Более чем в 1,5 раза выросли продажи новых Mercedes по итогам 9 месяцев 2014 года в Казани. Некоторые модели, по словам автодилеров, уже стали дефицитом, при том что общие продажи автомобилей в городе сократились на 19,5%. Участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online», призывают тех, кто еще думает, поторопиться с покупкой: запасы по ценам 2013 года уже практически распроданы. Из-за девальвации рубля автолюбителей в салонах под Новый год могут встретить не праздничные скидки, а шокирующие ценники.

ГОНКИ ДОРОГИХ АВТО МЕДЛЕННО ИДУТ НА СПАД

«БИЗНЕС Online» продолжает обзор автомобильного рынка. Если в недавнем материале мы анализировали статистику по всему Татарстану, то на сей раз решили сосредоточить внимание исключительно на Казани.

Падение столичного рынка по итогам трех кварталов оказалось даже более значительным, чем в среднем по республике. Продажи потеряли примерно пятую часть — 19,5%, тогда как в Татарстане снижение составило 16,2%.

Но, заметим, что даже на фоне потрясений на рынке, падения рубля и общей депрессивного настроя в экономике состоятельные казанцы не отказывают себе в удовольствии приобрести престижный автомобиль. В то время как продажи среднего класса автомобилей опускаются вслед за курсом рубля и уровнем доходов, крейсеры дорог из премиального сегмента чувствуют себя неплохо.

Фаворит жителей Казани в этом сегменте BMW показал вполне уверенные 5,2% прироста продаж, был реализован 591 автомобиль. А настоящий бестселлер года Mercedes ускорился в гонке продаж на 53,3% — до 486 авто. Отметим, что еще по итогам полугодия Mercedes шел с Audi ноздря в ноздрю, обгоняя на символические 2 единицы. Но по итогам 9 месяцев довел разрыв до 19 авто.

Отметим, что у Mercedes сбалансированно востребован весь модельный ряд, хотя ведущие позиции занимают все же кроссоверы и внедорожники: GLK-Class (85 единиц за 9 месяцев 2014 года), M-Class (75 единиц), E-Class (67 единиц), GL-Class (52 единицы). При этом, по словам генерального директора «Альянс-Авто» Евгения Ушмаева, флагманский внедорожник GL-Class пользуется повышенным спросом, наблюдался даже дефицит этой модели в определенных комплектациях.

1.jpg

В то же время продукция мастеров из Ингольштадта, видимо, несколько приелась казанским автолюбителям, и даже популярный компактный кроссовер Q3 (118 единиц) и свежая модель А3 (79 единиц) не смогли удержать Audi от снижения на 9,8%.

Внедорожники Land Rover и седаны Jaguar также пользуются стабильным спросом у обеспеченных автолюбителей из Казани. Интересно, что в столице Lexus несмотря на бурный рост (+40,8%), так и не смог обойти Land Rover, заклятые конкуренты идут корпус в корпус. При этом по объемам продаж в России в целом «британец» уверенно опережает «японца», а в Татарстане, наоборот, заметно ему уступает.

==table416==

Оптимистическое настроение в отношении премиального сегмента авторынка портит только одно обстоятельство — именно третий квартал стал неудачным для всех «призеров» нашего рейтинга. Что стало причиной спада? Скидки и распродажи прошлогодних авто по фиксированным ценам, желание покупателей приобрести автомобиль до пересчета цен по новому курсу и проблем с поставками машин оригинальной сборки из ЕС — все вместе взятое поддержало спрос в первом полугодии, но после июля этот импульс иссяк.

2.jpg

LADA УПАЛА НА ТРЕТЬ

Что касается самых популярных марок, то при сравнении итогов 9 месяцев 2013 и 2014 годов картина вырисовывается довольно мрачная. И в абсолютных, и в относительных цифрах главный «лузер» января-сентября — Lada — демонстрирует снижение на 35%: с 7517 проданных авто за 9 месяцев 2013 года до 4885 авто за 9 месяцев 2014 года. Здесь сыграло роль сужение ценового зазора с ближайшими конкурентами. Нормализация ситуации с запуском обновленной Nissan Almera плюс удачное обновление того же Renault Logan заставили потенциальных покупателей Lada смотреть в другую сторону. А теперь на ситуации с продажами наверняка скажется еще и выход On Do от Datsun.

