Дегустация настоящего турецкого кофе в Национальном музее осталась в тени громких событий, связанных с телевизионным песенным конкурсом Turkvizion-2014 и заседанием международной организации ТЮРКСОЙ. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в статье, специально написанной для «БИЗНЕС Оnline», делится своими мыслями, пришедшими после близкого общения с популярным напитком.
АРОМАТНЫЙ ВЕЧЕР В МУЗЕЕ
Нельзя сказать, что кофе не относится к потрясающим и обязательным вещам, без которых невозможно жить. Хотя фанаты и гурманы кофе есть, их довольно много. Иначе не процветал бы кофейный бизнес в течение четырех с половиной веков. Как заявил знаток этой отрасли на открытии выставки культуры турецкого кофе, торговля этим продуктом сопоставима с продажей нефтепродуктов. А что, вполне может быть!
Но еще есть дипломатия и политика. Встреча за чашкой кофе или чая считается добрым знаком. Как минимум в таких случаях вражды не будет. Интеллектуальное общение чаще всего проходит за чашкой кофе. Есть еще такая важная штука, пробивающаяся на передние ряды общественной жизни, — туризм. Людей к путешествию зовут шикарные достопримечательности и возможность изучить образ жизни и технологии, которые можно применить у себя дома. Так что недооценить роль этого напитка в мировой истории просто недопустимо.
На открытие выставки турецкого кофе, честно говоря, пошел из любопытства и вежливости. Почему бы не откликнуться на приглашение нового генконсула Турции в Казани, который свою первую официальную речь в столице Татарстана произнес на татарском языке? На втором этаже Национального музея РТ действительно происходило сенсационное событие, не замеченное большинством. Кругом было тихо, разве что машины с дипломатическими номерами у входа в музей выдавали значительность происходящего.
Кстати, именно в эти минуты в Кремле открывалась выставка центра «Эрмитаж-Казань» с участием первых лиц и высоких гостей. В этот день слушали лекцию Михаила Пиотровского, которому президент Татарстана Рустам Миниханов вручил высший орден республики. И вообще шла подготовка к заседанию постоянного совета организации «ТЮРКСОЙ» и конечно, к финалу международного песенного конкурса. Многим было не до кофе.
В Национальном музее собрались не более 100 посетителей по специальному приглашению. Действительно, сначала предложили попробовать ароматный кофе с рахат лукумом, после которого вряд ли станешь пить жидкость с таким же названием, предлагаемую в обычных забегаловках. Даже сам аромат тонизирует и вдохновляет!
Среди гостей я встретил банкира по призванию и баскетбольного покровителя Евгения Богачева, который тоже признался, что не является фанатом кофе. Сюда зашел после свершения важных баскетбольных событий, чтобы расслабиться. И это удалось! Евгений Борисович долго, мелкими глотками пил предложенную чашечку напитка, которую не станешь опрокидывать, как стакан воды. И кажется, тоже как и я, попросил добавку. Дегустировала напиток и красивая девушка с депутатским значком, которая оказалась заместителем комитета по образованию, науке, культуры и национальным вопросам Анастасией Исаевой.
Все наслаждались напитком, вкус которого непросто передать. Но можно попробовать, если найдете кофе, сваренный по всем правилам. Свой секрет турки не скрывают. Даже наоборот, всячески разъясняют свою технологию, продвигают тонизирующий напиток. Еще с XVI века! Это они приобщили к потреблению кофе Австрию, Голландию, Францию, а после Парижа и Лондона сдались и другие города Европы.
ЛУЧШЕ ВОДКИ И СИГАРЕТ
Но почему-то этот напиток считается достоянием турков, частью их этнической идентификации. Именно турки, а не Колумбия и еще 16 стран-производителей кофе довели технологию и масштаб применения напитка до культового уровня. Сколько легенд, поговорок, исторических и культурных событий связано с «турецким» кофе! Потому что в середине XVI века в Османской империи увлеклись напитком, завезенным из Эфиопии (по некоторым версиям, из Сирии). Кофе сам по себе считается знаком Турции. Турки получают его из Королевства Йемен, которое раньше было в составе Османской империи. Кофе стал частью образа жизни турков, а потом — всей Европы и мира. «Одна чашка кофе запоминается на 40 лет!» — таких поговорок много. Как много исторических картин, гравюр, элементов старинных кофеен, где происходили заметные для мира события. Сотрудники центра турецкого кофе — господин Орхан Халлик и господин Осман Серим — раскрывали секреты уникального виртуозного правильного приготовления этого ароматного напитка. Потрясает сама история «кофеизации» мира. Старинные картины, архитектура кофейн тому свидетели. А сколько гравюр, архитектурных и декоративно-прикладных произведений, связанных с кофе! Великий композитор Иоган Себастиян Бах написал «кофейную кантату» с комическим сюжетом. И сейчас слушают эту музыку, употребляя при этом кофе. Правда, вместе с кофе стали распространяться и курение, и кальян, но это увлечение только для определенного круга, слава Богу. По-моему, кофе или чай расслабляют лучше, чем водка и сигареты, не правда ли?
