«ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ ВЫКИНЕШЬ»

Через несколько дней наступает 1 сентября, и начнется новый учебный год. Не секрет, что общеобразовательная школа — это одна из тех социальных скреп, которые объединяют в единое целое многоликое общество нашей страны. Поэтому она всегда будет находиться на самом острие общественного внимания. Вот почему каждый год вновь и вновь вспыхивает дискуссия между верующими людьми и атеистами касательно того, стоит ли оставлять теорию Дарвина о происхождении человека в школьной программе и нужно ли ее заменять религиозными догматами. За всеми этими дебатами сквозит устойчивое убеждение многих наших сограждан, в том числе и мусульман, состоящее в том, что теория Дарвина и религиозная вера несовместимы. Но так ли это на самом деле?

Начать, пожалуй, следует с того, что исламский мир, при всем его нынешнем неприятии дарвинизма, давно знаком с идеей эволюции. Не могу ручаться на 100%, но, кажется, именно мусульманские мыслители первыми в истории человеческой мысли озвучили подобные тезисы. Так, Ибн-Туфейль (ум. в 1185 г.) в своем философском «Романе о Живом сыне Бодрствующем» описывает историю о том, будто на некоем необитаемом острове, что расположен в Индийском океане, появился человек в результате самозарождения (!) из глины. Кстати, основная мысль, которую хотел донести Ибн-Туфейль, заключалась в том, что возникший таким образом человек, даже будучи отрезанным от влияния других людей, рано или поздно придет к пониманию того, что Бог существует.

А «великий шейх» Ибн-аль-Араби (ум. в 1240 г.) происхождение человека связывал непосредственно с обезьяной. «Процесс созидания спускался вниз, — писал он о процессе творения в «Мекканских откровениях», — пока не достиг земли. Первое, что было создано на земле, — минералы, затем растения, затем животные, затем человек. Аллах сделал последнего представителя каждого из этих видов созданий первым для последующего вида. Например, последний из минералов стал первым растением — грибом, а последнее растение — первым животным, то есть пальмой, тогда как первым человеком стала обезьяна».

Теория Дарвина, вопреки распространенному стереотипу, конечно же, не учит, что человек произошел от обезьяны. И современные биологи вряд ли согласятся с тем, что пальма — это животное, а жизнь возникла в глине, а не в воде. Да и вообще, между этими прозрениями мусульманских средневековых ученых и нынешним состоянием эволюционной теории такое же огромное расстояние, как между атомизмом Демокрита и стандартной моделью в современной физике элементарных частиц. Однако, как говорится, слов из песни не выкинешь.

ЕДИНСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ

Многие люди наивно полагают, что тезис о сотворении человека Богом в научном плане можно противопоставить эволюционной теории. На самом деле, это далеко не так. Креационизм — всего лишь точка зрения, которую мы выбираем. И не более того. В частности, креационизм не соответствует критерию верифицируемости, то есть не обладает предсказательной силой, что является необходимым условием для любой научной теории. Креационизм не проходит и критерий фальсифицируемости, то есть он не может с точки зрения своих сторонников быть отвергнут в принципе, хотя любая научная теория (в том числе и эволюционная), пусть и гипотетически, но может быть пересмотрена и полностью отброшена. Кстати, когда креационисты в США во время нашумевших «обезьяньих процессов» пытались преподнести свою позицию как некую альтернативную дарвинизму научную теорию, их противники апеллировали в суде помимо прочего к тому, что креационисты не опубликовали ни одной (!) статьи в научных журналах в обоснование своих взглядов.

Безусловно, и в теории эволюции также есть очень много вопросов. Заинтересованному читателю в данном отношении можно порекомендовать книгу Джонатана Уэллса, переведенную на русский язык как «Анти-Дарвин» (в оригинале: Icons of Evolution). В ней весьма убедительно показывается, что известные нам со школы базовые аргументы эволюционной теории, которые автор за их безаппеляционность называет не иначе, как «иконами эволюции», либо спорны, либо вообще являются результатом фальсификаций.

Все это так. И все же эволюционная теория на сегодняшний день остается единственной научной теорией, которая претендует на объяснение того, как возникло все существующее многообразие флоры и фауны.

