Третий международный форум по энергоэффективности и энергосбережению открылся накануне в Москве. Министр энергетики Александр Новак призвал насаждать идеологию энергоэффективности, а экс-глава Счетной палаты Сергей Степашин потребовал от «Сколково» и «Роснано» прорывных технологий. Тем временем депутат Госдумы Альфия Когогина пробовала себя в роли модератора, выясняя у экспертов, когда же Россия пересядет на электромобили. Корреспондент «БИЗНЕС Online» внимательно следила за тем, как «съели обед» за затянувшейся дискуссией.
СКВОЗЬ ОЧЕРЕДИ НА ENES-2014
Третий международный форум по энергоэффективности и энергосбережению (ENES-2014) открылся накануне в Москве (мероприятие продлится до 22 ноября). Еще на пленарной дискуссии министр энергетики Александр Новак похвастался, что на форум зарегистрировались 7,5 тыс. участников, а это в два раза больше, чем в прошлом году. Видимо, все эти тысячи человек и пришли к самому открытию мероприятия. Иначе корреспондент «БИЗНЕС Online» затрудняется объяснить, откуда на входе в Гостиный двор за полчаса до начала пленарки образовалась невиданная очередь, сравнимая разве что с той, которая была на открытии первого McDonald’s в Москве 31 января 1990 года. Испугавшись, что попасть в здание удастся даже не к концу пленарки, а к завершению первого дня форума, а то и вовсе второго, пришлось, надев свою лучшую улыбку и заручившись женским обаянием, сразу штурмовать вход. Благо, люди на форум пришли культурные, не стали спорить и любезно пропустили прессу на рабочее место. Совесть корреспондента «БИЗНЕС Online» осталась чиста — для СМИ были организованы отдельные стойки регистрации в небольшом закутке, который за извивающейся подобно змее очередью можно было и вовсе не заметить.
Все же до конца осталось не ясно, то ли действительно форум ENES-2014 пользовался такой популярностью, то ли организаторы подкачали, не рассчитывая наплыва участников, желающих то ли осмотреть выставку, то ли поглазеть на мэра Москвы Сергея Собянина в компании с Новаком, главой Сбербанка Германом Грефом и председателем наблюдательного совета ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергеем Степашиным. Они, кстати, выступили с приветственными речами на пленарном заседании «Энергоэффективность как драйвер повышения конкурентоспособности и экономического роста», задавшем тон первому дню. Отметим также, что и на пленарку далеко не всем суждено было попасть — мест в амфитеатре было катастрофически мало. Грозные секьюрити моментально выстроились в шеренгу, преградив доступ в зал, как только VIP-участники прошли на сцену. Участь остаться за бортом, к счастью, не коснулась нашего корреспондента, а также делегации из Татарстана, разместившейся в первом ряду. Депутат Госдумы и по совместительству первая леди КАМАЗа Альфия Когогина, окруженная мужским вниманием, сидела между премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым и полпредом РТ в Москве Равилем Ахметшиным.
ПРОПАГАНДА ИДЕОЛОГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Тем временем со сцены вещал Новак. «Мы должны стремиться. Весь мир занимается энергосбережением. Вопрос энергоэффективности является одним из ключевых», — призывал он, говоря, что надо быть лидерами среди промышленных стран. Не меньше. А для этого, по мнению министра, стремлений только государства не хватит, в этом деле важно понимание, а еще больше — стремление каждого отдельного гражданина страны. Затем он ожидаемо рассказал, что Россия уже уделяет этому вопросу много внимания, но при этом все равно потребляет в два раза больше ресурсов, чем Канада, и в четыре-пять раз больше, чем Европа. «Мы еще недостаточно энергоэффективны», — сказал простую истину Новак. Думается, что если бы мы были уже достаточно энергоэффективными, то и обсуждать было бы нечего. А так есть, и много всего. Например, стимулирующие административные меры, которые, как утверждал министр, Россия развивает. Новак подробно рассказал о специальных программах в регионах и муниципалитетах, а также в сфере ЖКХ. И, казалось бы, иди оно так дальше — и вот придем мы к светлому энергоэффективному будущему. Но нет — мало субсидируем отрасль. Это даже министр энергетики признал, приведя в пример Австрию, которая тратит на эти цели 3 млрд. евро, а Россия «мало внимания уделяет мотивации софинансирования из бюджета».