УДАРИМ ЧАК-ЧАКОМ ПО БУРГЕРУ
Чисто познавательная сторона потрясает. Многого из того, о чем говорилось в торжественной части презентации турецкого кофе, я просто не знал. Даже элементарного не заметил: ведь 2013 году в список нематериального наследия ЮНЕСКО включена технология приготовления турецкого кофе.
Генеральный директор национального музея Гульчачак Назипова была горда открытием выставки, пусть планшетно-передвижной, но уникальной, организованной стараниями генерального консула Турции в Казани Турхана Дильмача. Заместитель министра культуры и туризма Республики Турция Абдурахман Ариджи на мероприятия ТЮРКСОЙ в Казани специально приехал заранее, чтобы открыть выставку. А может, правы те, кто придает столь важное значение «бытовым» вещам и продуктам? О народах и странах говорят элементы их образа жизни, истории и культуры. Это часть их суверенитета, экономики, культуры, привлекательности для туризма и инвестиций. Где-то горные лыжи, дайвинг, а где-то охота на медведя завлекают серьезных и небедных людей. Все везут из Африки какие-то маски и барабаны, свистки.
А может, мы беспечны и недостаточно настойчивы? Счастливы, что удалось заставить мир уважать Древний Болгар, который с немалыми трудами включили в список мирового наследия. Сейчас пробиваем Свияжск. А пока ездить туда, возить гостей, задержать туристов в республике, Казани хотя бы на неделю пока не научились. И продвигать свою сувенирную продукцию. И везем свои деньги в заграничные отели, тратим на зарубежное барахло. При умении делать стратегические бомбардировщики и классные вертолеты, медицинские приборы, грузовики. При общем признании уникальности истории и красоты Казани, богатства республики. Невозможно держаться только на нефти, не правда ли? Нам кажется, что чак-чак, треугольник, губадия — это слишком просто. Спросите у Муслимы Латыповой, раскрутившей сеть «Бахетле» во всей округе, как непросто тянуть эту «простоту». Уверен, что татарский чак-чак и треугольник-эчпочмак могут заткнуть за пояс любые McDonald's. Однако распространен рекламный образ зарубежного невкусного бутерброда, динамичное высокоэффективное приготовление которого очаровывает и «вяжет» нас, аборигенов.
Многие связывают свои надежды с международной «крышей», с реестром нематериального мирового наследия ЮНЕСКО. Как пишет «Российская газета» (кстати, ее главный редактор — выпускник ныне объединенного с философами журфака КФУ Владислав Фронин — тоже казанский бренд), Конвенцию по охране памятников нематериального культурного наследия 2003 года подписали 158 государств.
России среди них нет, а жаль, ведь каждый народ на территории нашей страны мог бы вписать свои обычаи, традиции и ремесла в реестр ЮНЕСКО. Тем не менее в нем Россия уже отмечена двумя записями — якутским героическим эпосом «Олонхо», а также культурным пространством и устным творчеством старообрядцев Забайкалья — семейских, которым даже в советское время долго удавалось сохранять свою обособленность от внешнего мира.
МЕСТНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ БРЕНДЫ
В ноябре 2014 года специальный комитет ЮНЕСКО отберет очередную партию объектов нематериального культурного наследия. Борьба между претендентами будет нешуточной. К примеру, Армения уже подала заявку на включение в международный список лаваша (точнее, культурных практик, с ним связанных), Бразилия будет добиваться всемирного признания для капоэйры, а Эстония — национальной бани, которая топится по-черному.
Кофе по-турецки стимулирует более энергичный поиск путей к мировому признанию татарстанских брендов и традиционных технологий. Сложности продвижения Сабантуя в список мирового наследия не должны нас останавливать. Наверное, пришла пора бизнесу и государственным чиновникам, да и творческой и научной интеллигенции более пристально вдуматься в местные и национальные бренды, которые не должны у нас отставать от турецкого кофе. И не отстают, если присмотреться.
Национальный Сабантуй, армянский коньяк, башкирский мед, кахетинское вино из Грузии, украинское сало, горилка. Не знаю, как насчет русской водки, чувашского самогона (я родом из Чувашского района Башкортостана), но они тоже котируются, принося кому-то доходы. Этим товарам могли бы составить конкуренцию татарская буза, казылык. Раскруткой, продвижением стоит заняться плотнее. Начиная с общественного сознания. Считается, что французы и итальянцы пьют вино, немцы — пиво, россияне — водку, а турки расслабляются ароматным кофе.
Напитком сыт не будешь. Бигмак не хочется. И треугольника настоящего не всегда отыщешь, много подделок. В день дегустации мне захотелось вместе с кофе попробовать татарскую губадию. Рахат-лукум сладкий, не всем подходит. Может, турков научить готовить ее, всю нашу выпечку? И попросить продвигать ее? Они же умеют завоевать мир вкусными вещами. А может, самим научиться у них любить свой облик и образ жизни?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.