Спустя 11 месяцев после своего шумного задержания в Казани, которое сопровождалось репортажами на центральных телеканалах об обезвреживании преступной группы, заработавшей на махинациях с материнским капиталом миллионы рублей, руководитель «Центра микрофинансирования» Павел Сигал был освобожден вчера вечером из столичного СИЗО «Матросская тишина». Вечер пятницы, видимо, был выбран специально, чтобы не привлекать активного внимания прессы. Встречали бизнесмена, уголовное дело против которого было накануне закрыто, лишь два его адвоката и корреспондент «БИЗНЕС Online». Первые слова и эмоции вышедшего на свободу экс-подозреваемого, а также краткий экскурс в историю «дела Сигала», прекращенного в связи с истечением срока давности, — в нашем материале.
Павел Сигал покинул СИЗО «Матросская тишина» |
«ДЕЛО ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛИ»
Накануне около 20 часов вечера директор центра микрофинансирования Павел Сигал покинул СИЗО «Матросская тишина». Уголовное дело в отношении него закрыли.
«Дело переквалифицировали на статью 159.4 УК РФ «Мошенничество в сфере предпринимательства». Срок давности по ней — два года. Сигалу вменяют, что преступления были совершены в 2010 - 2011 годах. Два года уже истекли, поэтому уголовное дело в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности подлежит прекращению. Постановление об этом вынесено», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» адвокат Сигала Ирина Якубовская. Так тихо и почти незаметно завершилось обещавшее стать чрезвычайно громким уголовное дело, стартовавшее почти год назад.
Напомним, что первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и президент ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования» Сигал был задержан 19 ноября 2013 года. Предпринимателя задерживали в Казани в рамках масштабной операции несколько десятков сотрудников ГУЭБиПК МВД России. Одновременно следственные действия были проведены в целом ряде регионов страны. Всего в этих мероприятиях участвовали более 800 полицейских из центрального аппарата МВД и территориальных главков, что свидетельствовало об особом статусе, который придавался делу. А кадры задержания транслировались на всю страну крупнейшими федеральными СМИ.
Встречали бизнесмена, уголовное дело против которого было накануне закрыто, лишь два его адвоката и корреспондент «БИЗНЕС Online» |
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ «ДЕЛА СИГАЛА»
Как первоначально считало следствие, с 2010 года ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования», базирующееся в Казани, и более 400 коммерческих структур, аффилированных с ним, собирали информацию о социально неблагополучных семьях, которые остро нуждались в деньгах. Рассчитывая получить вместо материнского капитала (300 тыс. рублей) наличные, клиенты заключали с центрами микрофинансирования договоры целевого займа, в соответствии с которыми им якобы приобреталось жилье. Договоры вместе с другими документами коммерсанты затем направляли в пенсионный фонд, который компенсировал их расходы. Часть полученных денег, как считало следствие, члены группировки отдавали матерям, но до 80% оставляли себе.
Таким образом, в МВД считали, что преступная группа за 3 года своей деятельности могла незаконно получить из пенсионного фонда России 10,7 млрд. рублей. Однако после того, как в ноябре прошлого года Сигалу было предъявлено первое обвинение, в котором речь шла всего о 30 млн. рублей и 82 потерпевших, стало понятно, что масштаб дела сдувается. Более того, постепенно громкое дело, начали «спускать на тормозах». Параллельно в защиту главного обвиняемого по делу выступили известные бизнесмены и общественные деятели, в том числе бывший вице-премьер Алексей Кудрин и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
В августе из числа потерпевших выбыл пенсионный фонд России, а вместе с ним и обвинение в хищении бюджетных средств. Сумма же вмененного в вину Сигалу и двум десяткам его предполагаемым подельникам ущерба снова сократилась, следствие остановилось на 3 млн. рублей.
Тем не менее само попадание основателя и ключевого лица компании за решетку ударило по бизнесу УК «Центр микрофинансирования». Одна из крупнейших в России сетей микрофинансовых организаций, которую построили Сигал и его партнеры, оказалась под угрозой банкротства.
«НА СВОБОДУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ»
На удивление вчера у «Матросской тишины» около 18:30 не было никого, кроме самой Якубовской, вскоре подошел еще один адвокат. Жена Эльвира Хамидуллина тоже срочно прилетела в Москву, но, боясь опоздать на встречу, отправилась в гостиницу. И все. Пресса, которая на начальных стадиях дела проявляла огромный интерес, на этот раз отсутствовала. Якубовская отметила, что еще утром отнесла своему подзащитному передачу и была уверена, что суд по продлению меры пресечения все же состоится 14 октября. Позднее выяснилось, что следователь переквалифицировал статью и подал постановление о прекращении уголовного дела в СИЗО без трех минут пять, а в 17 часов прием документов заканчивается. Якубовская считает, что это, возможно, было сделано нарочно, чтобы избежать лишней шумихи вокруг дела.
Однако до последнего оставалось неясно, выйдет ли Сигал именно сейчас или же в субботу. Адвокатов в СИЗО не пускали, говоря, что группа освобождающихся сформирована, однако чьи документы и, главное, когда будут спущены вниз, никто не мог ответить. Оставалось интригой и то, кто же входит в группу освобожденных.
После полутора часов ожидания выяснилось, что освободят именно и только Сигала. И вот он уже показался в решетчатом окне. «Ура! На свободу с чистой совестью!» — приветствовала его Якубовская. Известный бизнесмен выглядел похудевшим, но сиял улыбкой.
«Еще утром мне говорили, что направляют на продление... В пять часов пришел следователь и сказал, что мы закрываем ваше дело», — он поделился радостью со встречавшим его корреспондентом «БИЗНЕС Online». О будущем Сигал пока говорить опасается, главное, поправить здоровье, которое пошатнулось после 11 месяцев в СИЗО: «Разберемся, будем дальше работать, у меня же много дел, в университете дела, у меня дела в «ОПОРЕ России». Но сначала надо поправить здоровье, оно не улучшается, я почти год отсидел». Между тем самыми долгими ему показались последние часы перед освобождением. «Когда я пришел в камеру и собирал вещи, это были самые долгие минуты», — смеясь говорил бизнесмен.
Более того, в этот же день освободили еще 23 фигурантов дела. «Мои сотрудники тоже держались все это время, не только я. Я горд этим», — подытожил Сигал. Впрочем, на материальную или моральную компенсацию ему рассчитывать не стоит. Как пояснила Якубовская, Сигала освободили по нереабилитирующим обстоятельствам — дело закрыли по срокам давности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.