В начале недели и. о. руководителя исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев попросил экономистов мэрии подготовить аналитику по социально-экономическому развитию автограда, чтобы затем вместе с руководителями предприятий поразмыслить над ней. Пока чиновники собирают статданные, «БИЗНЕС Online», изучив свежий отчет за 8 месяцев, обнаружил, что ситуация плачевна: при убытках КАМАЗа в 2,4 млрд. рублей за первое полугодие общий убыток 45 значимых для бюджета предприятий на 1 сентября составил 4,6 млрд. рублей. Это при том, что годом ранее тот же пул бюджетообразующих компаний демонстрировал убытки в 5 - 6 раз меньше... Безусловно, в городе есть и успешные предприятия (121), которые генерируют прибыль (4,4,млрд. рублей, что в 2 раза меньше, чем год назад), однако эксперты считают, что ситуация в городе лишь отражает общероссийскую, советуют готовиться к худшему и, в идеале, готовить новую экономическую стратегию.
И.о. руководителя исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин |
ВЫРУЧКА СОКРАТИЛАСЬ НА 3%, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ УШЛА В МИНУС
Наиль Магдеев, и.о. руководителя исполкома Набережных Челнов, 29 сентября на деловом понедельнике дал распоряжение экономистам администрации города подготовить отчет по социально-экономическому состоянию города. Подобный отчет, только за 8 месяцев, как раз был опубликован на сайте города в прошлую пятницу. Ознакомившись с ним, несложно предугадать, какого характера выводы предстоит сделать Магдееву в начале октября. Статданные производят удручающее впечатление: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 171 компания, входящая в поле зрения экономистов исполкома города, потеряла 8,3 млрд. доходов.
Число убыточных компаний возросло на 12, теперь их стало 45. Общий минус этих 45 предприятий вырос почти в 6 раз — до 4,6 млрд. рублей, год назад убытки составляли 793,7 млн. рублей. 126 компаний остались в категории прибыльных, однако это на 10 компаний меньше, чем год назад, и прибыль их упала с 8,9 млрд. рублей до 4,4 миллиарда.
В целом объем выпускаемой в Челнах промышленной продукции в этом году сократился почти на 3% и составил 119,5 млрд. рублей. При этом большинство отраслей чувствуют себя более или менее нормально — строители, например, нарастили объемы на 13,1%, перевозчики — на 4,4%, связисты — на 7,2%, розница — на 9,9%. Сократился на 1,1% только объем платных услуг, стремительное же падение обеспечили обрабатывающие производства, к которым относятся и производители транспортных средств.
Отметим также, что потребительский рынок в целом показал рост — розничный оборот вырос в этом году на 17,1%, достигнув отметки в 92,9 млрд. рублей. Правда в сопоставимых с прошлым годом ценах рост составил только 9,9%, однако, по данным экономистов исполкома, этот рост опережает динамику индекса потребительских цен в городе, который вырос с прошлого года на 6,6%. Лучше всего чувствует себя торговля продовольствием — в этой отрасли рост достиг 20,4%, за 8 месяцев продуктов продано на 43,9 млрд. рублей.
На 5,3% сократился в городе объем грузооборота крупных и средних предприятий, в том числе специализированных — на 4,7%. Общий объем рынка перевозок составил 3 млрд. рублей, пассажирские в этой сумме составляют 386 млн. рублей.
«ЗА ПОКУПАТЕЛЯ СЕГОДНЯ НА РЫНКЕ ИДЕТ ДРАКА»
Причины убытков челнинской промышленности традиционно лежат на поверхности: за первое полугодие чистая прибыль КАМАЗа по РСБУ составила символические 11 млн. рублей. Это в 219,5 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда прибыль была 2,4 млрд. рублей. Убыток компании от продаж вылился в 575,9 млн. рублей против прибыли в 3,6 млрд. рублей годом ранее.
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее |
Вместе с этим на 4,3% упали в Челнах показатели обрабатывающего производства — к сентябрю было отгружено товаров на 102,2 млрд. рублей, и погоду здесь сделали производители транспортных средств и оборудования, показав падение на 7,5% или 3,2 млрд. рублей до 75,2 млрд. рублей. Нетрудно заметить, что их доля в общем объеме отгрузок обрабатывающих производств составляет три четверти, также несложно опознать в них как сам КАМАЗ, так и поставщиков автогиганта. Отметим, что в отрицательный тренд обработчиков не попали производства металлургии и других минеральных продуктов, бумажники и пищевики — у перечисленных производителей поставки несколько выросли в течение этого года.
