В московском Кремле много размышляют об улучшении имиджа России. Нанимают западные пиаровские конторы, которые публикуют в разных "Нью-Йорк Таймсах" заказные статьи и помогают национальному лидеру стать "Человеком года".
Это помогает, но недостаточно. Россию как считали варварской страной, так и считают. И псы-рыцари так полагали, и Фридрих Прусский, и Маркс с Энгельсом, и Гитлер с Тэтчер. Хоть кол на голове теши. Пиаровские конторы этим, собственно, и занимаются. Хватают за шиворот западного обывателя и орут, тыкая пальцем: "Смотри! Сюда смотри! Запомни: это — не варвары! Тоже люди. Почти такие же, как ты! Понял?! Повтори!" Западный обыватель недоумённо хлопает глазами, смотрит на кадры войны в Грузии, про которую ему объясняют, что злобный российский медведь напал на мирную горную птичку и совсем было задрал её, да могучий американский рыцарь в сияющих доспехах выхватил в последний момент жертву из лап чудовища, и думает: "Что-то не здесь так. Посмотришь — ну варвар варваром. А мне говорят, что он такой же, как я. Не может быть! Враньё. Русский пиар".
И верит очередному профессионально сделанному бреду, заедая попкорном кока-колу.
А вот если показать тому зомбоящичному существу фестиваль "Сотворение мира", то он даже не поймёт, что действо сие происходит не где-нибудь в Гластонбери, а у стен казанского Кремля. Мечеть на заднем плане?.. А что мечеть? Мечети сейчас и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Париже стоят. А музыка та же и лица зрителей те же. И ведут себя так же — подпевают, танцуют, размахивают руками, зажигают огоньки. У нас, однако, ещё и хороводы водят. Девушки восседают на плечах парней. Дети резвятся. Все лужайки вокруг заняты разлёгшимися со всеми удобствами молодыми людьми. Как и должно быть, немало целующихся парочек. Тучи журналистов, фотографов, кино- и телеоператоров. И никакого насилия, драк и прочего варварства (за исключением привычки оставлять за собой горы мусора, но это по ТВ не видно, да и сами западные люди не всегда так уж экологически чисты в своём поведении). Ну прямо Вудсток. Культура!..
Фестиваль такого масштаба (около 100 000 человек) и такого уровня организации — это очень мощное PR -оружие. Вроде атомной бомбы. В московском Кремле, кстати, это отлично понимают. Особенно, пожалуй, сейчас, когда в президентах России — поклонник тяжёлого рока и блоггер. Отсюда и концерты на Красной площади (то Доминго, то Маккартни, то Шакира), и такие, я бы сказал, выдающиеся пиаровские акции, как образцовое (Европа аж обзавидовалась) проведение финала футбольной Лиги чемпионов в Москве, которые формируют правильный имидж России намного эффективнее, чем любые статьи с журнальными обложками.
И дело всё-таки движется, хотя далеко не так быстро, как хотелось бы, — ведь тысячелетие (если не больше) антироссийской пропаганды одним махом не преодолеешь.
И вот что интересно: вполне профессионально используя своё пиаровское оружие (с применением тех же PR -агентств, которые доносят до западного обывателя нужную информацию), Москва практически игнорирует такое событие, как "Сотворение мира". На пресс-конференции перед фестивалем известный казанский фотомастер Фарит Губаев рассказал следующий эпизод: когда он позвонил в один очень известный музыкальный журнал в Москве (который он постеснялся назвать — неприлично как-то выставлять в столь неприглядном виде уважаемое издание) и предложил свои фотографии с прошлого "Сотворения мира" (эксклюзивный материал от известного мастера — за таким нормальный редактор гоняется), то получил потрясающий ответ: "Нас это не интересует".
А я вот не постесняюсь. Неназванный Губаевым журнал — это, ни много ни мало, русское издание Billboard . Если их "не интересует" "Сотворение мира" — лучший, по общему мнению, российский рок-фестиваль, — то что же их вообще интересует? Или это просто саботаж? Зависть Первой столицы?
А вот что уже не только интересно, но и странно: весьма прохладное отношение некоторых татарстанских СМИ к "Сотворению мира". На это пожаловался Андрей Макаревич, рассказав на той же пресс-конференции, что, в частности, телеканал ТНВ хранит в своих запасниках высокого качества съёмки "Сотворения мира", но не издаёт их! Этакая собака на сене. При этом, поведал Макаревич, он обнаружил в Казани пиратские съёмки фестиваля на DVD , выполненные одной камерой с одной точки (при этом каким-то образом с прекрасным звуком, удивлялся Андрей Вадимович), которые преспокойно лежат на прилавках и пользуются успехом.
И действительно — почему бы ТНВ не издать DVD с записью фестиваля? А если таковой существует, то почему его днём с огнём не сыщешь? В чём тут проблема? В деньгах? Но стоимость выпуска такого DVD — пустяк по сравнению со стоимостью фестиваля, а при правильном ведении дел он ещё и прибыль принести может. Как будто в Татарстане не издаётся множество подарочных DVD !..
На жалобу президента фестиваля ТНВ отреагировал мгновенно: вернувшись ночью в субботу домой от стен Кремля и включив телевизор, я увидел на ТНВ выступление Шевчука, которое час назад слышал живьём. В программе такого не было — наткнулся случайно. И, кстати, почему в программе-то не было? Не собирались транслировать? Или шифровались по каким-то непонятным причинам?..
А запись действительно хороша. На ТНВ есть люди, которые умеют работать профессионально. Чего ж тогда бояться-то?
Осталось разобраться с выпуском DVD и его продвижением в России и за рубежом. А также — с выкладыванием фрагментов фестиваля на сайт ТНВ, на YouTube и RuTube , с его рекламой в социальных сетях, в ЖЖ и всеми прочими приёмами партизанского маркетинга. Если считать первый фестиваль некоей пробой, то уж второй-то должен быть использован на все свои пиар-килотонны.
Может, тогда и Пол МакКартни сочтёт возможным приехать. И вот уж это будет такая пиар-бомба, против которой никакой защиты не найдётся.
29.06.09
Владимир Марченко Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.