МЕНЬШЕ РЕЙСОВ — МЕНЬШЕ БАНКРОТСТВ

Работа по оптимизации у Tez Тour началась в самом начале осеннего сезона. Но не только они стали заниматься оптимизацией своих маршрутных направлений по разным странам, это коснулось и многих других туроператоров. Это нормальная работа. Оценив риски и ситуацию с экономикой, многие компании пошли на подобные действия. У Tez Тour пострадало в основном направление Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна. Объемы чартерной программы сократились фактически в два раза. Это разумное решение, потому что предстоящий зимний сезон будет достаточно тяжелым, и я думаю, что принятие таких мер по сокращению объемов со стороны многих игроков только пойдет на пользу рынку. Не будет демпинга, туроператоры перестанут прогорать, вероятность банкротств будет меньше, нежели если бы компании поставили много рейсов, а туристов на них не нашлось. В основном сокращения коснулись регионов, в том числе и Казани.

У Tez Тour изменения заключаются в том, что по некоторым направлениям компания стала меньше летать, а в определенных странах убрали чартерные рейсы в курортные города. К примеру, раньше из Казани можно было улететь в Таиланд на Пхукет. Сегодня осталась только Паттайя. Но это не говорит о том, что количество направлений для казанских туристов резко сократится. Некоторые операторы объединили свои усилия. Распределили риски между собой и «ужались» не на 50%, а, к примеру, на 15. То есть для татарстанцев, скорее всего, ассортиментный ряд предложений останется фактически тем же, но количество рейсов резко сократится.

В ПОЧЕТЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ПУТЕВКИ

Конечно, это повлияет на цены в том отношении, что горящих, как принято говорить в народе, путевок будет гораздо меньше. Цены и так сегодня по сравнению с летом поднялись на 20%. В начале июня доллар стоил 34 рубля, а сегодня 40. Именно из-за ослабления рубля к основным валютам и падает покупательская способность населения. Цена на путешествие выросла, а зарплата у людей осталась фактически на том же уровне. Если брать оценку всего рынка по направлениям, то меньше всего пострадал Египет. Это недорогой сегмент, частота полетов оптимальная, можно улететь от 6 ночей до 2 недель. В тот же Таиланд из Казани предлагают минимум от 10 - 11 ночей. А чем короче путешествие, тем оно дешевле.

Несмотря на то, что на дворе уже октябрь, глубина продаж, особенно на новогодние праздники, очень плохая. Люди стараются покупать путевки в последний момент. Если все будет продолжаться в таком же ключе, то операторы и дальше продолжат оптимизировать свои маршруты, частоту полетов и размер самолетов. Можно пригнать «Боинг-757», там 230 мест, а можно ограничиться 137-й моделью, где 150 мест...

В ПАРИЖ ЧЕРЕЗ МАМАДЫШ

В октябре раньше мы активно бронировали туры на новогодние каникулы на горнолыжные курорты. В том числе и на регулярные рейсы. В этом сезоне пока клиенты заняли выжидательную позицию. Во многом из-за внешней политики, не только из-за курса валют. Санкции, введенные против России, многие воспринимают как личные. Поэтому некоторые туристы сейчас очень сдержанно относятся к поездкам в Европу. В этом сезоне на Новый год предложений ожидается больше, свободных мест пока много.

Приход на рынок авиакомпании Finnair пока сильно не повлиял на рынок пассажирских перевозок. Сегодня количество предложений из Казани со стыковочными рейсами в разные точки мира довольно большое. Finnair летает всего три раза в неделю, и это не очень удобно при планировании путешествий, тогда как Turkish Airlines летает каждый день. А у «Аэрофлота» вообще по пять раз в неделю рейсы в некоторые европейские страны из Москвы, из Казани в Первопрестольную в день уходит по четыре самолета. Так что пока конкуренция большая.

Сейчас многие туркомпании стараются покупать билеты, где это возможно, на регулярные рейсы. Даже несмотря на то, что цены на билет бывает гораздо выше, нежели на чартер. Но не везде можно долететь регулярными рейсами. К примеру, в Египет самолеты летают до Каира, это не очень удобно. До курортов выполняются только чартерные рейсы. Или в сторону Юго-Восточной Азии из Казани можно добраться только с пересадкой. Это тоже не очень удобно, и туристы с удовольствием летают чартерами. Будем надеяться, что федеральные операторы, которые осуществляют эти полеты, имеют достаточный запас надежности и их не затянет в воронку банкротств.

Рамиль Мифтахов