Сегодня в ТПП РТ представители малых торговых компаний обсудили последствия принятия законопроекта о муниципальных сборах — это документ был недавно одобрен во втором чтении депутатами Госдумы РФ. Хотя закон пока планируется применять в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, татарстанские бизнесмены не теряют бдительность, опасаясь его распространения на другие регионы, как заразной инфекции. Присутствовавший на дискуссии корреспондент «БИЗНЕС Online» оценил масштабы проблем и изощренность планов «пятой колонны».
Артур Николаев отметил, что хотя в законопроекте пока речь идет только о трех городах, расслабляться не стоит. «Мы с вами знаем, что обычно пилотный режим потом распространяется на другие регионы» |
ТОРГОВЛЯ НЕ ОТБИЛАСЬ ОТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СБОРОВ
Муниципальный сбор с торговых объектов планируется ввести с 1 июля 2015 года в городах федерального значения Москве, Петербурге и Севастополе. Напомним, что первоначально законопроект предусматривал введение ежеквартального муниципального сбора для 22 видов предпринимательской деятельности. Однако это предложение о сборах с малого бизнеса возмутило сообщество предпринимателей и ко второму чтению остался только один вид деятельности — торговля. Ставка муниципального сбора для стационарной торговой сети площадью более 50 кв. м и для торговли со склада устанавливается в расчете на 1 кв. м и не может быть больше суммы налога на основании патента, деленной на 50. Ставка для розничных рынков не должна превышать 550 рублей на 1 кв. м рынка. От муниципального сбора освобождаются только те ИП, которые используют патентную систему налогообложения.
Для того чтобы понять, как законопроект отразится на татарстанских предпринимателях, в Торгово-промышленной палате РТ сегодня был организован круглый стол, на который были приглашены индивидуальные предприниматели и владельцы небольших торговых фирм, а также рынков.
Открывая мероприятие, заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев отметил, что, хотя в законопроекте пока речь идет только о трех городах, расслабляться не стоит. «Мы с вами знаем, что обычно пилотный режим потом распространяется на другие регионы», — сказал он, пояснив, что таким образом законодатели хотят пополнить муниципальные бюджеты.
— Не может быть такого, что в Москве началось и потом это не перейдет на регионы! Это как инфекционная болезнь. Тем более что Казань всегда старается быть первой во всех нововведениях, — воскликнула одна из женщин-предпринимательниц, сразу добавив градус дискуссии. — Надо упираться всеми четырьмя точками, чтобы этот законопроект не был принят ни в каком виде. Иначе мы точно не выживем!
Зампредседателя гильдии малого и среднего предпринимательства Казани, владелец торговых павильонов Евгений Иосипов считает, что во всем виноваты торговые сети.
— Вдруг выяснилось, что торговые сети практически не платят налоги в муниципалитеты. Этот законопроект первоначально был направлен на то, чтобы заставить сети платить. Надо отдать должное — в торговых сетях сидят умные люди. Для того чтобы торпедировать этот законопроект, они включили через своих лоббистов и другие виды бизнеса, причем малого: парикмахерские, народные промыслы, ремонт машин, ремонт ключей, перевозка грузов, услуги такси и даже платные туалеты.
— Если муниципальные отчисления будут введены, то это станет концом для нашего бизнеса — придется торговый комплекс закрывать. Это коснется и других торговых комплексов. Я это рассматриваю как попытку властей переложить проблему — раз нефтедолларов стало меньше, а у крупного бизнеса сильные лоббисты, значит, будем больше доить малый бизнес и население, — сказал директор скандально известного ООО «Торговый комплекс «Уныш» Альфред Валеев.
Николаев разделяет возмущение предпринимателей. По его мнению, то, что налоговая служба и правоохранительные органы не справляются в Москве с отслеживанием деятельности многочисленных торговых точек, не повод для нового обременения малого бизнеса.
Николаев напомнил про патентную систему налогообложения, которая пока в Татарстане буксует. «В России 6 миллионов бухгалтеров, которые ничего не производят, но получают зарплату. Это фактически государево око на вашем предприятии», — отметил он, добавив, что переход на патентную систему налогообложения избавит от ведения бухгалтерии.
«КАК БУДТО КТО-ТО ХОЧЕТ ПРИДАТЬ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ ПРОТЕСТНОМУ ДВИЖЕНИЮ»
Впрочем, первая попытка нащупать конструктив не удалась.
Иосипов напомнил собравшимся про сложное геополитическое положение у России и заявил, что данный законопроект — это происки «пятой колонны».
