АКЦИОНЕРАМ ОБЪЯСНИЛИ, ПОЧЕМУ ЗАВОД РАБОТАЕТ В РЕЖИМЕ "СТОП-СТАРТ"

Сегодня в Набережных Челнах на собрании акционеров компании премьер-министр РТ Рустам Минниханов с одной стороны, похвалил топ-менеджмент КАМАЗа за работу в условиях кризиса, с другой – дал понять, что не все резервы используются. Премьер указал конкретные пути, где, по его мнению, можно найти рынки сбыта грузовиков. А председатель совета директоров "Ростехнологий" Сергей Чемезов пообещал лоббировать интересы челнинского автогиганта.

ХОРОШО, НО МАЛО

Акционеры утвердили годовой отчет ОАО КАМАЗ за 2008 год. Продано 47,5 тысяч грузовиков (что на 9,8% меньше показателей 2007 года), консолидированная выручка составила 116 млрд. рублей (рост на 2%), чистая прибыль – 918 млн. рублей.

Оценивая работу менеджмента КАМАЗа, премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов начал за здравие:

– Руководство КАМАЗа прекрасно понимает, что сегодня необходимо бороться за каждого клиента и начало вести более агрессивную маркетинговую политику. Если бы ее не было, конечно, мы бы имели ситуацию намного хуже. Хочу поблагодарить вас за организацию общественных работ. Совместно с челнинской мэрий было создано 16 тысяч временных рабочих мест. Я думаю, что это самая большая цифра в России, – отметил премьер.

Затем он напомнил о мерах господдержки отечественного автопрома:

– Считаю, что хорошим стимулом для КАМАЗа является соглашение, подписанное правительством республики и Министерством регионального развития РФ, о закупке техники для государственных нужд. Финансирование осуществляется совместно: на 70% из федерального бюджета и на 30% из республиканского. На первом этапе объем закупок составляет 773 млн. рублей, из них 60% получит КАМАЗ. В дальнейшем предусматривается дополнительное выделение средств.

По мнению Рустама Минниханова, в сегодняшних сложных условиях предпринимаемые камазовским менеджментом меры не гарантируют в полной мере стабильную работу предприятия.

– Считаю, что компании необходимо реализовать самые решительные шаги по выходу из кризиса. КАМАЗу необходимо уделять особое внимание вопросам ценового стимулирования покупателей, а также сокращению непрофильных активов компании. Менеджмент акционерного общества должен продолжить реформирование структуры управления, оптимизировать производственные мощности, диверсифицировать номенклатуру выпускаемой и перспективных видов продукции, которые востребованы платежеспособным спросом.

КАМАЗ должен более активно участвовать в реализации таких проектов как строительство ТАНЕКО, объектов Универсиады-2013 (первый транш на строительство объектов в республику уже поступил), объектов, возводимых для Олимпиады в Сочи, а также заключать соглашения с крупными компаниями ТЭК. Необходимо выработать новые подходы для взаимодействия с малым бизнесом, что позволит обеспечить занятость населения, – подчеркнул глава правительства.

Кстати, интересный момент: Рустам Минниханов сегодня побывал сразу на двух собраниях акционеров. С утра – в Альметьевске, в "Татнефти", а к 13 часам он уже был на Челнах на КАМАЗе.

СТОП-СТАРТ

Отвечая на вопрос одного из акционеров, поступивший в президиум в письменном виде, Сергей Когогин объяснил периодические остановки главного конвейера:

– В целом в отрасли уменьшение объемов производства грузовых автомобилей составило 76%. Мы вынуждены экономить и работать в режиме "стоп-старт" – только под существующий спрос. В 2009 году мы планируем выпустить и продать порядка 28-35 тысяч автомобилей. Учитывая, что закончилось еще только первое полугодие, нам эта цифра кажется вполне реальной. В 2010 году существенных изменений на российском рынке, который для нас является базовым, не произойдет. Скорее всего, объем продаж останется на уровне 20-25 тысяч автомобилей.

Чуть позднее, то есть на пресс-конференции, состоявшейся сразу после годового собрания акционеров, председатель совета директоров КАМАЗа, генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов рассказал о лоббировании интересов КАМАЗа возглавляемой им структурой:

– Если говорить о продвижении продукции КАМАЗа на зарубежные рынки, то Рособоронэкспорт, входящий в нашу корпорацию, работает в этом направлении достаточно активно. Буквально позавчера КАМАЗ получил авансовый платеж по контракту, согласно которому в Йемен будет продано 400 грузовиков. В сегодняшней ситуации это большое подспорье для предприятия. Что касается российского рынка, то у нас уже давно наработаны контакты с Министерством обороны России, – сказал Сергей Чемезов.

Сергей Когогин посчитал нужным добавить:

– Средства, выделенные правительством для поддержки отечественного автопрома, составляют почти 70 млрд. рублей. Сегодня мы озвучивали цифру 32 млрд. рублей только потому, что часть вопросов пока находится в стадии реализации. А 32 млрд. рублей – это та часть, которая уже реализована, и КАМАЗ свою долю из этих денег практически получил.

КАМАЗ НАЧИНАЕТ ПОСТАВКИ НА "ДАЙМЛЕР"

Журналисты также поинтересовались тем, как представитель ""Даймлер"" Губертус Троска оценивает работу менеджмента КАМАЗа в условиях кризиса.

– Автомобильный рынок всего мира затронул кризис, – отметил Троска. – То, что происходит на российском рынке, можно наблюдать в мире повсеместно. В условиях кризиса управление на КАМАЗе осуществляется успешно, а российское правительство оказывает хорошую поддержку КАМАЗу.

Мы сошлись с КАМАЗом на долгосрочную перспективу. Как вы знаете, "Даймлер" в России не так успешен, как бы нам того хотелось. Я убежден, что кризис закончится и Россия станет одним из крупнейших автомобильных рынков мира. Нашей целью является более мощное присутствие "Мерседес-Бенц" в России, и в то же время мы оказываем поддержку КАМАЗу, чтобы он стал еще успешнее.

С декабря прошлого года мы совместно работаем над тремя проектами. Первый – это закупка деталей на КАМАЗе для "Даймлер". Мы уже выбрали семь деталей и в ближайшее время их начнут поставлять. Второй проект – обеспечение КАМАЗу доступа к мировым конкурентоспособным поставщикам. Первые сотрудники КАМАЗа уже побывали у нас и прошли обучение по программе, касающейся процессов закупок. Третий проект – обучение сотрудников КАМАЗа управлению современными методами производства. Мы активно работаем и над другими проектами и, надеюсь, что в будущем мы сможем вас проинформировать о них, – заметил Губертус Троска.

НА ОПТИМИСТИЧНОЙ НОТЕ

Премьер Рустам Минниханов по случаю вспомнил недавний визит в Набережные Челны министра транспорта России Игоря Левитина и то, как они вдвоем прокатились на новом камазовском тягаче.

– Господин Левитин сначала с опаской отнесся к предложению проехаться на последней модели камазовского тягача. Это и понятно, ведь в нашем понимании управлять грузовым автомобилем достаточно сложно. Но когда он сел за руль и поехал, у него была просто буря положительных эмоций! Наверное, мы немножко недооцениваем себя. Тот научный потенциал, который создан на КАМАЗе, ничем не хуже зарубежных. Если бы мы были несостоятельными, у КАМАЗа не появился бы такой партнер, как "Даймлер". Я уверен, что и новая кабина КАМАЗа, и новая коробка передач, и двигатель – продукты мирового уровня, – сказал Рустам Минниханов.

Равиль САБИРОВ