ЗАДАЧА — ПОТЕСНИТЬ НЕМЦЕВ И КИТАЙЦЕВ

«Интерскол-Алабуга» намеревается стать главной производственной площадкой российского лидера в области электроинструментов. В следующем году здесь планируется выпустить около 2 млн. единиц продукции, а запуск второй и третьей очередей завода увеличит объем выпуска до 5 млн. изделий ежегодно. Сегодня общая производственная мощность компании превышает 4,5 млн. единиц электроинструмента и оснастки в год. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Интерскола», в первую площадку завода, открывающуюся сегодня, было инвестировано 1,5 млрд. рублей. Как сообщалось ранее, кредитную линию на 1,035 млрд. рублей компании открыл Банк Москвы.

Сразу же после открытия будет заложен первый камень в основание второй площадки. Президенту Татарстана в этой «закладке» помогут председатель совета директоров компании Сергей Назаров и депутат Госдумы РФ Николай Валуев — можно сказать, лицо компании, ее постоянный медиапартнер. Первая очередь завода разместилась на 10 тыс. кв. м производственных площадей и 1 тыс. кв. м офисных.

17.jpg
В первую площадку завода было инвестировано 1,5 млрд. рублей (фото: http://www.alabuga.interskol.ru/)

Производитель обещает, что завод «Интерскол-Алабуга» обеспечит до 40% отраслевого импортозамещения по самым востребованным группам товаров: перфораторам, дрелям, «болгаркам» и аккумуляторной технике. В целом по полному ассортименту продукции, как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе, «Интерскол» рассчитывает нарастить свою долю на рынке России до 35%.

По оценке российского маркетингового агентства Discovery Research Group, которое в марте провело мониторинг рынка ручных электроинструментов, в 2013 году общий объем рынка в натуральном выражении составил 14 млн. штук, что на 8 % меньше аналогичного показателя прошлого года. В стоимостном выражении объем составил 61,9 млрд. рублей и уменьшился на 5,3%. Отметим, что, по более ранним данным того же агентства, рынок снижался и в 2012 году. Тем не менее эксперты рассчитывают, что к 2018 году отечественный рынок должен вырасти на 80%, поскольку есть куда развиваться — на сегодня отрасль в России отстает от Европы лет на 10, заграничные тенденции приходят к нам с опозданием. В основном электрооборуование импортируется в Россию из Германии и Китая. При этом, по оценке аналитиков, еще около 30% добавляет рынку неучтенный контрабандный товар.

Сегодня большую часть рынка занимают импортные товары, с которыми российским производителям конкурировать пока тяжело. Согласно выводам агентства, отечественные производители предлагают пока довольно узкую линейку продукции и смогли закрепиться лишь в некоторых нишах. В Discovery Research Group считают, что крупнейшие российские производители слишком увлекаются созданием собственных брендов, под которыми выводят на рынок китайские товары. Кроме «Интерскола» заметными отечественными брендами на рынке можно назвать «Ритм» и Elitech. Конкуренцию же им составляют Bosch, Makita, Black&Decker, DeWalt, Metabo и ряд других известнейших брендов с широкими дистрибьюторскими сетями. Добавим, что актуальная тенденция рынка — это вытеснение бытового электроинструмента профессиональным. Вместе с тем растет и потребность покупателей в качественном сервисном обслуживании.

«Интерскол» — компания не публичная, о ее финансовом состоянии и акционерах известно немного. Известно, что предприятие создали сотрудники ВНИИСМИ (ведущего НИИ электроинструментальной отрасли в СССР) во главе с нынешним председателем совета директоров фирмы Назаровым. Символично, что офис «Интерскола» до сих пор находится в здании института. Сначала они просто торговали импортными инструментами, а первое производство организовали в 1998 году совместно с ижевским механическим заводом. Первая собственная производственная площадка появилась компании в 2002 году в подмосковном Быково. Сейчас есть еще мощности во Владимире и китайском городе Дзиньхуа. Компания несколько лет назад купила еще и два завода в Европе: итальянский Felisatti и испанский Casals. Кроме того, по заказу для «Интерскола» делают садовую технику итальянский GGP, перфораторы — болгарский Sparky, есть заказы и на других заводах в КНР, Словении и Тайване.

По данным системы «Контур-Фокус», выручка компании в 2013 году составила 6,95 млрд. рублей.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИЮ

Завод в «Алабуге», согласно официальному заявлению компании, стал одним из крупнейших и современнейших предприятий инструментальной отрасли в Европе. Современная оснастка в данном случае подразумевает максимальную автоматизацию производства, что позволяет компании заявлять о сведении к нулю брака — роботы занимаются в том числе и сборкой. Применяют на заводе и любимые в Татарстане (в частности, на КАМАЗе) Lean-технологии.

