- На рынок автошкол возможно сейчас войти?

- Теоретически можно. Арендовать помещение, оборудовать класс, найти преподавателей, получить лицензию - и пожалуйста. На деле сначала получают лицензию, набирают учеников, а потом звонят: "У вас есть хорошие преподаватели?" Естественно, нет и не может быть, потому что хорошие все заняты. Все, и мы тоже, стараемся создать им все условия, чтобы они работали и не уходили. Соответственно, какая репутация может быть у новой школы? Поэтому создать-то школу можно, но вот добиться результата - вряд ли. Понадобятся очень большие деньги и время, чтобы укрепиться на рынке, переманить хороших преподавателей, разрекламировать себя, завоевать репутацию.

  " ЖЕНЩИНА ВОДИТ ТАК, КАК ЕЁ НАУЧИЛ МУЖЧИНА"

- Вы учите с нуля или тех, кто уже подготовлен?

- У нас есть два подразделения: одно - это автошкола для тех, кто хочет получить права, но с расширенной программой. В стандартный курс, который мы обязаны преподать, мы включили ещё курс контраварийной подготовки: это и теория, и занятия на тренажёрах - таких тренажёров, как у нас, в Казани ни у кого больше нет, - и практическая часть. Другое подразделение занимается непосредственно контраварийной подготовкой: там учатся уже люди с правами. Здесь тоже несколько ступеней: есть курс "Первые шаги" - это для начинающих, для тех, кто получил права лет 5–10 назад, но за руль не садился, то есть фактически всё забыл. Есть курс контраварийной подготовки для тех, у кого стаж уже больше года, и есть курс для опытных водителей - он проводится на спортивной трассе, в каньоне на Высокой Горе. Там мы готовим, например, для участия в ралли.

- В машине инструктора обычной автошколы есть два комплекта педалей. У вас учатся на своих машинах. Вы что - ставите на них педали для инструктора?

- Нет, не ставим, конечно. Сначала идёт теоретическая подготовка, потом курс на тренажёрах, только потом уже практика - от простого к сложному. Нельзя же человека сразу учить, скажем, полицейскому развороту, сначала надо научиться правильно трогаться и тормозить. В машине инструктора нет, вместо него - рация. Инструктор стоит около трассы и даёт указания, разъясняет ошибки, руководит. Мы учим так, что если инструктор сказал "стоп" - значит, надо тут же нажать на тормоз. У нас был такой случай: одна женщина занималась часов 150 - сначала с одним инструктором, потом с другим, но всё без толку: команды она исполняла, но самостоятельно принимать решения так и не научилась. Мне пришлось ещё потом с ней отдельно работать, чтобы хоть что-то вышло. Бывает, что к нам приходят на "Первые шаги" из других автошкол, и вообще не понимают, как машина тормозит - "я когда ездила с инструктором, так машина сама тормозила". Даже с таким приходится бороться!

- На двух колёсах учите ездить?

- Для этого надо машину специально готовить. Но таким элементам, как "полицейский разворот", учим, особенно зимой.

- Обучение всегда идёт на личных машинах учеников?

- Помимо того, что это гарантия, что он будет ездить, это ещё и потому, что каждая машина управляется по-своему. Бесполезно учиться на одной машине, а потом сесть на другую.

- А машины у вас не бьются?

- Нет. У нас полная безопасность.

- Есть ли необходимость для обычного человека обучаться экстремальным элементам вождения?

- Бывает, что несколько лет всё нормально, но в какой-то момент этот навык пригождается. Вообще, когда он есть, начинаешь себя уверенней чувствовать на дороге. Мы ведь учим не просто каким-то пируэтам цирковым. Обучение строится так, чтобы была мышечная память, работали рефлексы, потому что на дороге голова не успевает сообразить за полсекунды, секунду, которые длится, например, занос. Большинство водителей - процентов 90 - не знают, что такое занос. Они его начинают чувствовать, когда машину уже развернуло поперёк дороги. Всё это нужно отрабатывать заранее в безопасной обстановке. Мы заливаем зимой большую площадку и на ней отрабатываем. Есть специальные упражнения, чтобы вызвать занос, почувствовать его, бороться с ним. И даже пользоваться им, потому что иногда приходится пользоваться заносом, чтобы безопасно пройти поворот.

- Это, собственно, уже навыки настоящего гонщика…

- В нашем климате без этого нельзя. Да и Казань - не самый культурный в смысле вождения город. Когда к нам приезжают из других городов, то удивляются: как так можно ездить? У нас очень высокий уровень бардака на дороге.

- Хуже, чем в Москве?

- Хуже. В Москве машин больше, но больше порядочности на дороге. Там нет такого, что, допустим, нужно перестроиться из ряда в ряд в пробке, и тебя не пускают. Там обязательно пропустят. У нас - нет.

- Мне кажется, что всё-таки в последние годы стало лучше, культура поведения повысилась. Ну, например, сейчас, если кого пропускаешь, говорят спасибо, моргая аварийкой. Раньше такого не было.

