ДРУЖЕСКИЙ КОМПОТ

На удивление, создатель Ордена куртуазных маньеристов Вадим Степанцов поначалу не планировал выступать в Казани. «Мы уже заканчивали свой тур по России, как я вдруг вспомнил: последний концерт у «Бахыта» в Чебоксарах, а в Казани у меня живет хороший товарищ, поэт Алексей Остудин. Дай, думаю, заеду. Ну, и ребята из коллектива тоже изъявили желание прокатиться, посмотреть город. Вместо поэтического концерта получился электрический». Хоть и не в полном составе, но «ансамбль апокалиптического рок-н-ролла», как себя называет группа «Бахыт-Компот», приехал, что называется, с дружеским визитом. Поначалу чувствовалось, что диалог у коллектива с публикой не ладится. Многие действительно пришли послушать остроумную и проникновенную поэзию Степанцова, а тут им со сцены громогласно — не то легкий шансон, не то альтернативный рок, в общем, мало знакомый материал. Как известно, в Центре современной культуры «Смена» открыт книжный магазин. И почему-то мастер теперь уже не действующего Ордена куртуазных маньеристов принял данное место за библиотеку. «Нам никогда не приходилось раньше играть в подобных местах, и мы сейчас все исправим», — признался Степанцов со сцены.

Несмотря на приготовленный сет-лист, Вадим, поломав программу, пустил в бой «старую артиллерию». То есть старинные хиты, которые оказались хорошо знакомы собравшейся публике. И тут началось: «Старая помятая пионервожатая», «Эдик», «Девушка по имени Бибигуль», а из нового — «Почему умирают бомжи»... Сатира иногда с эротическим подтекстом в сочетании с рок-н-роллом не могла оставить в стороне даже самую зажатую часть аудитории, и многие пустились в пляс. В какой-то момент Степанцов, сославшись на отсутствие музыкального монитора, который позволял бы ему слышать собственных музыкантов на сцене, для лучшего чувства такта и для распевности голоса попросил у публики немного желтой жидкости 40 градусов. Через пару минут у ног артиста стояла бутылка виски.

В «СМЕНЕ» ПУБЛИКА БЫЛА ПРИЯТНЕЕ, ЧЕМ В «БУТЫРКЕ»

Вообще, непонятно, на что оказался похож этот вечер. На очень шумный «электрический» квартирник или на юбилей лучшего друга. Сравнительно небольшое количество людей, близость музыкантов к аудитории и общие родные ощущения, связанные со старыми песнями делали атмосферу очень уютной и в какой-то степени даже домашней. «Это не самое оригинальное место, где нам приходилось играть», — признался лидер группы «Бахыт-Компот» корреспонденту нашей газеты. — По сравнению с «Бутыркой», «Смена» гораздо приятнее, и публика по моральным качествам куда лучше». Отыграв 1,5 часа, музыканты засобирались со сцены, однако, разгоряченный зритель не хотел отпускать питерцев. Коллектив решил даже не уходить из зрительного зала, а сразу сыграть «на бис». «Следующую композицию я посвящаю безвинно погибшим на Донбассе», — произнес Степанцов. И прозвучала написанная еще до событий на Украине композиция «Аллилуйя».

Несмотря на спонтанность и смешные по любым меркам цены на билеты, концерт андеграундной группы удался, хотя многие сошлись на том, что было маловато. Известный поэт и фронтмен команды во время автограф-сессии пообещал поклонникам, что еще вернется в Казань со своими романсами и стихами.

НЕ МЫ ПЕРВЫЕ НАЧАЛИ

После выступления Степанцов пообщался с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

— Среди музыкантов сегодня не особо принято высказывать свою позицию о событиях на Украине. Вас же можно было заметить на митинге в поддержку ЛНР и ДНР в Москве, на концертах вы затрагиваете эту тему. Почему?

— Я считаю, что время нейтралитета прошло с той поры, как начали бомбить Донецк, город, в котором я родился. И не только Донецк, но и другие более скромные города. Отсиживаться, отмолчиваться, прикинуться дурачком, как к примеру, Борис Борисыч Гребенщиков, мне кажется, стыдно.

— Но сегодня многие музыканты из-за высказывания своей позиции по данной теме могут лишиться концертов в той или иной стране... Это нормально, по-вашему?

— Еще до военных действий на Донбасе украинские власти запретили выступать Владимиру Спивакову со своим оркестром и еще ряду других артистов только из-за того, что они высказали свое протестное отношение к тем действиям, которые происходили на майдане. Россия как бы не первая начала. И то, что в нашей стране немного поджимают известных проукраинских деятелей, это ответная реакция.

— Получается, что вы теперь не поедете с выступлениями в Киев?

— Когда нелегитимное правительство будет убрано самим же украинским народом, я, наверное, приеду с гастролями в Киев.

КАК «ЛЯПИС» ВЫБРАЛСЯ ИЗ БЕЛОРУССКИХ ПОДВАЛОВ

— Вы умело совмещаете и поэтическое творчество, и карьеру исполнителя. Как по вашему, сегодня можно популяризировать поэзию?

— Если бы не было такого чуда в нашей поэзии, как Вера Полозкова, я, может быть, ответил, что надо писать нескучно, остроумно и искрометно, с сюжетом. Но Вера Полозкова ухитряется собирать достаточно большие залы, хотя мне кажется, от ее стихов мухи дохнут. У меня складывается такое ощущение, что к ней приходят в основном «брошенки», барышни, которых оставил кавалер. Значит в обществе есть потребность и на такого рода творчество. Раньше подобной аудитории нужна была Лариса Рубальская, теперь, видимо, Вера Полозкова.

— Вы сочинили текст к нескольким хитам групп «На-На», «Браво» и другим эстрадным исполнителям. Сейчас работа на этом поприще продолжается?

— Фактически нет. Мне стало скучно подкладываться под артиста, который сам часто не знает, чего хочет. Единственная, с кем я общаюсь и сотрудничаю, это чудесная узбекская... не знаю, как ее назвать, девушка, но она дама замужняя... В общем, Севара Назархан. Для нее я пишу, потому что и она, и ее окружение мне очень приятны. И вообще, звучание узбекских инструментов мне безумно нравятся.

— У Севары творческая карьера длится довольно давно. Красивый голос с детства. Но по-настоящему популярной она стала только благодаря шоу «Голос». Что же говорить о какой-нибудь андеграундной группе. Как обозначить и выделить себя в этом безумном информационном потоке, чтобы тебя заметили?

— Наверное, это везение. Конечно, радио и ТV, что бы ни говорили, по-прежнему играют большую роль в популяризации артиста. Однако часто случается, что сегодня ты андеграунд, а завтра уже мейнстрим. «Ляпис Трубецкой», они мне очень нравились в 90-е, 10 лет сидели в своих белорусских подвалах полуголодные, а репертуар был тот же. Песни задорные и смешные. Если бы не попали в лапы к хорошему менеджеру на актуальной тогда студии «Союз», так и остались бы сидеть в андеграунде...