Очевидно, что за июль и август ситуация на КАМАЗе не выправилась. Напомним, не далее как в прошлую среду КАМАЗ вновь добавил к выходным своих работников 3 дня, правда, частично оплачиваемых. А на этой неделе появилось сообщение пресс-службы автогиганта о том, что компания разрабатывает планы по оптимизации персонала. До этого внеплановыми выходными был отмечен и конец августа — главный конвейер был остановлен 28 и 29 числа. В обоих случаях руководство предприятия объясняло вынужденные простои падением отечественного рынка грузовых автомобилей на 20% и нежеланием затоваривать склады готовой продукцией.
В исполкоме города предметно пояснить роли КАМАЗа и других предприятий в общем убытке отказались, но в целом признали, что вслед за машиностроителями начали проседать и другие отрасли. «Снижение идет по многим отраслям, — заявила «БИЗНЕС Online» начальник отдела экономики Гузель Гилязова. — В основном это КАМАЗ, без него, конечно, статистика была бы с плюсом, но не только он играет роль — Ford Sollers, к примеру, у нас тоже пока на этапе становления, у них тоже убытки. Словом, по всем направлениям пока идет снижение. В этом году кто не убыточный, у того как минимум прибыль снизилась». Отметим к этому, что челнинская площадка Ford Sollers не первый год занимается запуском новых линий в Челнах, и поэтому в общей финансовой динамике не может играть значимой роли.
По мнению директора ООО «АвтоМастер» Марата Нуруллина, нет ничего удивительного в том, что большинство предприятий теряют свою прибыль. «Тенденции в экономике очень простые, — заметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Первая: рост тарифов естественных монополий. Посмотрите на рост стоимости ГСМ. И не надо верить Улюкаеву и всем остальным, просто посмотрите на ценники. То же самое происходит с электричеством, водой и так далее. Вторая тенденция: ограничение покупательского спроса выливается на ограничение для производителей в росте цен на собственную продукцию. Мы сегодня работаем в очень жестких конкурентных условиях: покупатель очень ограничен в средствах и мы не можем идти путем роста отпускных цен. За покупателя, за того, кто сегодня способен заплатить, на рынке идет драка. Повторюсь, из-за отсутствия денег в экономике покупательский спрос очень серьезно снизился. Те деньги, которые раньше шли в виде кредитных ресурсов, в виде инвестпроектов за счет бюджета или за счет квазигосударственных структур, таких, например, как «Роснефть», «Газпром», их сегодня нет, поскольку инвестпрограммы максимально сокращены. Раз цена не растет, а издержки увеличиваются, соответственно прибыль падает».
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее |
Генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта» Иван Шигин (он также является гендиректором ТПП Набережных Челнов и Закамья) связывает причины проблем челнинских компаний с российскими и мировыми тенденциями. «По нашему предприятию спад производства составляет примерно 10 процентов, — сказал Шигин корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Почему так происходит? Причина в первую очередь в том, что подорожали доллар и евро. Из-за ситуации на Украине и последовавших санкций люди боятся и не хотят тратить свои деньги. Люди не понимают, куда дальше мир двигается, куда кривая выведет. В такой ситуации покупать мебель, наверное, все же не очень правильно. Это не срочный продукт, не первая необходимость, поэтому люди предпочитают делать сбережения и никуда не вкладываться».
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ — ГОРОД СО СТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ?
По мнению Шигина, такая ситуация сложилась не только в Набережных Челнах, но и по всей России. «Мы в рамках нашей ассоциации общаемся с мебельщиками из других регионов, у них также наблюдается спад. Тем не менее я считаю, что и на городском уровне можно кое-что сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. В первую очередь нужно вести работу по кадрам, потому что нехватка людей есть везде, начиная от грузчиков и заканчивая высококвалифицированными специалистами. Нигде в России кадров нет, в Челнах — тем более. Второе: нужно усилить меры по поддержке местных товаропроизводителей — я имею в виду акции вроде «Покупай челнинское!» Третье: нужно включиться в программу развития бережливого производства, которая сейчас на 10 городских предприятиях уже реализовывается. Это тоже реально уменьшает затраты. Также неплохо было бы запустить госпрограммы по льготному кредитованию для приобретения нового оборудования для предприятий, тогда они смогли бы повысить свою производительность», — считает Шигин.
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее |
На фоне того, что происходит с экономикой Челнов, едва ли не насмешкой выглядит положение Набережных Челнов в федеральном списке моногородов, утвержденном подписью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Скорее всего, составлен он был с учетом итогов 2013 года. Напомним, утвержденный список из 313 российских муниципальных образований разделен на три категории. К первой, со сложным социально-экономическим положением, в Татарстане отнесены Камские Поляны и Зеленодольск. Ко второй — группе риска — Елабуга (и это при наличии особой экономической зоны!). К последней в очереди за федеральными средствами категории стабильных городов отнесены Менделеевск, Нижнекамск и Набережные Челны.