- Да, кое-какие сдвиги есть. Но в целом поведение на дороге очень агрессивное. И это идёт от тех, у кого небольшой стаж и кто не умеет водить. Сколько раз замечал: если кто-то обгоняет как попало, подрезает, наперерез летит - это, как правило, "семёрка" или "девятка", наглухо тонированная дешёвой плёнкой, с оббитыми бамперами, и сидит там молодой человек лет 20–22‑х с большими от страха глазами…

- Одна моя знакомая, которая хорошо водит, говорит, что одна из самых страшных вещей, которые можно встретить на дороге, - это "Дэу Матиз" с девушкой за рулём. Это почти как оружие массового поражения.

- Женщина водит так, как её научил мужчина. Если научили где-то кое-как, то она так и будет водить. Те девушки, которые прошли обучение у нас, будь они на "Дэу" или ещё на чём - ездят несравненно лучше. У нас тут была одна ученица, у них с мужем одна машина. Они чуть не дрались из-за неё. Потом всё наладилось вот как: муж на заднем сиденье с пивом, очень довольный, а жена водит. И ещё - это проблема подхода к обучению. У нас сейчас обучается достаточно много молодых людей, и я вижу их отношение: родители купили мне машину, заплатили за обучение, и теперь им все должны. С таким отношением приходят и к нам: я заплатил деньги, и давай меня выучи. А то, что надо самому приложить усилия, - это им в голову не приходит. Я видел как-то такую аварию: девушка выезжала со двора, по сторонам не посмотрела, и её слегка задели. И первые слова девушки были такие: "Вы, что, не видите, что Я еду?!" На дороге все равны - как в бане. Есть правила, их все должны соблюдать.

- Какие у вас вообще отношения с ГАИ?

- Они нас периодически проверяют, как и положено. Состояние материально-технической базы, качество обучения. Мы обучали некоторые их подразделения. И своих родственников они направляют учиться к нам.

- А как вы относитесь к современным компьютерным играм-автосимуляторам? Могут они помочь в приобретении навыков?

- Нет, не помогают. Хотя в современных играх - хорошая физическая модель, машину можно в занос послать, вытащить из заноса, - вроде всё как в жизни. Но управляем только пальцами - ноги не работают, нет педалей, нет руля. И ещё: в игре, если врезался куда-нибудь, то просто чинишь машину и всё. В жизни совсем не так. Поэтому такие игры скорее опасны, потому что подсознательно приучают к тому, что можешь врезаться - и ничего не будет. Лучше ими не увлекаться.

  "Я ВСЮ ЖИЗНЬ БОЛЕЛ АВТОМОБИЛЯМИ"

- Как получилось, что вы открыли автошколу?

- Всю жизнь я увлекался автомобилями, с самого детства. Машину вожу с 10 лет. Конечно, только где-нибудь по полям и по просёлкам, на дороги не выезжал, пока не исполнилось 18-ти и я не получил права. По профессии я инженер-электронщик, но одно время работал дальнобойщиком, объездил всю Россию.

- В соревнованиях вы никогда не участвовали?

- В любительских, конечно, участвовал.

- А в профессиональных?

- Нужно слишком много денег, чтобы машину подготовить. И очень много времени. А я практически живу на работе. Как пришёл к 10-ти утра, так и ушёл в 10 вечера, а то и в 11. Часто бывает, что кто-то приходит и свою душу излить. За 4 месяца ученики родными уже становятся. Есть, например, люди, которые не могут задавать вопросы при всех - комплекс такой: "а вдруг начнут смеяться, что вот, взрослый человек, а детские вопросы задаёт". Приходят ко мне. Или вот практически в каждой группе есть женщины, которые рассказывают буквально одну и ту же историю: "У меня умер муж, осталась машина. Детей я загружать не могу, а у нас бизнес. Водить до сих пор не научилась, но сейчас придётся - у меня выхода нет. Научите, пожалуйста". Нанимать водителя ей, конечно, невыгодно. Или, например, человек с инструктором не может общий язык найти, приходится направлять к другому. Да и наши прежние ученики нас не забывают.

- Сколько лет вашей школе?

- "Школа высшего водительского мастерства" была создана в 1998 году, как филиал московского Центра высшего водительского мастерства. Первоначально мы занимались только контраварийной подготовкой. Обучали водителей спецслужб, водителей-телохранителей, водителей сопровождения. Потом стали приходить те, кто желал учиться с нуля. И в 2000 г. мы, так сказать, по желанию трудящихся открыли автошколу. Так что у нас два подразделения. Контраварийной подготовкой занимается Олег Юрьевич Шатов, а я - директор автошколы.

- А чем вы занимались до того, как пришли в автошкольный бизнес?

- Тоже бизнесом, только другим, неавтомобильным. Но автомашины были моей вечной болезнью, ими я всегда занимался. Первое время в автошколе даже работал бесплатно. С нуля ведь всё делали. С остальным бизнесом пришлось закончить - школа не давала никакого свободного времени.

- Какое у вас образование?

- Московский Энергоинститут. Потом - юрфак нашего университета. Закончил с красным дипломом.

Владимир Марченко

Горожанин Евгений Геннадьевич
Родился в 1974 г. в Казани.
Закончил Московский энергетический институт (1996 г.) по специальности инженер-электронщик.
В 2006 г. закончил Казанскую Академию социального образования (КСЮИ) с красным дипломом по специальности "юрист".
После окончания МЭИ занимался разными видами бизнеса, некоторое время работал шофёром-дальнобойщиком.
С 1997 г. работает в "Казанской школе высшего водительского мастерства".
С 2000 г. - директор автошколы при КШВВМ.