В то же время у ближайших преследователей Lada дела в Казани обстоят не намного лучше. Так, Chevrolet демонстрирует провал на 32%. Cruze уже начинает «просить» обновления, а на позиции Niva без устали давит Renault Duster, в то время как обновленная версия Niva, представленная на московском автосалоне в сентябре, пока еще только готовится к выходу на рынок.

Отметим, что местные дилеры марки Chevrolet — «Барс Авто», «КАН Авто-1» и «Делфо-Авто» — продвигали в третьем квартале специальную программу: супер кредит на «шеви ниву». Анализируя поведение покупателей в «поквартальном разрезе», мы видим, что поведение покупателей бюджетных кроссоверов, очень напоминает действия покупателей из премиального сегмента, с той лишь разницей, что амплитуда здесь более выраженная.

3.jpg

В основательном минусе оказался не только GM. С отрицательными показателями по отношению к прошлогодним результатам закончили январь-сентябрь и Renault (-18,2%), несмотря на свой суперпопулярный Duster, и даже Kia (-12,4%), хотя корейский бестселлер Rio по итогам первого полугодия первым из всех иномарок (!) обошел по спросу в Казани «вазовскую» Granta.

4.jpg

БЕЗ УТИЛИЗАЦИИ — НИКУДА

На помощь заводам и дилерам, поздно или нет, пришло правительство РФ, организовав новую программу утилизации. Для покупателей автомобилей соответствующего класса вопрос цены и дополнительной скидки имеет приоритетное значение. Так, в ходе ранее проводимой аналогичной программы по утилизации «автохлама» продажи новых автомобилей Lada в России в 2010 году выросли на 30%, а в 2011 году — на 39%. Правда, сейчас есть существенные отличия.

Под новую программу попадают автомобили большей стоимости. Помимо отечественных авто и т.н. «локализованных» иномарок, к участию допущены импортируемые машины производителей, которые заключили с Россией соглашение о промышленной сборке. Тем не менее основные бренды-бенефициары очевидны. Спрос именно на Lada резко подскочил, и в итоге средства, выделенные из бюджета на программу утилизации продукции АвтоВАЗа, закончились, поэтому с 18 октября продажи автомобилей по программе были временно остановлены.

Интересно, однако, что многие поклонники продукции тольяттинского автогиганта не стали ждать стимулов от государства: продажи Lada довольно внушительно выросли уже в третьем квартале.

5.jpg

«ЛЮДЕЙ, ГОТОВЫХ КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ ПРЕМИАЛЬНОЙ МАРКИ,
ЗАМЕТНО БОЛЬШЕ»

Евгений Ушмаев — генеральный директор «Альянс-Авто»:

— Осенью премиальный сегмент чувствовал себя довольно хорошо, мы отметили рост спроса в сравнении с летними месяцами. В бюджетном сегменте наблюдается стагнация.

Если сравнивать 9 месяцев 2013 и 2014 годов, то стоит выделить количественный и качественный показатели. По числу машин продано немного меньше, но это компенсировано качественным показателем. Людей, которые готовы купить автомобиль премиальной марки, стало заметно больше. Порядка 30 процентов автомобилей мы реализовали в кредит.

Хочется отметить такие марки, как Audi и Mercedes. При этом у Mercedes повышенным спросом пользовался флагманский внедорожник GL-Class, наблюдался даже дефицит этой модели в определенных комплектациях. Что касается Audi, повышенным спросом пользовался кроссовер Q3 и седаны А6.

Из массового сегмента традиционно высоким спросом пользовались Hyundai Solaris и Kia Rio.

Сейчас очень сложно прогнозировать итоги четвертого квартала из-за повышенной волатильности курса рубля. Многие клиенты и дилеры заняли выжидательную позицию. Тем временем запасы по ценам 2013 года практически распроданы, и высока вероятность подъема цен с учетом текущего курса. Боюсь, что традиционных скидок в преддверии Нового года может и не быть, поэтому есть резон купить авто сейчас, а не ждать ценников по новому курсу.

БАНКИ СТАЛИ ОСТОРОЖНЕЕ, АВТОКРЕДИТЫ ПОДОРОЖАЛИ

Владислав Куранов — руководитель отдела Lifan «Триал Авто»:

— В целом наблюдается падение продаж. Особо заметно снижение по SsangYong — порядка 30 процентов. По «китайским» брендам снижение около 10 - 15 процентов.

