образована в 1996 году, и уже на следующий год у нее началось сотрудничество с General Motors (GM). Тогда это было связано с амбициозным проектом по отверточной сборке автомобилей Chevrolet Blazer в Елабуге на базе ЕлАЗа. Поэтому, видимо, неслучайно владелец «Делфо-Авто» Айдар Гафуров был совладельцем управляющим елабужским автозаводом ОАО «Инвестиционная компания «ЕлАЗ-Капитал».
Айдар Гафуров был совладельцем компании «ЕлАЗ-Капитал», управляющей елабужским автозаводом |
С закрытия проекта Chevrolet Blazer уже в 1999 году структура Гафурова заключает дилерский договор с GM по продаже и обслуживанию автомобилей Opel. В 2003 году в портфеле «Делфо» появляется дилерство на Chevrolet Niva и Chevrolet Viva. В 2008 году был открыт новый дилерский автоцентр холдинга «Делфо-Парк», который вобрал в себя все самые передовые достижения в процессе продаж и обслуживания автомобилей марок Opel, Chevrolet и Cadillac. Позже к маркам прибавляется китайская Geely. «Наша компания занимается автомобилями Geely с 2007 года. Мы верим в марку. Рынок меняется, и сегодня китайская продукция становится все более востребованной. Только на днях мы продали одному корпоративному клиенту пятый автомобиль Geely. Думаю, что одними из перспективных клиентов дилерского центра «Делфо Джили» являются таксомоторные предприятия. На федеральном уровне таксисты уже пересели на автомобили Geely Emgrand и продолжают комплектовать автопарки «китайцами», — рассказывал Гафуров о сотрудничестве с китайцами.
БАНКОВСКИЕ ЗАЛОГИ...
Отметим, что распродажу начал не только «Делфо», но и другие игроки, и не только в Казани.
Так, на портале бесплатных объявлений Avito можно обнаружить объявление о продаже автосалона Suzuki на Сибирском тракте. Речь идет об автосалоне компании «Алтын-Авто». Действующий бизнес в автосалоне площадью 4 122 кв. м оценили в 350 млн. рублей. В лот входит земельный участок в Казани по Сибирскому тракту, 59, общей площадью 8 130 кв. м, а также «двухэтажный торгово-сервисный комплекс по продаже и обслуживанию автомобилей марки Suzuki 2012 года постройки общей площадью здания». Входит в цену и право на дилерство марки Suzuki. Площадь шоу-рума — 589 кв. м, сервиса — 1 294,00 кв. м, склада запасных частей — 402,2 кв. метра. Отметим, когда открывался этот автосалон, было заявлено, что это самый большой автосалон этой марки в России.
Предложение о покупке автосалона «Алтын-Авто» получали и в «Делфо», и в «КАН-Авто» |
По телефону из объявления о продаже помещения автосалона Suzuki трубку взял молодой человек по имени Алексей. Об указанной на Avito цене в 350 млн. рублей он сообщил, что возможен торг. «Я представитель банка, у которого в залоге находится автосалон. Все нормально, подводных камней нет, просто руководитель слишком перекредитовался», — рассказал он. Оказалось, что речь идет о банке «Город» (бывший «Ипотека-Инвест» — прим. ред.). По проходимости, по словам Алексея, проблем быть не должно. «Это городок из автосалонов. Там есть ВАЗ, Cadillac, Opel и другие марки, и если туда залезть, то место нормальное, проходное», — уточнил собеседник газеты.
Предложение о покупке автосалона «Алтын-Авто» получали и в «Делфо», и в «КАН-Авто». Известно, что велись переговоры с ТТС, но цена, которую запросил собственник, оказалась слишком высокой. «85 тысяч рублей за квадратный метр — это цена хорошего торгового центра. А автосалон — специфический объект. Здесь есть капитальные затраты в случае перепрофилирования, стоимость самого здания и стоимость участка. В городе это, как правило, 1 миллион рублей за сотку», — говорит один из брокеров.
ВЫРОС НА «БУЛГАР-АВТОВАЗЕ»
Отметим, что открывшийся в сентябре 2012 года автосалон на Сибирском тракте был третьим по счету дилерским центром Suzuki в Казани. Планы были амбициозные: продавать в 2012 году порядка 50 автомобилей в месяц, а с 2013 года — более 100 машин в месяц, то есть более 1,2 тыс. машин в год. На пресс-конференции рассказывали о позитивной статистике: в 2011 году Suzuki в России вышла на 1-е место в Европе и на 6-е место в мире среди стран, продающих автомобили японской марки. Окупить автосалон дилеры планировали за 5 - 7 лет.