Но, опять же, и деньги не так важны, главное — идеология, к такому выводу пришел глава минэнерго. «Это вопрос развития нашей экономики и вопрос качества жизни каждого человека. Основная задача — пропаганда идеологии энергоэффективности, повышения наших возможностей», — заключил Новак.
Собянин на примере Москвы как передового региона показал, какие меры предпринимаются, чтобы догнать другие мировые города. Это и программы по сдерживанию роста тарифов, капитальному ремонту, перевод общественного транспорта на класс топлива «Евро-4» и «Евро-5», установка паркоматов на солнечных батареях и многое другое, что повышает энергоэффективность мегаполиса. Греф, в свою очередь, рассуждал со своей банковской «колокольни» о финансировании зеленых проектов и сокрушался, что Россия поздно присоединилась к Киотскому протоколу (само международное соглашение было подписано в 1997 году, а Россией — только в 2004-м). Также он уверен, что в стране есть потенциал снижения потребления энергии почти на всех объектах, а само энергосбережение может стать «золотым дном» для компаний, которые выйдут на этот рынок.
«ХВАТИТ ДЕЛАТЬ ОТВЕРТОЧНУЮ СТРАНУ!»
Степашин, некогда бывший главой Счетной палаты, напомнил всем, что как раз из-за отсутствия энергосбережения в сфере ЖКХ ежегодно вылетают в трубу 300 - 500 млрд. рублей. Он из всех выступавших, пожалуй, нарисовал самую страшную и поэтому реалистичную картину. «Мы рекордсмены Европы по количеству граждан, живущих в многоквартирных домах, как раз неэнергоемких, неэнергосберегающих. Это 80 процентов наших сограждан. Большинство сидящих здесь, возможно, живут в лучших условиях, но поверьте мне, большинство россиян живет именно в этих домах, в которых они были счастливы еще 20 - 30 лет назад», — приоткрыл завесу российской действительности Степашин. Сам он вряд ли относится к тем, о ком рассказывал. Но все же опечален тем, что канитель с переселением никогда не закончится. «И так мы будем жить вечно», — серьезно пригрозил Степашин, добавив, что с каждым годом количество аварийного жилья и такого, где требуется капремонт, только увеличивается. «Мы ждем от «Сколково», мы ждем от «Роснано» тех самых прорывных проектов в энергосбережении. Ну хватит на Луну-то летать и сказки братьев Гримм придумывать, а потом доказывать, что это нужно России», — приземлил он оторвавшиеся от реальности так называемые инновационные центры. Ведь именно в «Сколково» и «Роснано» Счетная палата, когда ей руководил Степашин, нашла многочисленные коррупционные нарушения.
«Хватит нам делать отверточную страну! — и тут Остапа, простите, Сергея Вадимовича понесло. — Нам нужно ноу-хау, новые технологии, которые будут производиться здесь. И знаете, они есть в нашей стране! Но прорваться на наш рынок — попробуй пройди!» Далее Степашин вспомнил о прошлом, а именно о своей работе в правительстве. «Я вспоминаю, когда мы с тобой в правительстве работали, — обратился он к Грефу. — У нас нефть 9 долларов за бочку была. Помнишь? И думали: будет 30 — страна будет богатейшей в мире. Ну чего мы пугаем друг друга? Давайте выберем те программы, которые работают: программы социального экономного жилья, энергосберегающего — это один из приоритетов нашей страны», — Степашин поставил яркий заключительный аккорд пленарной дискуссии.
АЛЬФИЯ КОГОГИНА — LADY IN RED
Далее корреспондент «БИЗНЕС Online» поспешила в Синий зал, где на 11:30 была запланирована панельная дискуссия «Альтернативные виды топлива на транспорте: готова ли Россия присоединиться к мировому тренду?» Еще за неделю до ENES-2014 заинтересовала именно эта дискуссия. Причина? Модератором была заявлена Когогина, которая не часто балует прессу, а тут предоставлялась возможность посмотреть на нее в деле, оценить мастерство ведущего. «Я думаю, что когда министерство энергетики задумало эту тему, у них не было других предложений кроме меня. Сразу предложили мне. Я не могла отказаться, — заявит нашему корреспонденту Альфия Гумаровна уже после круглого стола. — Тема эта мне знакомая. Тема мне близка, тема разноплановая и лежит в области экономики, экологии и промышленности. Я как женщина, как мама троих детей, естественно, мечтаю, чтобы воздух был чистый и не вредил ни нашему с вами здоровью, ни здоровью наших с вами детей и близких. Но я еще и представитель промышленности. Я родом из КАМАЗа, я работаю в комитете Госдумы по промышленности, возглавляю экспертный совет. Поэтому развитие инновационного транспорта на газомоторном топливе и электромобилей — это еще и драйвер роста для нашей промышленности, для КАМАЗа, для родного моего предприятия это серьезнейший стимул и дополнительный спрос».
