АТАКА НА ПРАВЫЙ РУЛЬ

Еще в феврале 2009-го гендиректор Sollers Швецов рассказывал, что компания намеревается осенью запустить сборочное производство на Дальнем Востоке. "План сейчас прорабатывается, мы от своих целей не отказываемся, но сегодня мы будем говорить только о мелкой сборке - в такое время на большие инвестиции мы не готовы", - говорил Швецов в начале года. Теперь государство подтвердило, что поможет размещению облигаций компании для реализации этого проекта. Срок погашения облигаций - до десяти лет, и это один из пунктов обновленной программы антикризисных мер правительства на 2009 год. Документ подписан премьер-министром Владимиром Путиным на прошлой неделе.

Новый завод в Приморском крае будет запущен в четвертом квартале этого года. Производство начнется с грузовиков Isuzu и спецверсий FIAT Ducato. В компании утверждают, что в регионе большой спрос прежде всего на коммерческую технику - это связано с большими стройками, которые ведутся в рамках подготовки к саммиту АТЭС, с крупными инфраструктурными проектами и проектами в нефтегазовом секторе. Кроме того, на Дальнем Востоке существует дефицит техники для социальных нужд - маршрутные такси, автомобили "скорой помощи", школьные автобусы. Эти потребности будет закрывать FIAT Ducato, а с 2010 года компания предполагает запустить производство внедорожников SsangYong. Общие создаваемые мощности рассчитаны на выпуск более 20000 авто в год. "Поскольку основной упор будет сделан на первом этапе именно на коммерческие автомобили, конкуренция с праворульными иномарками нас не пугает", - говорит Соболев. "Считается, что это наиболее эффективная стратегия вхождения в регион с учетом его развития, АТЭС, нефтегазовых проектов", - отмечает заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев. Но эксперты сомневаются в успешности проекта. "Комплектации японских авто, к которым привыкли на Дальнем Востоке, кардинально отличаются от европейских версий, - указывает Гуляев. - Если говорить о коммерческом транспорте, то у них очень оригинальные надстройки. Например, пятитонный грузовик с манипулятором-автокраном. Автомобиль сам на себя положит груз и вывезет его. Это очень востребовано". "Большинству праворульных моделей нет альтернативы, - уверен Дацкив. - Даже если будет введен запрет на ввоз таких авто, большая часть населения продолжит эксплуатировать уже существующий в регионе транспорт, перепродавая его друг другу. Вряд ли получится пересадить население на левый руль".

Что же может стать для Sollers реальным преимуществом? УАЗы - это прошлый век, внедорожники SsangYong пока мало чем отличаются от других корейских "соперников" - Hyundai и Kia. У конкурентов более развитая дилерская сеть и чуть лучший имидж, но SsangYong может быть более привлекательным по цене. Кроме того, отмечают эксперты, эту машины делают в Набережных Челнах, где всегда производство находилось на более высоком уровне по сравнению с другими отечественными автозаводами.

"Выстрелить" в конкурентов Sollers может новой моделью корейской фирмы - компактным кроссовером SsangYong C200. В будущем году компания планирует начать на конвейере своего нового татарстанского производства сборку авто, концепт которого был впервые представлен на прошлогоднем парижском автосалоне. Это произойдет сразу после того, как новинка начнет выпускаться у себя на родине. "С200 - простой и относительно недорогой кроссовер последнего поколения, - говорит Гуляев, - а потому на него должен быть и спрос". Впрочем, имея одну топовую модель, трудно конкурировать со всем рынком.

  "Компания"