Когда салон Suzuki открылся в 2012 году, у владельцев было много амбициозных планов |
Отметим, что «Алтын-Авто» был образован в 2003 году и изначально занимался реализацией автомобилей LADA. Согласно банку данных «Контур Фокус», его 100-процентным собственником и директором является Лирон Латыпов. Согласно официальной биографии, Латыпов начинал карьеру в фирме «Акос», затем перешел в компанию «Булгар-Автоваз», где дорос до заместителя директора по продажам. В 2003 году он создает собственную компанию. ООО «Алтын-Авто» сотрудничало с федеральной сетью «Автомир», являясь субдилерами по Hyundai, Daewoo, Renault и Suzuki. Затем «Алтын-Авто» решило работать самостоятельно. В 2012 году компания открыла свой единственный автосалон, который теперь выставлен на продажу.
Автосалон «Алтын-Авто» продается из-за перекредитованности его руководителя |
СТАРОЕ НАСЛЕДИЕ «САПСАН»
Также на Avito обнаружено объявление о продаже автосалона на Аметьевской магистрали, 9. Покупателям предлагается здание автосалона площадью 1,5 тыс. кв. м, расположенное на земельном участке площадью в 40 соток. Риелторы оценили его в 120 млн. рублей. Светлана — представитель агентства ООО «Недвижимость и Закон», на звонок по объявлению на Avito сообщила, что автосалон на Аметьевской магистрали, 9, продается вместе с дилерством Uz-Daewoo. Торг, по ее словам, пока не обсуждается, так как для начала желающий приобрести объект должен осмотреть его. Что касается проходимости места, Светлана сказала, что с этим все в порядке — объект находится рядом с оживленной улицей.
Отметим, что на продажу один из автосалонов выставлен и в Челнах. Так, собственник готов продать здание автоцентра по продаже и обслуживанию автомобилей, расположенное в районе ж/д вокзала (поселок Сидоровка). Площадь строений — 10 558 кв. м, площадь земельного участка — 8488 кв. метров. Объект оценен в 350 млн. рублей. По телефону, указанному в объявлении, суть предложения комментировать не стали. Но, судя по фотографиям, речь идет об автоцентре группы «Сапсан», где ранее торговали продукцией SsangYong и KIA.
Среди других событий на рынке можно указать недавнее решение «ТрансТехСервиса» прекратить продажи французской марки Peugeot. Принадлежащий ему шоу-рум «Пассаж-авто» будет перепрофилирован под продажи корейской марки SsangYong, а оставшиеся машины сейчас продаются с большими скидками. Как говорят в ТТС, падение продаж Peugeot составило 46%, они считают, что причина тому — ценовая политика производителя, из-за которой машины этой марки в целом по России реализуются плохо.
На продажу выставлен и один из автосалонов в Челнах (Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее) |
РАСПЛАТА ЗА БЫСТРЫЙ СТАРТ
Что интересно, поиск новых хозяев для казанских автосалонов совпал со стартовавшей в столице РТ чуть раньше или даже одновременно распродажей гостиниц. Если выход из гостиничного рынка можно объяснить перегревом рынка и неоправданными надеждами от привлечение туристического трафика, то ситуацию на авторынке, безусловно, последним обвалом продаж ряда автобрендов.
О стагнации рынка газета «БИЗНЕС Online» написала в последнем своем обзоре. Так, по итогам января-июня 2014 года казанский авторынок пережил настоящий обвал: падение спроса на новые автомобили составило 19,8% (то есть на одну пятую часть): с 24363 авто за 6 месяцев 2013 года до 19542 авто за 6 месяцев 2014 года. Это почти в три раза больше, чем в целом по РФ и значительно хуже, чем по Татарстану, где продажи упали на 15%. Более глубокое падение в столице РТ — это плата за бурное развитие рынка в последние годы.
Причем больше всех в Казани потеряли LADA, Hyundai и Chevrolet. Две из трех марок основные в портфеле «Делфо». Продукция АвтоВАЗа — абсолютный лидер снижения среди всех других брендов: минус 39,3%, на 2051 авто продано меньше, чем в первом полугодии 2013 года. Как итог самой популярной в масс-маркете впервые стала корейская марка КІА. Впервые в Казани иномарка KIA Rio обогнала в личном зачете самую популярную модель АвтоВАЗа — LADA Granta. Не лучше себя чувствовала и японская Suzuki, продажи которой, по итогам первого полугодия этого года по РТ, упали почти на 40%: с 565 машин в январе-июне 2013 года до 352 в аналогичный период этого года. Что касается Seat, то в этом году в Татарстане проданы символические 16 единиц. Одним словом, это пока экзотика.
Эксперты считают, что «Фобос» ушел с Ямашева из-за слишком дорогой аренды здания |
ПОБЕЖДАЮТ МУЛЬТИБРЕНДОВЫЕ
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» происходящие изменения на авторынке.
Михаил Котляров — коммерческий директор компании «Акос»:
— Проблемы у «Алтын-Авто» начались давно, одновременно с началом падения продаж Suzuki. Для такого бренда дилерский центр очень большой, и при постройке в кредит его трудно содержать.
Салон LADA компании «Фобос» существует тоже давно, но, видимо, продажи упали настолько, что его проще закрыть, чем плодить убытки. Про салон Geely — все то же самое. Если речь идет про салон на Ямашева, то при таких продажах этой марки платить арендную плату за такой салон, видимо, слишком убыточно.
