ФАС инициировала разбирательство против челнинского топливного оператора ООО «Автодорстрой». Чиновников обеспокоило обращение некоего автолюбителя, которому не понравилось, что, залив бак на заправке «Лукойл», он получил чек с наименованием ООО «Автодорстрой». Представители оператора заявляют, что торгуют топливом «Лукойла» по франшизе и по договору не имеют права наносить собственное наименование на крупные конструкции АЗС. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что в этом споре все решит договор между партнерами, содержащий все условия сотрудничества и публичности.
В УФАС обратилось некое «физическое лицо», обнаружившее на чеке, выданном на АЗС «Лукойл», обозначение оператора — ООО «Автодорстрой» |
ХОЧУ «ЛУКОЙЛ»!
Один из крупных татарстанских АЗС-операторов — ООО «Автодорстрой» — оказался на минувшей неделе в центре внимания местного управления федеральной антимонопольной службы. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ведомства, в УФАС обратилось некое «физическое лицо», обнаружившее на чеке, выданном на АЗС «Лукойл», обозначение оператора — ООО «Автодорстрой». Автолюбитель посчитал, что его ввели в заблуждение. Он, мол, хотел заправиться лукойловским бензином, а продавцом оказалась, видимо, неизвестная для него компания. В итоге заправщиков вызвали на разбирательство к антимонопольщикам. Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция), т.е. «введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей».
На первом же заседании, где присутствовал и наш корреспондент, представители компании, ставшей объектом разбирательства, пояснили, что ООО «Автодорстрой» работает с «Лукойлом» по франшизе. Под вывеской этой нефтяной компании у «Автодорстроя» в Татарстане работают пять заправок. Четыре заправки располагаются в Набережных Челнах, Елабуге, Заинске и Альметьевске. Пятая находится недалеко от Казани в Лаишевском районе на трассе Казань — Оренбург. «Здесь продается только лукойловское топливо и выполняются все необходимые стандарты», — заявил представитель «Автодорстроя» Альберт Гумеров
Он отметил, что «Автодорстрой» не является производителем продукции и специализируется на розничной торговле. «Решили купить франшизу «Лукойла», так как сейчас в общественном мнении последний резко выделяется как поставщик качественной продукции. Мы хотим довести до потребителя качественный бензин», — объяснил представитель АЗС оператора. Добавим, что о начале сотрудничества с «Лукойлом» было объявлено еще в начале 2009 года.
А БУДЕТ ЕЩЕ И «БАШНЕФТЬ»
Всего у компании «Автодорстрой» в республике 68 АЗС. Основная масса работает под собственным наименованием и реализует топливо с Уфимских НПЗ «Башнефти». С последней татарстанские топливозаправщики в начале 2012 года заключили джобберский договор (о прямой поставке нефтепродуктов от поставщика) сроком на 5 лет. Как рассказал тогда газете «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ООО «Автодорстрой» Алексей Пятницин, сейчас «Башнефть» разрабатывает новый бренд и фирменный стиль для автозаправок, определяет стандартные условия для договоров франчайзинга. «Поэтому количество АЗС, которое перейдет под вывеску «Башнефти», пока озвучить не можем. Сама инициатива начать подобное сотрудничество возникла после публичного приглашения нефтяной компании к участию региональных сетей в программах джобберства и франчайзинга», — говорит Пятницин. По словам Гумерова, под вывеской «Башнефти» у «Автодорстроя» работает только две заправки. По его же заверениям, последние скандалы вокруг «Башнефти» и АФК «Система» на их работе никак не сказались.
И НА ЧЕКЕ, И В ГРАФИКЕ РАБОТЫ, И В УГОЛКЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
На заседании антимонопольщики акцентировали свои претензии на отсутствиии данных о франчайзи на видных для клиентов крупных конструкциях наподобие стелы АЗС.
Гумеров заявил, что информация о сотрудничестве между «Автодорстроем» и «Лукойлом» размещена на табличке графика работы АЗС, в уголке потребителя и на кассовом чеке. По его словам, на конструкциях станций компания-оператор АЗС не имет права размещать свое наименование, так как это запрещено договором. Он зачитал выдержку: «Согласно положению на территории АЗС «Лукойл» не должно находиться никаких обозначений, представляющих собой объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки, коммерческие обозначения третьих лиц». Гумеров отметил, что информация об «Автодорстрое» размещается в трех пунктах, предусмотренных в договоре (чек, график работы и уголок потребителя). По словам Гумерова, здесь также указаны телефоны горячей линии, почтовые и банковские реквизиты ООО «Автодорстрой» и ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт».
Отметим, что на просьбу «БИЗНЕС Online» о предоставлении договора коммерческой концессии в «Автодорстрое» заявили, что в нем же содержится запрет на ознакомление с текстом третьих лиц. Представители «Лукойла» на запрос «БИЗНЕС Online» на момент публикации также не ответили.
