Как стало известно «БИЗНЕС Online», казанский разработчик и производитель сверхлегких самолетов «МВЕН» инициировал уголовное преследование своего казахстанского партнера — «КазАвиаСпектр». Казанцы требуют вернуть некогда привезенный в Казахстан демонстрационный образец сельскохозяйственного самолета «МВЕН-2 Фермер», который массово планировалось производить в этой стране и которым интересовался лично Нурсултан Назарбаев. Но это только верхушка айсберга. Озадаченная поведением иностранных партнеров, теперь компания «МВЕН» решила развернуть производство сельхозбортов в Казани. Как утверждают в компании, твердых заказов уже столько, что можно говорить о производстве мощностью 50 «Фермеров» в год.
«САМОЛЕТ НЕЗАКОННО НАХОДИТСЯ НА ЗАВОДЕ УЖЕ ТРЕТИЙ ГОД»
ООО «МВЕН» заявило в полицию на карагандинскую компанию «КазАвиаСпектр» (владеет авиационным заводом «Сункар»), обвинив предприятие в незаконном удержании своего самолета, сообщил казахстанский портал Tengrinews.kz. По информации издания, в дежурную часть ДВД Карагандинской области обратился представитель МВЕНа и потребовал привлечь к уголовной ответственности руководство «КазАвиаСпектра», которое якобы неправомерно удерживает на территории завода принадлежащий МВЕНу самолет марки «МВЕН-2 Фермер». Гражданин России указал в заявлении, что самолет незаконно находится на заводе уже третий год. Выяснилось, что машина стоит в центре конструкторского зала в качестве экспериментальной модели, по типу и подобию которой карагандинские конструкторы собирают первое воздушное судно сельскохозяйственного назначения, сообщает Tengrinews.kz.
Напомним, что осенью 2011 года в Карагандинской области Казахстана открыли завод «Сумкар» по производству сельскохозяйственных самолетов «Фермер». Их разработчик — МВЕН — выступил соучредителем предприятия. «Мы разработчики и поставщики технологий, — разъяснял тогда «БИЗНЕС Online» финансовый директор компании «МВЕН» Михаил Невельский. — Обучаем в Казани казахстанских специалистов. Кое-что вкладываем, конечно, потому и соучредители. Но основной финансовый вклад сделала казахстанская сторона, у которой разработан план индустриализации».
Однако дело почти сразу пошло наперекосяк.
В 2013 году завод должен был выйти на проектную мощность первой очереди — 36 самолетов в год. Но уже в апреле 2012-го появилась информация о том, что власти Казахстана охладели к проекту — дескать, мвеновские самолеты слишком дороги. Взамен предлагалось выпускать машины канадской компании Zenair. Тогда Невельский объяснил, что это все отголоски столкновений различных лобби. Дальше — больше. В середине октября 2013 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил: «В Караганде, например, завод по производству самолетов «Фермер», который с большой гордостью в свое время Серик Ныгметович (премьер-министр Казахстана Серик Ахметов — авт.) показывал, выпустил всего один аэроплан. И то, говорят, не летает. Сел на одно крыло. Зачем такая показуха нужна, если мы не работаем?» В «послесловиях» местной прессы виновными были представлены исключительно казанцы.
Генеральный директор компании «МВЕН» Виктор Ермоленко тогда предоставил «БИЗНЕС Online» свое видение событий: «У нас с ними в 2011 году в связи с отсутствием финансирования был приостановлен договор. Сейчас идут внутренние разборки в Казахстане. То, что они там оправдываются перед президентом, — это их дело. Видимо, у них произошло нецелевое использование денег, куда-то деньги пропали. И они сейчас оправдываются как могут» (отметим, что Ермоленко попал почти в точку: тот же портал Tengrinews.kz в августе сообщил, что в отношении должностных лиц «КазАвиаСпектра», которому принадлежит карагандинский авиазавод, возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов).
