РУССКИЙ СЛЕД В РЕВОЛЮЦИИ В ГОНКОНГЕ

Эпидемия «цветных» революций, похоже, на этот раз переместилась в Гонконг, где не стихают уличные протесты. В эти дни там работает фотокорреспондент «БИЗНЕС Online» Егор Алеев — ежедневно мы будем публиковать фоторепортажи из делового центра Китая, охваченного «революцией зонтиков». Именно зонтик стал символом протестного движения в Китае, когда 26 сентября на улицы вышли около 80 тыс. человек, преимущественно студентов, с требованием самостоятельно избирать местную власть. В Пекине согласились пойти на уступки и пообещали, что Гонконг получит такую возможность в 2017 году. При этом правительство выдвинуло условие, что все кандидаты, за которых жители Гонконга смогут отдать свои голоса, будут предварительно одобрены выборщиками из Китая. В Гонконге с такими условиями не согласились, требуя полной демократизации голосования. Кроме того, протестующие потребовали отставки главы правительства Гонконга Лян Чжэньина. Как передает Алеев из Китая, вчера должны были состояться очередные переговоры между активистами движения «Оккупируй Централ» и администрацией Гонконга, однако последние переговоры по неизвестным причинам перенесли.

«И лидеры протестного движения вновь начали созывать своих сторонников. Были опасения, что ситуация выйдет из-под контроля, не исключались столкновения с полицией, хотя обе стороны и настроены на мирное противостояние. Но кто знает, чем может обернуться сбор многотысячной недовольной толпы, — рассказывает Алеев. Протестующие в районе станции метро Admiralty (в Гонконге чаще всего ориентируются по станциям метро, а не по улицам) начали собираться вчера вечером. В итоге к наступлению ночи собралась толпа в несколько десятков тысяч человек — они заполонили все ближайшие улицы. От горизонта до горизонта. Хотя еще утром в пятницу «вахту» несли лишь около 300 человек.

Егор Алеев в Киеве. 25.01.2014
Егор Алеев в Киеве. 25.01.2014

Лидеры протеста выступали перед огромнейшей толпой, сменяя друг друга. Говорили о том, что на нашей стороне сила и правда, что мы должны стоять до конца, что это мирный протест и мы не хотим крови. Ближайшие к сцене зрители поддерживали своих лидеров, а дальше звук фоном растворялся над толпой. Одни играли и пели на гитарах, другие клеили стикеры, которые стали таким же символом революции, как и зонтики (маленькие стикеры заполонили собой десятки метров вдоль дорог), третьи просто гуляли и фотографировались. Между плакатами, написанными на разных языках и вывешенными вдоль дорог, можно встретить и надпись на русском «Поддержим демократию в Гонконге». Впрочем, как передает наш фотокорреспондент, больше следов из России не обнаружено. За исключением, конечно, российских журналистов. Вообще, представителей СМИ из различных точек планеты тут просто невообразимое количество.

Среди собравшихся основной процент — это молодые люди, но есть и старшего, пожилого возрастов. Студенты, чтобы не терять времени, занимались прямо тут, на асфальте. Революция революцией, а экзамены никто не отменит.

ОТЛИЧИЯ И СОВПАДЕНИЯ В ДВУХ РЕВОЛЮЦИЯХ

К полуночи протестующие, несколько выпустив пар, начали расходиться. В итоге в палатках, которые разбивали прямо на дорогах, на площадках остались ночевать несколько тысяч человек. Многие спали просто на ковриках на асфальте — теплое небо Гонконга соблаговолит к активистам. Ожидается, что сегодня, в субботу, протестующие соберутся вновь и будут так волнами собираться, накатывать на административные здания Гонконга.