«ЛУКОЙЛ» НЕ ВОЗРАЖАЕТ
Председатель комиссии — заместитель руководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров спросил у присутствовавшего на заседании представителя «Лукойла» (3-е лицо в процессе) Рустама Хусаинова: «И все-таки может ли франчайзи доводить иным образом эту информацию? Более очевидным. Допустим, на внешнем оформлении АЗС. Например, на стеле «Лукойла» внизу написать «Автодорстрой»?
Хусаинов ответил, что к «Автодорстрою» они претензий не имеют, так как «франчайзи предоставил информацию о себе на тех объектах, которые он эксплуатирует в рамках договора коммерческой концессии» (имея в виду те самые уголки потребителя, чеки и график работы — прим. авт.). Что касается дополнительных обозначений, представитель «Лукойла» отметил: «Это у нас не регламентируется. Думаю, что при нанесении дополнительного обозначения согласования с нами не требуется».
С неожиданными для него «послаблениями» горячо не согласился представитель «Автодорстроя», снова сославшись на запрет, по его словам, содержащийся в договоре.
В результате рассмотрение дела было отложено, дата следующего заседания будет определена позднее.
На вопрос «БИЗНЕС Online» о грозящих «Автодорстрою» санкциях в пресс-службе УФАС по РТ сообщили, что по итогам рассмотрения дела комиссия вынесет решение о наличии факта нарушения либо отсутствии такового.
НЕФТЯНОЕ СОГЛАСИЕ?
Некоторую пикатность спору добавляет и то, что совсем недавно, в конце сентября, в Казань наведался президент «Лукойла» Вагит Алекперов. И ему было предложено, по сути, стратегическое партнерство по развитию сети АЗС в Татарстане. На республиканском рынке «Лукойл» пытается закрепиться еще с 1993 года.
В этот раз президент РТ Рустам Минниханов предложил Алекперову для расширения собственной сети «Лукойл» приобрести убыточные заправки татарстанских компаний. Что интересно, предложение совпало с громким скандалом, который сотрясает соседний Башкортостан вокруг отмены приватизации «Башнефти». Сторонние наблюдатели даже увидели в этой встрече некий союз между республиканской «Татнефтью» и «Лукойлом».
Рустам Минниханов предложил Вагиту Алекперову для расширения сети «Лукойл» приобрести убыточные заправки татарстанских компаний |
СТРАННАЯ ИСТОРИЯ
Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что думают эксперты о данном деле.
Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:
— Все спорные моменты должны оговариваться в договоре между «Лукойлом» и «Автодорстроем». Что касается причины такого внимания у потребителей к бренду «Лукойла», скажу, что они имеют очень раскрученное имя, продвижением которого давно занимаются и вложили в него большое количество денег. И, естественно, если бы это было плохое топливо, то потребители голосовали бы колесами в другую сторону.
Но нельзя сказать, что у других компаний качество хуже. Лукойловские заводы выпускают бензин по тем же ГОСТам, что и у других. Башкирский бензин или татарский, таифовский, ничуть не хуже. Нельзя сказать, что «Лукойл» кратно лучше и поэтому у них стоят кратно очереди. Это просто имя на них работает.
Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:
— Понять человека, подавшего жалобу, можно. Он приехал на заправку «Лукойла», а тут на чеке получает несколько двойственную информацию. Но необходимые требования «Автодорстроем» здесь соблюдены, так как франчайзи должен указывать информацию о себе на чеке, а также на доске потребителя, на которой указывается информация о происхождении топлива, различные телефоны. Это требования Роспотребнадзора. На мой взгляд, если здесь и были нарушения, то Роспотребнадзор должен был заниматься их рассмотрением.
Фарида Забирова — ведущий юрисконсульт юридического агентства «ЮНЭКС»:
— Франчайзи обязуется продавать продукт или предоставлять услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает право использовать имя компании, торговую марку, репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и другие механизмы поддержки.
Степень ограничения деятельности франчайзи как индивидуального предпринимателя устанавливается условиями франчайзингового договора. В законодательстве указывается, что франчайзи должен использовать средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом. Также он должен информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что использует обозначение в силу договора коммерческой концессии. Таким образом, использование в рассматриваемом случае ООО «Автодорстрой» своего наименования наряду с наименованием франчайзера («Лукойл») должно быть регламентировано заключенным между ними договором франчайзинга.
Справка
ООО «Автодорстрой»
ОАО «Лукойл» (данные из официального сайта организации) является одной из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Обеспечивает 2,1% мировой добычи нефти. Также добывает 16,6% общероссийской добычи нефти и обеспечивает 16,5% общероссийской переработки нефти. Является крупнейшей российской нефтяной бизнес-группой с выручкой в 2013 году более $141 млрд. и чистой прибылью более $7 миллиардов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.