Стоит отметить, что «Алабуга» станет новым домом сразу для двух европейских заводов, перевозимых «Интерсколом» в Татарстан. После того, что в 2009 году компания выкупила итальянский завод Felisatti со всем оборудованием, патентами, технологиями и, собственно, брендом, сборочные линии Felisatti и их автоматизированные обрабатывающие центры были перевезены из Феррара в Быково. В тот же год первая партия торцовочных пил под брендом Felisatti ушла на экспорт бывшему дилеру итальянцев во Франции. Как сообщают в компании, кроме российского производства под брендом Felisatti компания сохранила за собой и площадку в Европе, которая занимается поставками по всему миру. Теперь итальянские линии разместятся в «Алабуге». Запускать и обкатывать их в новых условиях будет группа приглашенных европейских специалистов, и вторая очередь завода «Интерскол-Алабуга» будет специализироваться именно на производстве инструмента под маркой Felisatti, а также средств малой механизации.

Подобный путь в скором времени проделает и крупнейший испанский инструментальный завод Casals, выпускающий профессиональные перфораторы и деревообрабатывающую технику под брендом Freud Industrial. Правда, если итальянский завод был полностью перевезен в Россию, то испанское предприятие сохранит небольшие мощности в Европе. Сегодня часть оборудования Casals уже на пути в Россию, полностью переезд в «Алабугу» завершится в 2015 году.

Отметим, что частично производственные линии «Интерскола» в «Алабуге» были запущены еще в середине мая. В частности, пластиковые изделия — ручки, кейсы для инструментов — тут изготавливаются с момента запуска китайских термопластавтоматов и тайваньских выдувных машин. Одновременно запускались и сборочные линии основной продукции, к концу мая на складах завода лежало в среднем по 800 шуруповертов разных моделей, причем модельный ряд под открытие завода был обновлен. Запускаемая сегодня площадка имеет в штатном расписании 500 человек сотрудников, из которых более 200 уже обучены и работают.

Строительством завода занимается елабужское ООО «Стройинвест» — одна из старейших строительных компаний Прикамья, до реорганизации в 1996 году работавшая как строительное управление «Татнефтегазстроя» с 1958 года. Это не первый объект елабужан в ОЭЗ. В 2012 компания сдала здесь завод партнера McDonald’s «Белой дачи», а в этом году — завод немецкой компании RMA Pipeline Equipment, производителя трубопроводной арматуры. Надо полагать, работа строителей удовлетворила «Интерскол», поскольку подряд на вторую очередь строительства остался у «Стройинвеста».

«Вторую очередь мы должны запустить в третьем квартале 2015 года, — рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Стройинвест» Сергей Шабалин. — Это будет еще 15 тысяч квадратных метров. Третий этап самый крупный, там речь идет о 30 тысячах квадратов. По плану третья очередь должна быть завершена в первом квартале 2017 года». По словам Шабалина, утвержденная накануне сумма инвестиций во вторую очередь строительства равна уже освоенным деньгам — это будет еще 1,5 млрд. рублей.

Первая очередь завода «Интерскол» разместилась на 10 тыс. кв. м. производственных площадей и 1 тыс. кв. м. офисных
Первая очередь завода «Интерскол» разместилась на 10 тыс. кв. м производственных площадей и 1 тыс. кв. м офисных

ПОМОЖЕТ УПАВШИЙ РУБЛЬ

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», дали свою оценку сегодняшнему событию в ОЭЗ «Алабуга».

Марсель Салихов — руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов:

— Вряд ли стоить рассматривать этот шаг как ответ на санкции, скорее, компания пытается оптимизировать свою деятельность. Отказ от производства в Италии и Испании логичен — спрос на электроинструменты в этих странах в последние годы сокращается из-за общего спада потребительской активности, кризиса в строительном секторе и растущей конкуренции с китайскими производителями, ведущими крайне агрессивную политику на европейском рынке.

Перенос производства из Подмосковья также логичен — себестоимость производства в Подмосковье (на производственной площадке в Химках) выше, чем в «Алабуге», в том числе и из-за отсутствия налоговых льгот. В «Алабуге» же новым производствам предоставляются льготы по налогу на прибыль, на имущество, таможенные льготы, преференциальные условия подключения к инфраструктуре и низкая стоимость земли (3 тысячи долларов за 1 гектар). А также нулевой налог на недвижимость в течение первых 10 лет работы, и налог на прибыль в 2 процента на первые 5 лет работы. В общем, это отличный стимул полюбить Татарстан.

«Интерскол» является одним из крупнейших российских производителей электроинструмента. Выручка в 2013 году достигла 6,95 миллиарда рублей, прибыль от продаж — 1,09 миллиарда рублей. Много ли это в масштабах Татарстана? Общий объем отгрузки промышленного производства составил 1,52 триллиона рублей (то есть общая выручка «Интерскола» составляет сейчас около 0,5 процента от промышленного производства региона), а выпуск в машиностроении — 118 миллиардов рублей, поэтому перенос производства может стать весьма значимым событием для Татарстана. Не менее важны и качественные изменения — перенос производства может положить начало созданию научной базы на основе региональных вузов и индустриальных парков и, таким образом, способствовать созданию высокотехнологичных рабочих мест и в других секторах экономики Татарстана.

