РУКОВОДСТВО КАЗАНСКОГО   ЗАВОДА ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ НЕ К ЧЕМЕЗОВУ И КОЛЕСОВУ, А ОПЯТЬ К ШАЙМИЕВУ. КАК ЭТО ПОНИМАТЬ?

Сегодня новое руководство казанского Радиоприбора   отреагировало на появившиеся позавчера в СМИ сообщения о том, что сотрудники этого предприятия переходят на двухдневную рабочую неделю. Однако, из сказанного на пресс-конференции, которую провел гендиректор Ронис Шарипов, стало ясно, что положение на заводе гораздо сложнее, чем можно было себе представить – предприятие   имеет непомерные долги и не находит заказов на свою продукцию. При этом, как выяснилось, у завода пока нет внятной стратегии выхода из создавшегося положения.

НА ГРАНИ КРАХА

Как рассказал Шарипов, долговые обязательства Радиоприбора достигли 531 млн. рублей, превысив годовой оборот предприятия, который составляет порядка 400-450 млн. При этом производство продукции Радиоприбора само по себе убыточно.

По словам руководителя, финансовое положение завода усугублялось на протяжении ряда лет. Одной из причин он считает то, что Радиоприбору было сложно встать на новые рельсы, поскольку в цехах завода производилась специфичная продукция, предназначенная для оборонного комплекса. И сейчас объем заказов недостаточен. При этом компания выплачивает огромные кредиты. Их обслуживание составляет более 10% затрат завода. Если не перейти на режим соответствия доходов расходам, то предприятие неминуемо ожидает крах, уверен генеральный директор.

За последние 5 лет предприятие увеличило кредитные и заемные средства с 82 млн. до 313 млн. рублей. Сальдо дебиторской и кредиторской задолженности увеличилось на 279 млн. рублей. Если 5 лет назад дебиторская задолженность превышала кредиторскую задолженность на 119 млн. рублей, то сегодня – наоборот. Разница составляет 179 млн. рублей. 5 лет назад прибыль предприятия достигала 217 млн. рублей, а в этом году по итогам первого квартала убыток составил 95 млн. рублей. В основном убытки накапливались потому, что предприятие обслуживало большое количество кредитов. На сегодняшний день по кредитам ежемесячно выплачивается сумма в размере 4,5 млн. рублей.

КАК ЛЕЧИТЬ?

По большому счету, ход нового руководства завода не является оригинальным – традиционно многие новые гендиректора начинают свою работу с публичного рассказа о том упадке, который достался им от предшественника (напомним, Радиоприбор на протяжении 15 лет возглавлял Рашид Апаков). Интереснее другое – как Шарипов собирается выходить из ситуации.

Пока о каких-либо экстраординарных мерах не слышно – все-таки месяц это слишком малый срок. За это время новое руководство лишь сумело более-менее вникнуть в финансы предприятия. Режим работы завода с неполной рабочей неделей длится уже несколько месяцев. В связи с этим на заводе увеличилась текучесть кадров. Администрация Радиоприбора была вынуждена пойти на организацию общественных работ – иными словами, сотрудники содержатся за счет бюджетных вливаний. На этом   пока антикризисные меры заканчиваются.

Правда, Шарипов заявил, что предприятие в результате оптимизации затрат ориентировочно к октябрю планирует выйти на режим безубыточности производства. Но в условиях кризиса верится в это с трудом.

Что же дальше? Глава Радиоприбора фактически расписался в бессилии нового руководства изменить что-либо без помощи извне. "Самим эту задачу нам не решить", - констатировал Шарипов. Он собирается взывать о помощи к властям. "Мы выходим с просьбой к руководству республики поддержать наше предприятие на государственном уровне, оказать меры финансовой поддержки",- цитирует генерального директора государственное агентство Татар-информ.

Здесь возникает вопрос: почему Радиоприбор обращается к руководству Татарстана? Ведь, как известно, в начале года власти республики подписали соглашение с Ростехнологиями о передаче госкорпорации пакетов акций целого ряда оборонных предприятий, в число которых вошел и Радиоприбор. Кстати, тогда же в казанском Кремле прошла встреча руководства РТ с Сергеем Чемезовым, к которому, как известно, очень близок давний патрон Шарипова – Николай Колесов. Принимая решение о передаче Радиоприбора под патронаж корпорации Чемезова, в казанском Кремле и в кабмине наверняка вздохнули с облегчением – как известно, в 90-е годы власти республики приложили титанические усилия для сохранения казанской "оборонки", которая оказалась тогда не нужна федеральному центру. Выходит, история повторяется? Только еще в каком–то более абсурдном варианте…

Ринат Билалов