Пока же зал медленно заполнялся участниками дискуссии и простыми слушателями. «Скажите, вы приглашены на этот круглый стол? — внезапно обратилась девушка-организатор к кому-то, сидящему за спиной корреспондента «БИЗНЕС Online». — Вас кто-то из участников дискуссии специально приглашал?» — она уточнила вопрос. Обескураженный посетитель честно признался, что пришел послушать сам по себе без всяких специальных приглашений. «Тогда я вынуждена попросить вас выйти. Посмотрите трансляцию на входе. У нас не хватает мест на тех, кто тут должен быть обязательно», — продолжила девушка извиняющимся тоном. Молодому человеку ничего не оставалось, как выйти под ее пристальным взглядом. Она обратилась еще к нескольким сидящим. Те, уже увидев последствия честности, заявили, что приглашение, несомненно, есть. И как тут проверишь? Пришлось поверить на слово. Организатор не посмела обратиться к нашему корреспонденту, которая, наверное, выглядела так, как тот, «кто должен быть обязательно».
Тем временем Когогина, одетая в яркое красное платье, настоящая lady in red, заняла свое почетное место за столом. Вновь сидела в окружении мужчин. На часах было уже 12:00, а на дискуссию едва-едва все собрались.
Альфия Когогина |
«ЛЮБОЙ ЭКОЛОГ ДВУМЯ РУКАМИ ЗА»
— Коллеги, начнем работу. Тема затрагивает ряд ключевых областей экономики, промышленности, общественного развития государства и общества в целом. Неотъемлемыми составными частями этого направления являются экология, экономика, энергетическая безопасность — таков основной набор главных факторов, побуждающих остальные страны переходить на альтернативные виды топлива: на электричество и газ, — обозначила тему сессии Когогина. Было заметно, что речь она подготовила заранее и пыталась незаметно подглядывать в заготовленную подсказку. А потом и вовсе нашла для этого откровенный повод: назвать данные ученых, которые, между прочим, подсчитали, что 6% смертей в год в России случаются от загрязненного воздуха. А виноваты в этом бензиновые и дизельные автомобили, изготовленные еще до эпохи евростандартов. «Если мы говорим об электромобиле или автомобиле на газомоторном топливе, то его экологичность выше в десятки, даже сотни раз. Любой эколог двумя руками за перевод техники на эти виды топлива», — Когогина с прилежностью отличницы объяснила важность темы экологичности.
Она попросила выступающих давать «некие рекомендации», которые потом, по ее планам, попадут в итоговый документ для правительства. Как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», никто не внял ее просьбе и по шаблону зачитывал свой доклад.
Первым получил слово сидящий справа от Когогиной председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ Андрей Панков. Он долго рассказывал о плюсах электромобилей и важности развития зарядной инфраструктуры, без которой сами автомобили будут грудой металла. Напомним, что с 1 февраля 2014 года в России введена нулевая пошлина на ввоз такого транспорта. Несмотря на то, что электромобили пока еще не заполонили улицы российских городов, Панков уже видит лидеров в этом направлении: Москва, Калужская область, Ставропольский край, Татарстан. «Те регионы, которые являются наиболее инновационными», — охарактеризовал эксперт. Панков даже увидел перелом «в сознании потребителей», которые уже готовы покупать электромобили. Но рассчитывают на льготы и обнуление транспортного налога.
— Наша дискуссия будет состоять из двух частей. Первая будет посвящена развитию элетротранспорта. Тема достаточно новая, поэтому я предлагаю уделить ей большее внимание. Вторую часть мы посвятим газомоторной технике. Здесь уже реализуется комплексный план, регионы активно участвуют, подписано распоряжение правительства. Поэтому мы сможем уделить меньшее внимание, — Когогина определила порядок работы круглого стола, хотя с его начала прошло уже без малого 20 минут.
