Дать первое место «Пути Халимы» — это тоже самое, что поставить на проверенную лошадку на скачках: огромного выигрыша не будет, конечно, но и в накладе никто не останется
Дать первое место «Пути Халимы» — это то же самое, что поставить на проверенную лошадку на скачках: огромного выигрыша не будет, конечно, но и в накладе никто не останется

ЗВЕЗД С НЕБА НЕ ХВАТАЕТ, НО ОТЛИЧАЕТСЯ АККУРАТНОСТЬЮ

Халима живет в боснийском селе. Раньше кроме нее в доме жили муж и приемный сын, но во время гражданской войны их убили и похоронили в братской могиле. Теперь, чтобы опознать тело сына, ей нужно найти его биологическую мать, поселившуюся на сербской стороне.

«Путь Халимы» — это фильм, словно специально созданный для победы на казанском кинофестивале мусульманского кино. Тут тебе и взаимопроникновение культур, и жизнь мусульман в современном мире, и драма народа. Да и смотрится это кино с интересом. За такое сразу хочется вручать призы, что и сделали 29 других фестивалей, уже успевших наградить фильм «Путь Халимы» с момента его выхода на экраны в 2012 году. Казанский кинофестиваль не стал тут исключением.

Жюри фестиваля сообщило, что решение было принято единогласно. И это решение весьма логично. Дать первое место «Пути Халимы» — это то же самое, что поставить на проверенную лошадку на скачках: огромного выигрыша не будет, конечно, но и в накладе никто не останется. Да и если откровенно, фильм Арсена Остожича — картина со всех сторон положительная, больше всего она напоминает прилежного ученика, который всегда хорошо старательно выполняет домашнюю работу, а потому ходит у учителей на хорошем счету. Звезд с неба не хватает, но отличается умеренностью и аккуратностью. Каждому серьезному педагогу кажется, что не поощрить такого малого — грех.

Композиция фильма немного наивная и изобилует бесконечными флешбэками — этим майонезом драматургии. Впрочем, выглядит это наивно и невероятно трогательно. Хотя главные герои фильма — боснийцы, авторы намекают на то, что сербы тоже пострадали. Финал картины отличает известный драматизм. Закадровая музыка добавляет национального колорита. К концу фильма намечены робкие пути к межнациональному примирению.

Сказать, что «Пути Халимы» — плохое кино, нельзя, это не так. Но и великим это кино назвать тоже язык не поворачивается. Оно относится к разряду тех умеренно приятных фильмов, после просмотра которых не остается ничего, кроме легкого чувства удовлетворения. Это не то кино, которое ты с восторгом будешь пересказывать друзьям. Да и ругать до хрипоты ты его тоже не станешь. Покиваешь только головой, да скажешь серьезно: «Да-да, смотрел. Это же боснийский фильм? Хорватский? А, ну да. Хорошая картина, солидная».

Подобных фильмов на фестивалях как-то особенно много. Производят их обычно малоизвестные кинематографии. Все эти картины неизменно сняты по реальным событиям (так уж всегда выходит) и поднимают умеренно острые проблемы. Такие ленты служат фоном для нескольких ярких фильмов, между которыми и происходит основная борьба за приз. Включать их в программу выгодно: часто у них неплохая фестивальная история, их наличие в общем конкурсе может неплохо повысить статус маленького кинофестиваля. А если (и такое бывает) на фестивале вдруг не окажется ярких фильмов, приз вполне можно будет вручить одной из них, самой достойной.

ЕГО КОЛЛЕГАМ ИЗ ТАТАРСТАНА ПРИДЕТСЯ ЕЩЕ ОВЛАДЕТЬ ЭТИМ УМЕНИЕМ

И тут встает вопрос: были ли на этом фестивале действительно яркие картины, выделяющиеся из общей массы? Да. И прежде всего это фильм «Испытание» Александра Котта, взявший совсем уж утешительный приз за лучшую операторскую работу. К фильму Котта можно предъявлять сколько угодно претензий, и прежде всего в том, что используемый режиссером прием по ходу повествования часто выглядит искусственным, однако уже с первых кадров ясно, что «Испытание» — кино неоднозначное и значительное. Однако же главный приз достался не ему.

Вероятно, причиной, по которой приз получила хорватская картина, является специфика фестиваля. Фестиваль в Казани хотя и служит для диалога культур, остается фестивалем мусульманского кино, а фильм Котта даже при самом широком понимании термина «мусульманский» мусульманским вовсе не является. Хотя его герои и живут в казахской степи, «Испытание» — это, скорее, фильм-прощание с советским модернизмом. Таким образом, награду получает не лучшая, а наиболее подходящая картина.

В коротком метре награда наоборот досталась наиболее достойной работе – «Февраль» Руслана Магомадова
В коротком метре награда досталась наиболее достойной работе — фильму «Февраль» Руслана Магомадова

Что касается других победителей, то в коротком метре награда, наоборот, досталась наиболее достойной работе. «Февраль» Руслана Магомадова — поразительная история про двух братьев, которые по случайности избегли депортации чеченцев в начале февраля 1944 года. История рассказана лаконично, в ней нет ничего лишнего, каждая деталь отыгрывается в сюжете. Снег, горы, маленькие фигурки братьев на снегу, традиционные чеченские дома, собранные из грубых камней, лес, ручей — картинка отличается необыкновенной строгостью и чистотой кадра, визуально она больше всего напоминает графику. Главные события часто оказываются за пределами кадра, что только увеличивает силу фильма.

По силе воздействия эта простая и глубокая история значительно превосходит и абстрактную «Сухую реку», в которой архетипическая простота сюжета граничит с надувательством, и изящные «Цветы запоздалые». Магомадов смог за 26 минут на примере довольно частной истории рассказать нечто важное о судьбе своего народа, о его трагедии и о его силе. Его коллегам из Татарстана еще предстоит овладеть этим умением на пути к созданию своей школы.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЮБИЛЕЙ

«Курбан-роман» также получил утешительный приз, что не стало неожиданностью. После сил и времени, затраченных на производство этой картины, не дать ему хотя бы утешительный приз было бы свинством. Как и наследственная аристократия, он получил награду исключительно за факт своего существования. Впрочем, «Цветы запоздалые» или татарские фильмы из документальной и мультипликационной программы, а также многочисленные студенческие работы, снятые в Татарстане, показывают, что у татарского кино есть будущее. Если в республике будут продолжать создавать благоприятные условия, в скором времени зрители увидят настоящее татарское кино. Правда, пока еще нужно немного подождать.

Вот, собственно, и все. Фестиваль закончился, гости разъехались, а «Путь Халимы» и «Испытание» отправились собирать призы на другие фестивали. Десятый кинофестиваль кажется каким-то промежуточным, хотя и является юбилейным. Вроде и международный, но пока еще локальный. Фильмов вроде много, но многие не вошли в конкурс, например, документальная картина Рената Хабибулина, площадок тоже много, но добраться до них все еще довольно сложно. Многое остается пока неясным, а ясны только две вещи: у татарских кинематографистов есть желание снимать, а у татарской публики есть желание смотреть кино. А этого вполне достаточно, чтобы фестиваль продолжался еще долгие годы.

Максим Семенов