«НЕТ ТУТ ВАШЕГО САМОЛЕТА»
Впрочем, уже в ноябре 2013 года солнце вновь показалось из-за облаков — появилась информация, что проект по строительству «Фермеров» в Казахстане планируют реанимировать. А в феврале этого года в управлении промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области газете «БИЗНЕС Online» рассказали, что стороны сейчас сотрудничают по вопросу начала запуска. По информации областного управления, до 1 марта должно быть подписано лицензионное соглашение между инициаторами проекта и акционерами. В октябре-декабре 2014 года планируется выпустить первые два сельскохозяйственных самолета. Казалось бы, долой сомнения. Но вот — новый поворот, теперь уже с участием полиции.
Вчера получить комментарий «КазАвиаСпектра» не удалось — телефон компании не отвечал. Но точку зрения руководства предприятия можно понять из комментария тому же порталу Tengrinews.kz. «Никакого незаконного удержания самолета со стороны нашей компании нет, тем более на протяжении трех лет, — рассказал изданию директор карагандинского «КазАвиаСпектра» Александр Ващенко. — Где заявители были все три года? Почему появилось это заявление в правоохранительные органы, мне неизвестно».
Свою версию событий «БИЗНЕС Online» представил Невельский: «Вопрос, связанный с карагандинским производством, превратился в очень склочный. Не хотелось бы сейчас на нем останавливаться. Что касается самолета, то когда между нами все еще было хорошо, на открытие завода мы привезли самолет, чтобы его демонстрировать. Партнеры нам сказали: «Оставляйте машину, она нам тут нужна, мы ее купим». Хорошо, оставили. В результате и работа на заводе стоит, и самолет обратно не возвращают. Почему? «Да потому что». Вот и все. Такое ощущение, что люди чувствуют себя абсолютно безнаказанными. И мы решили хоть что-то сделать, чтобы попытаться поставить их на место: для начала — вернуть самолет. Доходило до курьезов. Например, нас просят поучаствовать в казахстанской выставке с самолетом. Мы говорим: там есть самолет, давайте его и выставим. А казахи отвечают: нет тут вашего самолета».
По словам Невельского, после заявления в полицию на заводе провели обыск: «И обнаружили самолет. Мы предоставили документы на него. Заведено уголовное дело за самоуправство (а если бы не нашли, открыли бы дело в связи с кражей)». Как рассказал коммерческий директор компании «МВЕН», самолет стоит $150 тысяч. Но дело не в цене, а в принципе.
«ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ ПРОШЛОГО ГОДА ПРОВАЛИЛИ»
Впрочем, не исключено, что мы наблюдаем историю из серии «нет худа без добра». Площадку по производству «Фермеров» решено развернуть в Казани. Здесь будет выпускаться модификация МВЕН-2 под названием МВ-500. Впрочем, Невельский настаивает, что это не модификация, а почти новый самолет: «МВ-500 имеет более высокую производительность. Он очень отличается от своего предшественника. Да, мы его затеяли как модификацию, а получили в результате другой самолет».
Отметим, что первый полет МВ-500 должен был состояться в сентябре, но был отложен — по словам Невельского, из-за очень большого объема работ МВЕНа по гособоронзаказу. Тем не менее, как заверил руководитель МВЕНа, машина вот-вот окажется на взлетной полосе.
К мнению Виктора Ермоленко (слева) прислушиваются в промышленных кругах Татарстана |
И, как подчеркнул Невельский, МВЕН, «в общем, неожиданно для себя получил серьезный потенциальный спрос на самолет». Впрочем, полагает он, такого поворота следовало ожидать: «Это нормальная история. Самолет появляется, его со всех сторон смотрят, определенное время идет «выдержка». Мы ее прошли успешно, пошли заказы». Как выясняется, их столько, что в Казани планируется создать площадку по выпуску 50 МВ-500 в год. «Но, возможно, придется править планы в сторону увеличения, — не исключил Невельский. — У нас и задержка-то произошла в связи с тем, что мы планировали этот самолет делать не в Казани, а теперь вынуждены переориентироваться. Упустили время, и потенциальные заказы прошлого года, прямо скажем, провалили... Словом, пока делаем ставку на казанскую площадку, хотя у нас есть и другие варианты, о которых я пока говорить не хочу».