Факторы прозрачны — до недавних пор бюджет города обеспечивал относительно сытую жизнь, хотя и без развития, градообразующее предприятие работало с прибылью, уровень безработицы, как и в целом по Татарстану, низкий. Однако, как только перечень городов был утвержден, общий минусовой баланс производства городских предприятий показал, что место автограду как минимум во второй категории — городов с рисками ухудшения положения. Отметим, что в этом году на все 313 городов, но в первую очередь на 75 наиболее депрессивных, сумма будет выделена несущественная — всего 3 млрд. рублей, но в 2015 - 2017 годах она вырастет до 32 млрд. рублей в год.
БЕЗРАБОТИЦА СОКРАЩАЕТСЯ ВМЕСТЕ С ЧИСЛОМ РАБОТАЮЩИХ
Что касается безработицы и других социальных индикаторов, здесь тоже не так все просто. В городе одновременно сокращается и количество безработных — на 16,1% до 2 тыс. человек, и численность работающих на наблюдаемых предприятиях — на 1,9% (на 2637 человек) до 137,7 тыс. человек. Это неудивительно — экономически активное население заменяется в Челнах младенцами и пенсионерами. За отчетный период население города в целом выросло на 3 тыс. человек, при этом на 4,2 тыс. выросло число пенсионеров. Для справки добавим, что средний размер пенсии составляет сегодня 10,5 тыс. рублей.
Средняя зарплата по городу на 1 августа составила 27,4 тыс. рублей, при этом в уточняющей строке сводной таблицы значится и так называемая «реальная зарплата», ее значение — 25,7 тыс. рублей. Данной сумме примерно соответствуют зарплаты строителей, оптовиков, связистов и риелторов. Меньше получают работники розничной торговли (22,5 тыс. рублей), сельского хозяйства (21,5 тыс.), гостиничного и ресторанного бизнеса (20,3 тыс.), транспортники (24,2 тыс.), педагоги и врачи (23,3 тыс. и 23,6 тыс.) и работники культуры, зарплата которых составляет в среднем 17 тыс. рублей.
Наибольшая зарплата числится за теми, кто сдает в аренду машины и оборудование — их заработок составляет 46,9 тыс. рублей. В данном случае, очевидно, имеются в виду предприятия, организованные по схеме «каждый работник — индивидуальный предприниматель, арендующий технику», и владельцы микроавтобусов, сдающие их перевозчикам. 36,2 тыс. рублей зарабатывают финансовые посредники, 35,5 тыс. рублей — энергетики, 34,4 тыс. рублей — чиновники. По 33 тыс. рублей с лишним достается продавцам и сервисникам автотранспорта и страховщикам.
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее |
«ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ВСЕГДА ДЕЛАЕТ ЭКОНОМИКУ РИСКОВОЙ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» дали свою оценку экономического положения Набережных Челнов.
Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:
— Такая ситуация характерна не только для Набережных Челнов — экономика в стране ухудшается, проблемы у всех в автостроительной отрасли, в том числе и у КАМАЗа — флагмана индустрии. Это стандартная ситуация, которая, разумеется, никого не радует. Мы все знаем, что Челны и КАМАЗ — это единое целое, но это знание на уровне привычных понятий. Если в актуальном контексте ориентироваться на то, что из 120 миллиардов рублей общей выручки порядка 75 миллиардов остается за КАМАЗом, то можно признать, что это фундаментальная зависимость. Поэтому с точки зрения татарстанской, разумеется, стоит отнести Челны к городам с рискованным экономическим положением.
Вопрос в том, как это будет воспринято в центре. Скорее, Москва будет воспринимать это с позиции ожидания — мол, посмотрим, как ситуация будет развиваться. Но проблема объективно существует, это действительно сложно и надолго, судя по ситуации в стране. Перспектив лучшей жизни для России я не наблюдаю — нас ждет медленное, но неуклонное сползание в проблемы. Чем все это закончится — пока вопрос открытый, никто ничего не прогнозирует.
Владимир Иванов — генеральный директор ООО «БИЗНЕС-Центр»:
— Челны не живут в обособленном мире, мы живем в России, где ситуация в экономике с февраля кардинально изменилась. Наша страна, которая является частью глобальной экономики, практически отрезана от всех источников финансирования, технологического обновления, военно-технического, культурного, экономического сотрудничества и так далее. В предыдущие годы драйвером развития экономики страны и Набережных Челнов в том числе было внутреннее потребление. Оно достигалось за счет кредитования населения, кредитования предприятий, реализации больших инфраструктурных проектов — Универсиады, Олимпиады и так далее. Источников было два: экспорт российской нефти и дешевые заемные средства от западных банков. Сегодня эта мышеловка практически закрылась. Если в прошлом году нефть имела суперцену, на сегодня она упала на 25% и стоит ниже 95 долларов за баррель. Финансовые рынки закрылись, в стране не хватает валюты, кредитование промышленности и населения сокращается. Бюджетные расходы растут катастрофическими темпами, особенно на уровне муниципалитетов. В связи с майскими указами зарплаты бюджетников стали превышать зарплату в реальном секторе экономики. Как результат обороты предприятий падают, так же, как и прибыль.
