КТО СТРЕЛЯЛ?

Многое указывает на то, что в скором времени новейшая история Египта будет переписана. Причем в самом одиозном ее моменте — революции 2011 года. Прошло всего три года, и то, что еще совсем недавно однозначно расценивалось как великое достижение народа — свержение тирана совокупностью граждан — многими сейчас толкуется как осуществленный спецслужбами США переворот. По мирным же демонстрантам стреляли вовсе не стражи порядка по приказу Мубарака, а руководимые дядей Сэмом «Братья-мусульмане», утверждают сторонники теории заговора.

Для начала освежим в памяти кое-какие факты касаемо египетской революции 2011 года. С 25 января по 11 февраля по всей стране прокатилась мощная волна протестов, приведших к столкновениям, масштабным разрушениям и человеческим жертвам. На пике число демонтрантов на площади Тахрир в Каире достигло миллиона человек. Египтяне восстали против 30-летнего правления Хосни Мубарака, коррупции, роста цен и безработицы. Считается, что протесты были стихийными, самоорганизованными через социальные сети, основной контингент демонстрантов составляла молодежь при относительно небольшом участии исламистских организаций. В ходе революции было убито более 800 протестующих. Общественное мнение склонялось к тому, что огнестрельный огонь по демонстрантам открыла полиция или спецслужбы, подчиняющиеся министру внутренних дел Египта и непосредственно президенту. Все более или менее активные участники событий и просто неравнодушные (в те дни это была едва ли не половина населения страны) требовали немедленной казни Хосни Мубарака как ответственного за эти смерти.

АРАБСКУЮ ВЕСНУ ПРИДУМАЛИ АМЕРИКАНЦЫ

Много чего произошло за три с половиной года с момента революции: победа на выборах исламиста Мухаммеда Мурси, оккупация политической арены «Братьями-мусульманами», начало поворота страны в радикальное русло, массовые протесты вот уже против нового президента, военный переворот, изгнание «Братьев-мусульман» назад в подполье, война против исламистских движений, закручивание гаек в сфере масс-медиа, воцарение генерала ас-Сиси. Фактически, режим Мубарака вернулся на круги своя, правда, с несколько обновленным фасадом. И вот уже почти не слышно криков, призывающих отрубить голову диктатору. В Египте полностью поменялась повестка дня, престарелый тиран стал неактуален. Суд продолжается более трех лет, и никого особо не удивило, что по некоторым из комплекса предъявленных обвинений Хосни Мубарака оправдали. Похоже, все идет к тому, что в конце концов его таки выпустят из тюрьмы, «умаслив» злопамятных условным приговором и уже по факту отсиженным сроком. Армия своих не бросает...

Уголовный процесс над подсудимым Хосни Мубараком превратился в дискуссионную площадку, где стороны пытаются решить, что же произошло в 2011 году. Между тем, в масс-медиа и соцсетях активно тиражируются мнения, оценивающие случившееся с позиции теории заговора. Еще совсем недавно среди ТV-комментаторов хорошим тоном было пафосно рассуждать о великой народной революции, а сейчас тон сменился на более скептический. Наиболее смелые «эксперты» публично говорят о том, что события 2011 года подготовлены и спровоцированы американскими спецслужбами в контексте арабской весны как глобального плана по ослаблению и даже уничтожению Ближнего Востока. С точки зрения сторонников теории заговора, в Египте планы США были осуществлены руками «Братьев-мусульман», ныне опальных, которых с подачи нынешнего режима записали в опасное террористическое движение и приравняли к «Аль-Каиде».

АРМИЯ СВОИХ НЕ БРОСАЕТ

В атмосфере этой набирающей популярность в обществе точки зрения на происходящее и проходят судебные слушания. По сути, «процесс века», как его называют в Египте, превратился в суд не над бывшим диктатором, а над революцией, где пытаются дать оценку событиям 2011 года. От того, чьи доводы перевесят, во многом будет зависеть, поменяется ли отношение к фигуре Хосни Мубарака. А был ли кровавый диктатор, расстрелявший свой народ? Или был все-таки преданный стране вояка, ставший символом Октябрьской войны, которая до сих пор является гордостью египтян? По сути, именно прежние заслуги Мубарака и теория заговора являются самыми серьезными аргументами адвоката Фарида эль-Диба. И в Египте сейчас немало тех, кто поддерживает линию защиты. По сути, сейчас в стране пирамид происходит не что иное, как попытка переписать новейшую историю.

Если процесс затянется еще на пару лет, то к тому времени теория заговора вполне может стать преобладающей в Египте, и судебное преследование сверженного президента само собой логично сойдет на нет. К этому есть все предпосылки. Прежде всего то, что египетские телемагнаты — друзья прежнего режима. Можно отметить быстроту, к которой большинство СМИ в одночасье подхватило риторику «Братья-мусульмане — террористы», лишь только ветер подул в противоположную сторону. Откровенной пропаганды местное телевидение не стесняется, относительно свободы слова никакого даже видимого политесу не соблюдается. Поэтому можно даже не сомневаться, что в нужное время египетские «киселевы» дружно подхватят версию о непричастности Мубарака к смерти демонстрантов, и слово «революция» плавно заменится на «американскую провокацию».

ВЕДЬ КТО-ТО РЕАБИЛИТИРУЕТ ФАШИЗМ...

Как такое возможно, ведь площадь Тахрир еще, можно сказать, не успела «остыть» от Марша миллионов? Почему общественное мнение с легкостью поворачивается, как какой-то флюгер на ветру? Об этом наверняка могут спросить себя и соотечественники, для которых ненавистный «совок» вновь приобрел овеянные ностальгией признаки прекрасной страны прошлого, а «вечно пьяный негодяй, который все развалил» стал «первопроходцем демократии в России». Главное, чтобы была политическая воля, которая запретит хаять советское прошлое и вытирать ноги о фигуру первого президента, то есть соответствующая подача и рычаги контроля у действующего режима. Дальше — дело техники.

Впрочем, история пересматривается не только в авторитарных обществах. Просто в них все происходит быстрее и прямолинейнее, а там, где процветают демократия и свобода слова, — дольше, деликатнее и нежнее. Невозможное становится возможным, белое — черным, и вот мы видим, как в некоторых странах восточной Европы реалибитируется фашизм и нивелируется память о жертвах Великой Отечественной войны. С помощью каких манипулятивных технологий меняется общественное сознание, а самое главное кем — это тема для отдельной статьи, которую, я надеюсь, однажды напишет кто-нибудь из более компетентных экспертов «БИЗНЕС Online».