Увеличить долю «Интерскола» на рынке будет непросто, до этого продажи у крупных западных компаний росли высокими темпами (продажи Bosch в 2013 году выросли на 14 процентов при среднем по рынку темпе в 7 процентов). Но у российской компании есть преимущество: рублевые издержки. С начала года рубль потерял к доллару США около 20 процентов, что привело и к росту стоимости импортных электроинструментов. Перенос производства может быть успешен, если компании удастся закрепиться на быстрорастущем рынке Поволжья (Татарстан, Самара, Нижний Новгород) при сохранении наработанных связей с розницей в Московском регионе, который объективно остается крупнейшим региональным рынком в стране.

Виктор Разинков — руководитель регионального представительства ИК «Финам»:

— В данном же случае речь идет не столько об открытии нового завода, сколько о перемещении существующих производственных мощностей с зарубежных производств и из Подмосковья в ОЭЗ «Алабуга». Даже если это даст наращивание доли на отечественном рынке, я не склонен расценивать это как ответ на санкции Запада. В данном случае, на мой взгляд, все наоборот. Ситуация, возникшая с санкциями, обязывает компании искать пути выхода из нее. Отсюда в первую очередь и вывод линий, расположенных на предприятиях, находящихся за рубежом. Я считаю, что это попытка «Интерскола» выйти из ситуации, когда мы можем оказаться в экономической блокаде. Жизнь заставляет. Татарстан же, безусловно, выиграет от переезда компании. Приход нового крупного инвестора и налогоплательщика, конечно, скажется на экономике Татарстана только положительно.

Что касается увеличения доли на отечественном рынке с 23 процентов до 35 процентов или даже до 40 процентов, то тут все зависит от поведения «Интерскола» на рынке. Востребованность товара на рынке всегда определяло в первую очередь соотношение цена-качество. Да, кто-то покупает что-то определенной марки, кто-то берет новые разновидности, но это небольшая часть покупателей. В основном же люди берут, чтобы и качественно, и, желательно, недорого. Поэтому тут все просто. Если «Интерскол» попытается конкурировать с Bosch, Makita и другими мировыми лидерами, войдя с ними в одну ценовую категорию, то наверняка проиграет. Если же его продукция будет дешевле, то тогда возникнет вопрос: насколько высоко его качество. Я думаю, потребитель быстро разберется, что ему надо больше и, как всегда, проголосует рублем.

Павел Шацких — генеральный директор компании «Электроприбор»:

— Я не думаю, что действия «Интерскола» можно расценивать как ответ на санкции. Насколько я знаю, ограничения Запада не коснулись бытовой техники. Так что вряд ли намерение компании увеличить свое производство в России можно назвать ответом на санкции. Тем не менее крупный игрок рынка свой ход сделал. И теперь, как я полагаю, надо ждать ответных ходов конкурентов «Интерскола», а они будут. Просто так российскому производителю не позволят увеличить свою долю на рынке. Так что «Интерсколу» не будет легко. Тем не менее потеснить конкурентов, даже таких, как Bosch, на мой взгляд, вполне реально. Все может быть — и до 35, и до 40 процентов можно увеличить свою долю на отечественном рынке. Но только при одном обязательном условии: грамотной маркетинговой политике. Я думаю, тут определяющим будет то, насколько «Интерскол» сможет быть конкурентоспособным по ценам. То, что производство компании будет располагаться в особой экономической зоне «Алабуга», может сыграть производителю на пользу. Там ведь, как известно, резидентам предлагаются определенные налоговые послабления. Если они этим фактом грамотно воспользуются, то, вполне возможно, будут конкурентоспособны. В любом случае факт появления такого крупного производителя, как «Интерскол», — очень большой плюс для экономики республики. Это же дополнительные налоги!

Звягин Сергей — ответственный секретарь, старший эксперт департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ:

— Любое производство, которое организуется в России, особенно если речь идет о переносе производственных мощностей на территорию нашей страны, можно рассматривать как положительный факт. Компания «Интерскол» достаточно известная, у них довольно широкая номенклатура изделий. Полагаю, им придется побороться за свою долю на рынке, а рынок электроинструментов высококонкурентный. В республике Татарстан это позволит создать дополнительные рабочие места, что актуально. Татарстан — это один из лидирующих субъектов РФ с точки зрения промышленного и инновационного развития. К тому же, могут увеличиться доходы республики в части налоговых поступлений. Могут возникнуть кооперационные связи, раз речь идет об «Алабуге» — будет взаимодействие с существующими резидентами.

Цифра в 40 процентов достаточно амбициозна, это половина рынка. Тот же самый Bosch и ведущие производители имеют производство на территории России и осуществляют здесь свою сборку. Я буду рад, если компании удастся реализовать свои планы, но мне она кажется несколько завышенной. За счет чего компания планирует достичь таких показателей? Возможно, речь идет о каких-то инновационных разработках в части внедрения в собственную продуктовую линейку, которая существенно позволит повысить потребительские свойства и качество продукции. Может помочь и уникальная ценовая, маркетинговая стратегия.