Наблюдается тенденция роста цен на отечественные автомобили из-за проведения программы утилизации. Хочу сказать, что в целом утилизация поддержала спрос и себя однозначно оправдала.

В кредит в 2014 году мы реализовали около 60 процентов автомобилей. Серьезный фактор, сдерживающий спрос, — это рост процентных ставок по автокредитам. Если в 2013 году в среднем было 15 - 16 процентов, то в 2014 году уже 16 - 19 процентов годовых. Банки закладывают повышенные риски, более тщательно отбирают клиентов, дольше рассматривают заявки. К примеру, если еще в 2013 году рассмотрение заявки занимало до нескольких часов, то теперь 1 - 2 дня.

Если говорить о влиянии ослабления рубля, то это больше касается импортных автомобилей и с комплектующими из зоны евро. Здесь марки из КНР меньше подвержены росту цен.

Среди китайских марок хочу отметить Lifan, Chery, Geely. Более сильные позиции именно у Lifan и Chery, так как у них полноценная линейка от компактного городского авто до среднеразмерного кроссовера. Lifan делает ставку на более сдержанный стиль, близкий к американским брендам, использует мягкий пластик, больше занят интерьером. При этом новый Smily будет также в более спокойном исполнении. Форвард всей линейки — X60.

А вот Chery уже третий раз за три года обновил свой бестселлер Tiggo. Да, дизайн стал более продвинутым, но цена от таких частых обновлений не выиграла.

Geely предлагает модели хоть и высокого качества, но линейка здесь очень узкая.

Можно сказать, что Faw серьезно уступает по качеству первым трем брендам. Марке Brilliance, на мой взгляд, не хватает семейных черт, своего стиля. Пока только начало продаж, поэтому трудно говорить о степени востребованности этой марки нашим рынком.

Хочется добавить по деталям программы утилизации из своего опыта. В Казани два официальных утилизатора: «Булгар-Автоваз» и «Вторчермет». К сожалению, лично не смог дозвониться по указанным телефонам до «Булгар-Автоваза». А вот «Вторчермет» без проблем, как швейцарские часы, провел все процедуры с выдачей сертификата.

Что касается будущих результатов четвертого квартала, здесь окажет определенное давление настороженность банков, но, думаю, продажи останутся приблизительно на текущем уровне.

ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИ ВЫЗВАЛА ЭФФЕКТ ЭЙФОРИИ

Вадим Вагин — директор автосалона «Абсолют Авто»:

— Если сравнивать итоги 9 месяцев 2013 и 2014 годов, то мы выросли за счет расширения портфеля реализуемых брендов и моделей. Мы добавили, к примеру, Kia Rio, Hyundai Solaris, Nissan Almera. Лучшие показатели у нас из марок, которые были уже в 2013 году, — у Honda, из новых марок — у Nissan (здесь востребованы и Juke, и X-Trail, и Almera).

Если говорить об отдельных марках, которые были в портфеле еще в прошлом году, то наблюдается снижение порядка 20 процентов. Сильнее упал спрос на автомобили в сегменте гольф-класса и среднеразмерные седаны более высокого ценового сегмента. Меньший спад показал спрос на кроссоверы и недорогие седаны класса В.

В кредит мы реализовали порядка 40 - 45 процентов. Что касается повышения ставок по автокредитам, оно не такое существенное, как, скажем, в 2009-м году. Случаи отказов банков в кредитах выросли по сравнению с 2013 годом, но, на мой взгляд, в допустимых пределах.

Мы наблюдали заметное повышение цен на автомобили в марте 2014 года. И потом наступило относительное ценовое затишье. Насколько долго оно продлится, с учетом текущего падения рубля, сказать сложно. Это определяется запасами производителей и дилеров, сформированными по прежним ценам.

Что касается программы утилизации, то даже для неофициальных дилеров проявился косвенный эффект в виде некой эйфории у покупателей, желания обновить автомобиль.

Мы ждем роста в четвертом квартале. Этому должны способствовать дополнительные «зимние» подарки от производителей и специальные предновогодние ценовые предложения на отдельные модели.

==table417==

==table418==

Читайте также:

Автомобильный Татарстан: кому – Tesla, а кому – утилизация