ТРАНСПОРТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПО-ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИ

В Боготу президент РТ Рустам Минниханов со «свитой» прилетел из Гаваны во второй половине понедельника. В международном аэропорту столицы Колумбии его встретил чрезвычайный и полномочный посол РФ в этой стране Павел Сергиев, сообщила пресс-служба президента РТ. Что заинтересовало Татарстан в этой далекой стране, более всего известной нам историями о бесчинствах наркобаронов, книгами Габриэля Гарсиа Маркеса и песнями Шакиры? Программа предстояла довольно насыщенная: знакомство с работой системы общественного транспорта Боготы, встречи с руководством национальной ассоциации предпринимателей Колумбии, в Колумбийско-Российской торговой палате, а также с и.о. министра иностранных дел Колумбии Патти Лондоньо.

Некоторыми подробностями деловых встреч с «БИЗНЕС Online» по телефону поделился входящий в делегацию председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. «Нам предстоит (дело было в 18:00 по Москве и, соответственно, в 10:00 по Боготеавт.) встреча в Торговой палате, где будет презентация возможностей Колумбии и Татарстана. В частности, мы расскажем об Иннополисе (среди сопровождавших Минниханова лиц был генеральный директор ОАО «ОЭЗ «Иннополис» Игорь Носов). А сейчас у нас знакомство с транспортной системой Боготы (население — 8 млн. человекавт.) — очень серьезное и очень детальное общение с местными профессионалами».

Отметим, что дорожно-транспортный акцент неслучаен. Год назад Казань по приглашению мэра Ильсура Метшина посетил бывший мэр Боготы и мировая величина в области урбанистики Энрике Пеньялоса. Будучи в 1998 - 2001 годах градоначальником, он преобразил столицу Колумбии, превратив ее в международный пример для подражания. Главный принцип реформ — приоритет общественных пространств и максимальное сокращение использования частных автомобилей. Созданная Пеньялосой система общественного транспорта TransMilenio позволила сократить трафик на 40% и считается одной из лучших в мире. Это он «выпустил» на улицы скоростные автобусы большой вместимости, которые передвигаются по отделенным от основной проезжей части автобусным линиям. Также при нем были построены сотни километров велосипедных дорожек и магистралей, тротуаров и пешеходных улиц, окруженных зелеными насаждениями... Послушать лекцию светила тогда собралось все руководство Татарстана и Казани, а Минниханов задал вопросы о том, что делать после реализации таких, очевидно, временных решений, как строительство развязок, паркингов. Тогда Пеньялоса отметил, что рано или поздно в столице РТ придется принимать уже не технические, а жесткие политические решения. Предположим, что вчерашний визит в Боготу должен был прояснить некоторые моменты практического характера. Нам ждать «латиноамериканской» революции на дорогах?

ВЕРТОЛЕТЫ, «КАМАЗЫ» И НЕФТЬ

Напомним, что общение с Пеньялосой было не первой встречей Минниханова с высокими колумбийскими чиновниками. В сентябре 2007 года, еще будучи премьер-министром РТ, он принимал в Казани чрезвычайного и полномочного посла Колумбии в России Диего Хосе Тобона Эчеверри. Тогда дипломат отметил, что у экономик Колумбии и Татарстана много общего, к примеру, это касается нефтедобычи, и Колумбия заинтересована в использовании этого опыта РТ (в 2008-м возможное сотрудничество в этой области с вице-президентом Колумбии Франсиско Сантосом Кальдероном обсуждал тогда президент РТ Минтимер Шаймиев). «Их нефтяники свыше 30 миллионов тонн добывают, — рассказал вчера Агеев, — разные возможности есть. С нами находится глава «Татнефти» Наиль Маганов, предстоят встречи с разными партнерами: и с государственными, и с частными, и с государственно-частными компаниями — это такая специфическая страна».

Колумбийская сторона не раз выражала надежду на сохранение отношений с ОАО «КАМАЗ». В 2011 году в Колумбии открыли представительство завода. А с 2012-го там реализуется совместный проект по выпуску камазовских автобусов на специально разработанных в Набережных Челнах для этого региона шасси. «У колумбийцев есть заинтересованность в покупке «КАМАЗов», — рассказал вчера Агеев. — Мы посмотрели «КАМАЗ» колумбийской сборки, и он произвел хорошее впечатление». Кстати, в составе делегации Татарстана находится и генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин.

8 лет назад речь шла и об увеличении закупок вертолетов производства КВЗ. Колумбийские военные используют Ми-17 казанского производства с конца 90-х. Отметим, что их поставка вообще стала первой коммерческой сделкой по продаже российской военной техники в Колумбию. До 2002 года туда отправили 16 Ми-17-1В. Техника продемонстрировала высокую надежность в боевых условиях. В июне 2004 года с министерством обороны Колумбии был подписан контракт на ремонт 9 машин, поврежденных в ходе операций колумбийской армии. Два вертолета отправили на КВЗ, остальные казанцы отремонтировали на месте. Колумбийцы были впечатлены и решили прикупить еще российских вертушек. В 2007 и 2009 годах им поставили девятку очередных Ми-17. На этот раз это была более продвинутая казанская модель — Ми-17В-5. «Вертолетов наших у них много, — отметил Агеев, — и перспектива сотрудничества в этом вопросе есть» (переговоры в этой области вчера вел директор КВЗ по маркетингу и сбыту Валерий Пашко).

Некогда заходила речь и о поставке из Колумбии фруктов, и о сотрудничестве в цветоводстве, туризме, легкой промышленности и так далее. «Сегодня мы подпишем соглашение между двумя торговыми палатами, но по другим вопросам пока договоров не будет, — отметил, подводя итог рассказу, Агеев. — Но здесь много возможностей. В частности, у колумбийцев есть интерес по поставкам их продукции в Россию. Колумбия большая — 44 миллиона человек населения, и эта страна только открывается».