Главное отличие от киевского майдана (из Украины Алеев также делал целую серию репортажей для «БИЗНЕС Online»прим. ред.) — в мирном настрое. Протестующие как и на Крещатике экипированы касками и противогазами, но таких мало. Местные сотрудники полиции в происходящее не вмешиваются, да их особо и не видно — можно заметить за оккупированной территорией, но в толпу они не идут и никак не мешают. Да и сами революционеры говорят, что настроены на мирное решение вопроса — никаких стычек, никаких провокаций. Они, скорее, будут сидеть бесконечно долго, мозоля глаза руководству, чем возьмутся за палки, цепи, булыжники, разбирая собственные мостовые. Правда, в толпе, в местном Twitter говорят и пишут, что администрация Гонконга уехала на материк в Китай, видимо, за дальнейшими инструкциями и бездействие властей, возможно, связано именно с этим. Чем обернутся демонстрации сегодня вечером или завтра (в воскресенье они наиболее многочисленные), никто сказать не берется. Тем более что на днях стычки произошли не с полицейскими, а с мирными жителями — противниками «революции зонтиков». Они дали понять: тех, кто не разделяет мнение демонстрантов, тоже не мало, и они тоже готовы на решительные действия.

Протестующие на Крещатике
Протестующие на Крещатике

Но и сходство с событиями на Украине тоже есть. Бесплатная еда, интернет, лекарства. Есть некая внутренняя организация всего процесса. Негласная и невидимая.

Игнорировать «зонтиков» тоже нельзя — собираются-то протестующие перед главными административными зданиями, в центре офисной жизни (поэтому часто среди протестующих можно встретить офисных работников — в строгих пиджаках они выбегают в обед или после работы к протестующим и либо поддерживают их, либо, расслабив галстуки, просто гуляют среди них, отдыхая от напряженного дня). Как будут развиваться события дальше, никто из собравшихся не предугадывает.

«НИКАКИХ СЕРЬЕЗНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В КИТАЕ ЭТО НЕ ВЫЗОВЕТ»

Нынешнюю ситуацию в Гонконге прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Валерий Муниров — эксперт по политическим вопросам (Москва):

— Все технологии «оранжевых» и «майданных» выступлений — это американские технологии. Понятно, что нынешние волнения в Гонконге направлены против материкового Китая, поскольку Гонконг является фактически входными инвестиционными воротами и расчетно-кассовым центром страны. Огромное количество сделок происходит на гонконгских биржах. Для Китая это важная и уязвимая точка, в которую бьют американцы. Китай — это главный соперник США, МВФ уже ставит Китай на первое место в мире по ВВП (по паритету покупательной способности ). Так что это удар по конкуренту. Но майдана, подобного украинскому, в Гонконге ждать не стоит, волна протестов уже спадает. Китайцы скоро там все потушат и отправят местных «диссидентов» на Запад, примерно так же было в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь.

Китай такое не прощает, поэтому будет какой-то асимметричный ответ США, но в финансовой форме, он не будет устраивать «оранжевую» революцию в Вашингтоне, поднимая негров на борьбу. И ответ уже пошел, страны БРИКС создали Новый банк развития и фонд валютных резервов в пику ооновским структурам: Всемирному банку и МВФ, поставив под сомнение финансовое могущество Запада. Так что сейчас уже многие расчеты идут мимо доллара, поэтому китайская экономика будет только усиливаться, а американская — ослабевать. Но это все будет постепенно, так как Китай завязан на экспорт, а два основных рынка сбыта — это США и Европа. Поэтому они не заинтересованы в резком обрушении американской экономики.

Александр Бузгалин — экономист, профессор, директор института социоэкономики Московского финансово-юридического университета (МФЮА):

— Причины происходящего в Гонконге, как всегда в таких случаях бывает, достаточно комплексные. С одной стороны, существует определенное недовольство у гражданского общества и молодежи тем, что делает китайское руководство. С другой стороны, безусловно, конкуренты Китая на мировой арене не прочь поддержать такого рода протест.

К сожалению, столкновения внутренних проблем у тех или иных стран (это касается и Украины, и арабских стран, и России, если вспомнить события недавнего прошлого) имеют причины внутренние для выступления людей. И в условиях, когда к этим выступлениям относятся несколько чрезмерно, это очень хороший повод для оппонентов и конкурентов использовать такие движения, поддерживать их для раскачивания лодки и дестабилизации ситуации. Решение проблемы предельно простое — сделать возможности для выступления и изменения политических моделей воздействиями гражданского общества. Тогда никаких ужасов не будет. В Париже проходят миллионные демонстрации, и никто особенно не обращает внимания. В лучшем случае в местных новостях появляется репортаж. Правительство прекрасно идет им на встречу и, если демонстранты считают, что какой-то закон не нужен, пересматривают его. И никаких проблем, никакой невидимой руки какого-то государства за этим нет.