Сегодня выигрывают только мультибрендовые компании и те, кто имеет отдельные салоны только для премиальных марок или марок с большими продажами. Либо те компании, которые работают на собственные средства без привлечения кредитов.
Что касается стоимости салонов, построенных в кредит, то она равна стоимости кредитов, выданных на их постройку и непогашенных. Так что здесь могут быть любые цены.
Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН Авто»:
— Салон «Фобоса» ушел с Ямашева, потому что здание было у него в аренде. Аренда очень дорогая, и на сегодня учредителю, думаю, стало невыгодно продавать автомобили с учетом этой аренды.
Что касается продажи LADA на Вахитовском кольце — это тоже шаг, сделанный для оптимизации бизнеса. «Фобос» — одна из старейших компаний города, которая уважаема и известна в автомобильных кругах. Компания выбрала для себя более перспективные направления, которые дают ему более устойчивую прибыль. Я так понимаю, что оптимизация сместится в сторону Беломорской, где начинался бизнес — Chevrolet и Opel. Возможно, туда же переместится и LADA.
Нам предлагали приобрести салон на Вахитова, и окончательного решения пока нет. Но если покупать, нужно покупать ради чего-то. Выводить сейчас средства из собственных автосалонов и вкладывать в раскрутку других брендов? Нужно изучать рынок. LADA — наш базовый бренд, и Chevrolet, и Opel имеются у нас в портфеле. Причем у Chevrolet за прошлое полугодие сильное падение. С другой стороны, поселить вместо этих брендов «Фобоса» другие, более ликвидные, наверное, было бы логично, потому что место живое, хорошее. Но опять же нужны бренды, которые пользуются наибольшей популярностью. На сегодня у группы компаний «КАН Авто» достаточно планов для вложения средств: мы ведем строительство центра подержанных автомобилей на Сибирском тракте, который требует значительных вложений. Кроме этого, у нас есть ряд автосалонов, которые мы должны реализовать до конца 2015 года в разных частях города. Как правило, мы строим все свои центры сами и с нуля.
«Алтын-Авто» — достаточно известная компания, которая работает с начала 2000-х годов. У нее хороший, деятельный руководитель. Не будь кризисных явлений, он смог бы вытянуть салон Suzuki на Сибирском тракте. Поскольку данный бренд в последнее время очень сильно падал по объемам продаж. Естественно, доходность и способность содержать салон непропорциональна продажам, которые сегодня показывает Suzuki. Сначала собственником была продана территория, где находился салон Suzuki в Нагорном, а теперь на очереди их автосалон на Сибирском тракте.
Также я бы не сказал, что в Казани Geely продается очень хорошо. Но для китайского автопрома продажа 60 - 70 автомобилей в месяц — достаточно нормальный показатель. LADA, несмотря на некий спад, который сегодня обусловлен рядом обстоятельств, прекратила падение и вступила в период некой стагнации. Через пару месяцев должны выйти LADA Kalina Cross, LADA Largus Cross, которые должны активировать рынок отечественных автомобилей. Серьезное оживление произойдет в следующем году с выходом Vesta.
Сейчас любые события, которые происходят на рынке, можно связать с кризисом. Естественно, с падением объема продаж падают и объемы прибыли. Тот же «Фобос» не просто так продает салон — он расстается с частью бизнеса, чтобы сохранить другую ее часть.
Азат Тимерханов — ведущий аналитик агентства «Автостат»:
— В настоящее время АвтоВАЗ занят оптимизацией дилерской сети. Компании Geely, как и всем «китайцам», пока не хватает стабильности на нашем рынке. Продажи Suzuki испытывают серьезное падение. Согласно информации, опубликованной на официальных сайтах этих марок, у LADA в Казани работают четыре дилерских центра, у Geely — два, у Suzuki — один. Это касается только продаж и обслуживания легковых автомобилей. Отметим, что в 2012 году в Казани было реализовано 12 090 автомашин марки LADA. Но уже в 2013 году произошло снижение до 9,5 тысяч единиц. По итогам 7 месяцев 2014 года реализовано 3 695 автомашин. Похожая ситуация была с Suzuki, когда было реализовано 895 автомашин в 2012 году против 685 единиц по итогам 2013 года. За 7 месяцев 2014 года реализовано 195 единиц. Ситуация Geely была несколько лучше: 330 единиц по итогам 2012 года против 350 единиц в 2013 году. За 7 месяцев 2014 года — 135 автомашин.
Справка
ООО «Фирма «Фобос» — автодилерская компания. Уставный капитал — 24,6 млн. рублей. 100-процентный собственник — Айдар Гафуров.
ООО «Делфо-Авто» — автодилерская компания. Уставный капитал — 4,5 млн. рублей. 100-процентный собственник — Айдар Гафуров.
ООО «Алтын-Авто» — автодилерская компания. Уставный капитал: 3,6 млн. рублей. 100-процентный собственник — Лирон Латыпов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.