Тему электротранспорта обсуждать уже начали. «Кто же является драйвером роста этого направления? — депутат старалась развивать разговор в нужном ей направлении. — Автопроизводитель, производитель инфраструктуры, государство или потребитель?» Но тут же Когогина перескочила на другую тему — историю столетней давности, когда и был изобретен первый электромобиль. — Что нас ждет в ближайшие 100 лет?» — был ее последний вопрос, адресованный следующему выступающему. Он, первый замгендиректора по технической политике ООО «Россети» Владимир Софьин, почему-то не стал на него отвечать, а рассказал о работе непосредственно своей компании в России, как они «тренировались на кошечках». «Мы обязаны быть тем технологическим оператором, который готов развивать на территории всей страны инфраструктуру для зарядки автомобилей», — громко заявлял Софьин. Когогина тем временем, кажется, отвлеклась от докладчика и переключилась на сидящего рядом Панкова.
ПРИНЦИП РАВНОГО ВРЕМЕНИ
— Мы с Андреем Евгеньевичем подискутировали, — сообщила Когогина. — Он является обладателем электромобиля. Я задала ему простой вопрос: какие затраты на электромобиль по топливу? — вот что оказалось интереснее деятельности «Россетей». — На 150 километров затраты на электромобиль — 18 рублей, по бензиновому — 350 рублей. Но вместе с тем автомобиль на электрическом ходу стоит миллион, а бензиновый — полмиллиона. Если электромобиль такой выгодный, почему их в России пока только тысяча штук, а не больше?
Вопрос повис в воздухе и остался без ответа. Глобальный вице-президент по электротранспортной инфраструктуре компании Schneider Electric Кристиан Жирардо рассказывал фантастические истории о том, что в ближайшем будущем электромобили смогут развивать скорость до 300 - 400 км в час, пока же существует проблема мощности батареи.
— Мы данное совещание проводим с вами в интересном формате панельной дискуссии. Этот формат предполагает принцип равного времени. Принцип равного в том, что мы даем равное время тому, кто за проект, и тому, кто против или относится со скептицизмом, — Когогина попыталась придать обсуждению остроты и предоставила слово Алексею Гуськову из «НАМИ».
— Я бы так критически не подходил, — неуверенно начал он, видимо, понимая, что сейчас разрушит всякую интригу дискуссии. — Однозначно говорить, что мы против электромобиля, конечно, некорректно. Мы — за!
— Вас уже переубедили два интересных докладчика, я так понимаю, — нашлась Когогина. — Но все-таки вы настроены критически, а это важно! — настаивала модератор.
Гуськов сдался, заявив очевидное: одновременно всех пересадить на электротранспорт невозможно, только поэтапно. Затем он начал рассказывать про сложность и дороговизну производства электромобилей.
— Объема инвестиций пока не хватает для качественного прорыва по передовым технологиям… Мы сегодня на грани перехода к новым источникам. Есть надежда большая, что в ближайшие два-пять лет мы будем иметь необходимые источники энергии. Но пока мы имеем шанс успеть за всеми, — пояснил Гуськов.
— Так как у нас дискуссия, Андрей Евгеньевич хочет подискутировать с вами, — Когогина дала вновь слово своему «правому» соседу Панкову. Тот сравнил развитие электромобилей с мобильными телефонами, о которых еще 20 лет не смели и мечтать.
— Это то, что будет с электромобилями через 10 - 15 лет, — предсказал он.
— Хочу прокомментировать… — начал было Гуськов.
— Давайте прервем комментарии, иначе у нас получится интерес, смещенный к вашим двум персонам, —отрезала Когогина. — Это неправильно, у нас принцип равного времени.
Она дала слово гендиректору ООО «НИИКЭУ» Сергею Иванову. Он долго и по-научному объяснял суть производства электромобилей, экономические эффекты — вместо данных ему 2 - 3 минут все 10. Когогина его не прерывала, хотя по регламенту все уже должны были отправиться на обед.
Выступления длились еще час. Казалось, что никакого временного регламента выступлений не существует. Снова много говорили про электромобили и совсем немного про газомоторный транспорт.
— Мы вынуждены прервать дискуссию, так как мы съели с вами обед за интересной беседой, — нехотя подытожила Когогина, однако круглый стол затянулся еще на 10 минут и уже «оторвал» часть времени от следующей панели. Будут ли какие-то рекомендации направлены по итогам мероприятия в правительство, точно неясно, хотя, со слов модератора, непременно. Но стоит заметить, что четких советов и рекомендаций по развитию альтернативных видов топлива так и не прозвучало.
— Я получила колоссальное удовольствие, [видна] высочайшая подготовленность всех докладчиков, — отметила в беседе с нашим корреспондентом Когогина. — Считаю то, что нам предоставили время до перерыва на обед, означает, что на уровне государства, на уровне министерства энергетики и правительства эта тема стоит на самом верху.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.