Как заверил Невельский, «ресурс» на производство с «шагом» в 50 самолетов у компании есть: «Нам машины на практике заказывают, мы можем говорить о твердых заказах, поэтому денежных проблем нет. Проблемы больше связаны с тем, что надо бегом подготовить свои собственные площади. Подготовка идет, но не так быстро, как хотелось бы».
Также, по словам Невельского, массовая серия диктует необходимость получения в авиационном регистре межгосударственного авиационного комитета (АРМАК) сертификата типа (работающие сегодня несколько «МВЕН-2 Фермер» летают под сертификатом единичного воздушного судна). «По МВ-500 мы сразу ведем сертификацию, надеемся завершить ее до конца года, хотя тут от нас не все зависит напрямую». Кстати, по мнению советника премьер-министра РТ Назира Киреева, Татарстан вполне способен помочь МВЕНу в этом деле. Каким образом? «Финансовыми ресурсами, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Да, какие-то усилия уже предпринимались, но я недавно написал записку о том, чтобы надо бы довести это дело до конца... Сертификация — процесс не то что сложный, он финансово емкий. Дело в том, что надо совершить много полетов и подключить организации, которые будут давать им оценку, выдавать акты по каждому виду испытаний».
«НЕ ДОРОГОВАТО ЛИ БУДЕТ?»
Но стоит ли игра свеч? Может, Казахстан не зря охладел к проекту?
«Сельскохозяйственные самолеты нужны, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор портала Aviaru.net Роман Гусаров. — И здесь каждая сельскохозяйственная компания выкручивается как может: кто-то использует старые Ан-2, частников подряжает, которые не имеют права выполнять такие полеты, причем опыляют чуть ли не на мотодельтапланах. Словом, есть спрос». Гусаров напомнил, что аналогичный проект некогда прорабатывала фирма Сухого — Су-38, но потом от него отказалась. И это показательно: «С малой авиацией у нас вообще все очень плохо, — констатировал Гусаров. — И после объединения всех разработчиков в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) темой малой авиации вообще перестали заниматься. ОАК для себя определила, что ей заниматься маленькими самолетами невыгодно».
Однако у эксперта вызывает сомнение чисто сельскохозяйственная направленность МВ-500: «Это специализированный сельскохозяйственный самолет. Но, думаю, он должен быть многоцелевым. Ведь такая машина нужна только в определенные моменты, а содержать ее остальное время — не дороговато ли будет? И ведь сами колхозники самолеты покупать не станут — их будут приобретать аэроклубы, авиаторы, а сельчане только заказчики».
Киреев уверен, что проблемы с простоем не будет. Он отметил, что такие самолеты более всего нужны в весенний период: «Все продумано. Начало работы отряда сельхозсамолетов (а речь идет именно о создании такого мобильного отряда) начинается в Крыму, то есть с марта, потом, с продвижением весны, отряд передвигается севернее. А весна у нас кончается, по сути, только в июне. То есть март, апрель, май, июнь — четыре месяца машина задействована. Да и в остальное время ей тоже можно найти работу».
По словам советника, речь идет об отряде из примерно сотни МВ-500. То есть мы можем говорить о создании некоей специализированной авиакомпании. Невельский не стал комментировать эту информацию и пообещал назвать заказчиков примерно через месяц.
Вместе с тем, если Татарстан хочет «застолбить» за собой место главного производителя сельхозсамолетов, надо бы поторапливаться. Как полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмет» Дмитрий Баранов, специализированные сельскохозяйственные самолеты нужны аграриям. Он предположил, что МВ-500 — продвинутый и интересный проект, но у него будет немало конкурентов в классе легких летательных аппаратов, которые предусматривают возможность использования их в сельском хозяйстве.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.