Это обычная экономика, и то, что в мэрии проведут собрание с гендиректорами, ситуацию никак не изменит. Если санкции будут действовать в том объеме, которые есть на сегодня, через год или полтора мы поймем, что сегодняшнее 3-процентное падение — это лишь цветочки. Необходимо уменьшить геополитические риски, оказывающие колоссальное давление на российскую экономику. Что касается программы поддержки моногородов, так по мне это просто игры бюрократов. У кого больше лоббистских возможностей, у кого лучше связи, тот и заберет бюджетную поддержку. Чем создавать такие программы, которые дают лишь мизерную пользу экономике, я бы предложил решать проблему через налоги. Если есть депрессивный город или регион, там нужно оставлять больше налогов, чтобы направлять их на развитие этой территории. То есть нужно применять больше экономических рычагов.
«РОЛЬ КАМАЗА УМЕНЬШАЕТСЯ, НА СИТУАЦИЮ НАЧИНАЕТ ВЛИЯТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС»
Наталья Таркаева — помощник министра экономики РТ:
— Я бы не выделяла понятие «моногород со стабильной экономикой», потому что зависимость от какого-то одного предприятия всегда делает экономическое состояние высоко рисковым. В данном случае я не согласна с теми критериями, которые разработали минэкономразвития и минрегион. Малейшее изменение в «гиганте» тут же сказывается на состоянии города, региона, поселения.
Что касается убытков КАМАЗа в 2,4 миллиарда — тут вопрос, что и как посчитали. Можно по-разному считать монопрофильность. Можно взять КАМАЗ как таковой, а можно взять еще и все предприятия, связанные с КАМАЗом. Даже если эти предприятия напрямую не связаны между собой отношениями собственности, есть еще и производственные цепочки. КАМАЗ, который остановил производство, что-то недокупил у какого-то предприятия, те, в свою очередь, недопродали свою продукцию — и так длится достаточно долго. Зависимость, хоть и косвенная, на экономику влияет напрямую. Насколько я понимаю, у КАМАЗа помимо конвейера и завода по производству узлов, агрегатов, компонентов и прочего очень много свалок на балансе — это тоже надо учитывать.
Что касается убытка других предприятий, это связано с замедлением экономического роста. Несмотря на то, что в прогнозах социально-экономического развития прямых слов о наличии кризиса нет, но замедление есть, оно признано всеми — отрицать этот факт было бы по меньшей мере глупо. Пока в Челнах нет сильной стагнации, она не идет быстрее, чем в других регионах, но зависимость от КАМАЗа становится все более и более важной.
Борис Кузнецов — профессор, завкафедрой «Экономика, организация и управление производством» Набережночелнинского института КФУ:
— Сейчас городов со стабильной экономикой становится все меньше и меньше. Пока Набережные Челны еще относятся к этой категории. Нас не включили в число претендентов на 3 миллиарда рублей по программе моногородов — нам не нужно помогать. Само понятие моногород — унизительное, уничижительное по отношению к городам. Игра с моногородами неправильная по экономическим понятиям. Нужно выстраивать такие механизмы, которые создавали бы устойчивость при любом раскладке. Что касается Челнов — нужно высокотехнологичное производство, чтобы снизить риски при развитии в будущем. У нас риски с каждым годом и каждым месяцем возрастают. Объемы производства не растут, мы не выдерживаем конкуренции с производствами, построенными на высоких технологиях. У нас нарастает проблема с кадрами. Город не имеет своего научного сектора, несмотря на то, что это очень важно для будущего развития.
Все то, что сейчас происходит с городом — не случайности, а закономерности, основанные не на самых эффективных стратегиях, по которым город развивался до сих пор. Это скажется в самое ближайшее время, потому что общий тренд сейчас — движение в сторону экономики, основанной на науке, на инновациях. Здесь перспективы у нашего города не такие, какие должны были быть. То, что КАМАЗ находится в глубоко убыточном состоянии — это правда. Роль КАМАЗа в таких условиях уменьшается, на ситуацию начинает влиять малый бизнес — он тоже находится в зоне огромных рисков.
Весь город находится в зоне усиливающихся рисков, которые должны привести в итоге к спаду валового регионального продукта. Я думаю, этот процесс будет длительным. Нужна новая экономическая стратегия для города — ее нужно разрабатывать и осуществлять, решать вопросы с ресурсным потенциалом. Всем этим надо серьезно заниматься, тогда рисков будет меньше.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.