КРЕАЦИОНИСТСКИЙ ТУПИК

Религиозная традиция учит нас, что Бог вылепил человека из гончарной глины. Если воспринимать данный тезис не как метафору, а буквально, то мы в конечном итоге столкнемся с неразрешимой богословской проблемой, которую можно обозначить как вопрос «касания» Богом материального мира. Попробуем представить себе, каким образом Бог из куска неоформленной глины сделал манекен первочеловека Адама? Ведь на эту глину нужно было каким-то образом воздействовать. И даже если в данном процессе были задействованы некие вспомогательные инструменты или какие-нибудь посредники, исполняющие Божью волю, то все равно мы рано или поздно упремся в вопрос «касания» Богом тварного мира.

Принципиальная сложность здесь заключается не в ограниченности нашего воображения, хотя это тоже имеет место быть, а в том, что, как известно, касаться, пересекаться между собой могут только онтологически идентичные вещи. Однако в данном контексте подобное богословски неприемлемо, ибо противоречит идее об абсолютной инаковости Бога. В этой точке креационизм попадает в тупик.

Таким образом, говоря о том, что Бог сотворил человека и весь живой мир, креационизм оставляет совершенно открытым вопрос о «механике» творения, что и не позволяет квалифицировать его как научную теорию. Эволюционная же теория худо-бедно, но все же расписывает механизм возникновения существующих видов животных и растений. Дарвинизм, возможно, хромая теория, но это все же теория и на сегодняшний день в научном плане самая разработанная.

НЕСКОЛЬКО АЛЬТЕРНАТИВ

На этом витке понимания проблемы многие верующие задаются вопросом: как соотнести свою веру с научным подходом? Здесь возможны несколько альтернатив.

Во-первых, можно отрицать науку, что, конечно же, глупо и бесперспективно. Но вот что интересно. Мы, мусульмане, любим говорить, что ислам не противоречит науке, что это единое целое. Подобные слова часто звучат с кафедр наших мечетей. Однако, как только речь заходит об эволюционной теории, все эти красивые и в сущности правильные лозунги почему-то куда-то исчезают «как с белых яблонь дым».

Во-вторых, можно попытаться совместить науку и веру. Так возникает теистический эволюционизм. Его смысл заключается в том, что Бог использовал эволюцию как инструмент Своего творения. Все больше современных религиозных деятелей разделяют подобный подход. В частности, Далиль Бабукер, президент союза мусульман Франции, прямо говорит, что «теория эволюции не противоречит Корану». Кстати, данной позиции придерживаются не только богословы, но и ученые с мировым именем, например, Френсис Коллинз, возглавлявший всемирный проект по расшифровке генома человека, и многие другие.

И, наконец, в-третьих, можно просто не смешивать науку и религию. У каждой из этих сфер человеческого бытия на самом деле своя особая миссия. Наука вскрывает законы мироздания, а религия помогает человеку понять свое предназначение, наполнить свою жизнь смыслом. История о том, что человек был вылеплен из глины и ожил после того, как Бог «вдохнул в него от Духа Своего», — это не конкурирующая с научной версия событий, а очень глубокий религиозный образ, который призван укрепить в нас осознание того, что в человеке есть два начала — материальное и духовное. И, стало быть, подлинная гармония жизни обретается лишь в опоре на них обоих.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Безусловно, каждый сам для себя решит, какого из возможных подходов ему придерживаться. Однако важно понимать, что эволюционная теория — это, на самом деле, конфессионально нейтральная теория. Ее можно использовать как против идеи Бога, что часто и делалось, так и во славу Него. Эволюционизм, как и наука в целом, не содержит в себе ничего, чтобы угрожало или, напротив, подпитывало идею Бога. Мы сами в зависимости от своих предпочтений привносим в науку идеологическое содержание, пытаясь перетянуть ее в ту или иную сторону.

Развитие науки делает понимание религиозных истин менее буквалистским, более утонченным. Однако, возможно, данный процесс не будет длиться бесконечно. Несмотря на все научные успехи, на сегодняшний день все еще остаются нерешенными три глобальные тайны: возникновение Вселенной, зарождение жизни и природа сознания. Все, что находится между этими точками реальности, ученые в той или иной степени успешно объясняют, но касательно этих вопросов они вынуждены довольствоваться лишь гипотезами и догадками. Возможно, что причина этих трех тайн скрыта в измерениях, которые можно осмыслить лишь в недрах религиозного опыта. И если это так, то в будущем нас ждет кардинальный сдвиг в мировоззренческой парадигме, ознаменующий собой глубинный синтез науки и религии.

Рустам Батыр