Построенный в Зеленодольске ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) «Самум», который в сентябре наделал столько шума своим выходом в Средиземное море, возвратился в Севастополь. За это время он поучаствовал в учениях оперативного соединения ВМФ России и представил российский флот в греческом порту Пилос на мероприятиях по случаю 187-й годовщины Наваринского морского сражения. С усложнением политической ситуации «тихая» (по выражению эксперта «БИЗНЕС Online») служба РКВП зеленодольского производства закончилась?
ОПЕРАТИВНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
«Самум» вернулся из дальнего средиземноморского похода 2 ноября, экипажу корабля организовали торжественную встречу, сообщает Центральный военно-морской портал.
«Самум» вышел из Севастополя на боевую службу в Средиземное море 20 сентября. Это был первый дальний поход корабля проекта 1239 «Сивуч» (проект — петербургское ЦМКБ «Алмаз»). Головной корабль — получил имя «Бора» — был заложен на Зеленодольском заводе им. Горького в 1984 году, был сдан ВМФ в 1989-м и вошел в состав сил постоянной готовности Черноморского флота в 1997 году. Первый серийный «Самум» заложили в 1991-м и спустили на воду в 1992-м, официально введен в строй в 2000 году. РКВП проекта 1239 — крупнейшие в своем подклассе в практике мирового кораблестроения быстроходные боевые корабли, использующие гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой, впереди находится эластичный экран. Водоизмещение РКВП «Бора» — 1050 т, длина — 65,6 м, ширина — 17,2 м, максимальная скорость хода — 55 узлов, дальность плавания — 2,5 тыс. миль, экипаж — 68 человек. Вооружение: 2×4 пусковые установки противокорабельных ракет «Москит», две спаренных пусковых установки ЗРК «Оса-М», 76-мм артустановка АК-176, 2×6 30-мм артустановки АК-630. «Сивучи» входят в состав 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота.
В нынешнем походе «Самум» прошел 5,6 тыс. миль. Он участвовал в учениях оперативного соединения ВМФ РФ, действующего на постоянной основе в акватории Средиземного моря, сообщается на сайте проекта «Мы несем Андреевский флаг». Флагманский корабль соединения — большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», большой десантный корабль «Новочеркасск» и «Самум» провели совместные маневры, взаимодействуя с судами обеспечения флота и морской авиацией. Напомним, что в акватории Средиземного моря находятся 9 боевых кораблей и судов обеспечения ВМФ России, а в сирийском порту Тартус задачи материально-технического обеспечения решает плавучая судоремонтная мастерская «ПМ-56». Формирование Средиземноморской эскадры ВМФ России началось в марте 2013 года. В состав постоянного оперативного соединения на основе ротации входят корабли Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов.
И ВОИН, И ДИПЛОМАТ
Сейчас «Самум» проходит планово-профилактический осмотр и ремонт. Опыт несения «Сивучем» боевой службы в Средиземном море изучается и станет достоянием всей бригады ракетных катеров, сообщают авторы Центрального военно-морского портала. Кстати, можно вспомнить еще один недавний эпизод боевой службы «Самума»: во время крымской эпопеи он заблокировал главную базу ВМФ Украины в Севастополе.
Вообще же, проект 1239 (должно было быть построено более десятка кораблей) предназначался для более глобальных задач. «Корабельные ударные группы «Сивучей» должны были действовать в Средиземном море, наглухо перекрывая прорыв сил НАТО в Черное море, разумеется, во взаимодействии с другими силами советской Средиземноморской эскадры, — рассказал «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург»). — Но этого не произошло — перестройка нарушила все планы. Два построенных «Сивуча» несли и несут службу на Черноморском флоте (второй изначально был на Балтике). Но спираль времени провернулась, и настал исторический момент, когда, наконец, второй «Сивуч» — «Самум» — пошел на боевую службу в Средиземку».
«Проект 1239 — это эдакий след советского энтузиазма 60 - 70-х годов по развитию всяческих кораблей с динамическими принципами поддержания — на подводных крыльях, на воздушной подушке и экранопланов, — рассказал «БИЗНЕС Online» научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. — Как известно, в конце 70-х, помимо «Сивучей», проектировался целый ряд еще более крупных скеговых кораблей на воздушной подушке — средних десантных, малых и даже больших противолодочных. Но практический опыт эксплуатации к 80 - 90-м годам весь энтузиазм по поводу кораблей с динамическими принципами поддержания разбил — оказалось дорого, ненадежно, хлопотно в эксплуатации, без зримых преимуществ, кроме скорости. Конкретно у проекта 1239 есть проблемы с прочностью корпуса (который целиком состоит из алюминиево-магниевого сплава) и ресурсом. Поэтому оба «Сивуча» несли достаточно «тихую» службу на Черном море, с не слишком активным использованием. Собственно поэтому сейчас поход «Самума» в Средиземку и стал мини-сенсацией — все уже привыкли, что эти экзотические кораблики никуда далеко не ходят. Но поход, конечно, правильная вещь — если корабли есть, то их надо использовать».
Добавим, что «Самум» не только поучаствовал в учениях, но и «пошоуменил» — в греческом порту Пилос он представил российский флот на мероприятиях по случаю 187-й годовщины Наваринского морского сражения, ставшего важнейшим событием в борьбе за освобождение Греции от Османской империи. Командир «Самума» сделал протокольный визит в мэрию Пилоса, а местные жители могли посетить экзотический корабль.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.