На самом деле это ни к чему не приведет и никаких серьезных последствий в Китае это не вызовет. У них ситуация все же достаточно стабильная, прежде всего экономическая ситуация. Я не вижу здесь больших угроз для Китая, и не вижу никаких далеко идущих противоречий, которые способны вызвать нечто подобное Украине. На России, думаю, это никак не отразится. За исключением того, что у нас очень любят показывать выступления гражданского общества как пример того безобразия, которое может привести к событиям на Украине, и на этой основе подавляя любые общественные инициативы. Повторю, это политика, ведущая в тупик. Если мы из любого митинга будем делать конфликты и видеть в этом влияние Соединенных Штатов Америки или какого-то другого геополитического конкурента России, то мы просто загоним страну в ситуацию, когда она взорвется очередной революцией, вот и все. Будет плохо всем. Пар надо выпускать и делать это не в воздух, а так, чтобы это было основой разрешения проблемы.

Егор Холмогоров — публицист, политический деятель, главный редактор сайта «Русский обозреватель»:

— На мой взгляд, все-таки основные причины находятся в западной политике, которая хотела бы создать определенные проблемы для Китая, осуществив очередной майдан. Там совершенно очевидны точные технологические совпадения в том, как организованы эти протесты. Не особо себя утруждали в фантазии, оригинальности его организаторы. Калька с майдана практически один к одному. Другое дело, что китайцы гораздо более эффективно с этим справились, они исключили радикалов вне Гонконга. Они достаточно жестко мобилизовали китайское общественное мнение. Категорическим непринятием этих протестов они нанесли серьезный удар по тем лицам, которые могли бы все это финансировать. То есть в этом смысле, я думаю, что Китаю с ситуацией удастся справиться. Хотя имеет место тот факт, что Запад, несмотря на всю экономическую мощь Китая, политическое могущество, относится к нему без всякого уважения и способен попытаться раскачать важнейший для Китая финансовый центр. Нет никакого сомнения в том, что это попытка подорвать, скажем так, статус находящегося уже почти два десятилетия в руках Китая Гонконга — крупнейшего финансового центра, биржевого центра, который можно назвать азиатским Нью-Йорком. И, может быть, за счет этого подрыва, за счет нестабильности продлить эпоху финансового могущества Нью-Йорка в Америке. Я не знаю, удастся ли это американцам, тем более что китайцы, если они почувствуют, что в Гонконге положение нестабильно, они переместят экономический центр в Шанхай, и Гонконг просто уйдет на периферию.

Сами эти протесты не приведут ни к чему, потому что совершенно не понятен их политический выход. Грубо говоря, что могут сделать эти студенты? Они же не могут захватить власть в Гонконге. Это, несомненно, суверенная территория Китая, а Китай все еще быстро возрастает. Возможно, США провоцирует Китай на жесткое подавление этих волнений с тем, чтобы развязать общемировую антикитайскую кампанию. Но мне кажется, что даже в этом случае они сами на этом и погорят. Это цель, которая им не по зубам. Из-за санкций для многих российских компаний западные рынки, капиталы закрыты. И так как наша страна выходит постепенно на азиатские рынки, дестабилизация Гонконга может усложнить наш маневр. Все происходящее сейчас, безусловно, не дружественная акция по отношению к России.

Александр Храмчихин — политолог, замдиректора Института политического и военного анализа (Москва):

— Причины в первую очередь в недовольстве некоторой части гонконгцев слишком большим наплывом китайцев. Потому что китайцы из других частей страны начинают скупать активы и недвижимость в Гонконге, и это очень многим не нравится. Главная причина именно в этом. И способ смены власти — это, конечно, просто повод. На самом деле как не выбирай главу Гонконга, он все равно будет подчиняться Пекину. Абсолютно ни к чему это не приведет. Вообще ничего не изменится. И если уж это не отразится даже на самом Китае, то при чем здесь Россия?