— Для того чтобы выдержать натиск западных стран, нужно консолидировать общество. Нужно, чтобы люди относились друг к другу с пониманием. А вот такие меры ослабляют наше общество. Нас заставляют выступать против власти. В нас будят такие страсти, что мы опять пойдем на митинги и демонстрации, опять будем говорить: «Кто нами управляет?» Складывается такое впечатление, что это работа «пятой колонны» внутри органов власти. Как будто кто-то хочет придать второе дыхание протестному движению, — подчеркнул он, напомнив, что малый бизнес — это сила, которая должна цементировать общество. — Государство заинтересовано в росте малого бизнеса. А что делают чиновники? Вместо упрощения условий они делают все наоборот!
Николаев попытался снова подтолкнуть ход дискуссии в сторону обсуждения патентного налогообложения, однако предприниматели не проявили особого интереса, отметив слишком высокую стоимость патента.
— Мы в ТПП РТ уже три раза собирались по патентному налогообложению. Но пока уперлись в Госсовет РТ, который не рассматривает наши поправки, делающие патентное налогообложение более выгодным для предпринимателей, — как бы извиняясь, сообщил Николаев и предложил Иосипову поделиться своим видением того, как решить сложную проблему.
— Пожалуйста! — охотно ответил зампредседателя гильдии малого и среднего предпринимательства Казани. — Во-первых, надо облегчить малому бизнесу доступ к получению земельных участков. Во-вторых, давать беспроцентные кредиты малому бизнесу, для того чтобы он смог подняться. В-третьих, для того чтобы уменьшить желание чиновников обдирать малый бизнес, надо ввести прогрессивный налог на прибыль. В-четвертых, надо сделать так, чтобы деньги резервного фонда начали работать на развитие российской экономики. Если мы в короткое время не поднимем тяжелую промышленность, то России будет очень сложно устоять против новых геополитических вызовов.
Затем Иосипов как бы развернул шахматную доску и неожиданно стал спорить сам с собой.
— Почему даже на таком небольшом совещании предпринимателей мы вынуждены поднимать такие вопросы, как судьба государства? Это же смешно! Что, выше нас нет умных людей, которые должны заниматься этими проблемами?
— Да, да, — встрепенулись участники круглого стола. — Не надо брать слишком глобально.
— Поэтому я предлагаю убрать из законопроекта малый бизнес и оставить только торговые сети и крупный бизнес! — нанес сокрушительный удар по своим смертельным врагам Иосипов.
«КАКАЯ РАЗНИЦА, НА КАКУЮ ГЛУБИНУ УТОНУЛ БИЗНЕС?»
Николаев предложил торговцам сделать экономический расчет последствий введения закона для небольших магазинов с разной торговой площадью, чтобы можно было вести аргументированный спор с законодателями.
Предложение вызвало раскол среди торговцев. Одни предложили прямо сейчас набросать расчеты, другие же считали, что в этом нет смысла, ведь малый бизнес погибнет при любом варианте введения муниципальных сборов, поэтому главное — в принципе не допустить этого.
— Какая разница, на какую глубину утонул бизнес? Главное, что он утонул, — сказала одна из предпринимательниц.
— Любой из нас может так рассчитать, что государство еще нам обязано будет доплачивать, — привел более понятный довод другой предприниматель.
— Так и надо сделать, — с радостью поддержала его соседка.
— Но кому нужна такая бумажка, кто поверит нашим расчетам? — продолжил он. — Мы уже проходили 2013 год, когда из-за непродуманных решений и роста отчислений в пенсионный фонд 600 тысяч предпринимателей ушли с рынка. Разве это не довод?
— То, что температура малого бизнеса близка к нулю, я и так понимаю, мне доказывать это не нужно, — возразил Николаев. — Но с законодателями можно разговаривать только языком цифр.
Он пообещал, что к обсуждению проблем активно подключатся ТПП РФ, «ОПОРА России» и «Деловая Россия», будут разосланы письма законодателям.
— Надо еще, чтоб «БИЗНЕС Online» подключился, освещал дискуссию, — предложил кто-то из торговцев.
— «БИЗНЕС Online» уже здесь, — Николаев кивнул головой на сидящего неподалеку нашего журналиста.
После короткого, но довольно ожесточенного спора о том, нужно ли раскрывать свою бухгалтерию или нет, выиграла первая точка зрения. Однако задача оказалась не такой уж простой — попытки провести математические расчеты в уме и на бумажке не увенчались успехом. Участники круглого стола решили более тщательно подготовиться и представить расчеты в начале следующей недели.
— Единственная надежда, что за год пилотный проект в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе накроется медным тазом, — подвел итоги дискуссии директор компании «Мастер Фуд» Егор Макаров. — Торговые предприятия начнут пачками закрываться. Тогда есть шанс, что законопроект будет переделан.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция из 10 пунктов, в которой предприниматели предупредили, что ухудшение условий ведения малого бизнеса приведет к еще большим экономическим проблемам в России и возрождению мощного протестного движения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.