Торговые площади автограда превышают норму в 2,5 раза, а производство дает лишь 13,6% общего оборота малого и среднего бизнеса. Городские власти намерены изменить эту ситуацию через возрождение старых промплощадок, обеспечив им новую инфраструктуру. Как рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома Набережных Челнов Радмир Беляев, стоимость пресловутой дороги на БСИ уже просчитывается в минтрансе РТ, капремонт бывшей камазовской «Базы оборудования» обойдется в 90 млн. рублей. Тем временем ряд средних предприятий вынашивает проекты на общую сумму в 2 млрд. рублей частных инвестиций.
Радмир Беляев |
«МЫ НЕ МОЖЕМ ДИКТОВАТЬ БИЗНЕСУ, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ,
НО ГОРОД ПЕРЕПОЛНЕН ТОРГОВЫМИ ОБЪЕКТАМИ»
— Радмир Ильдарович, часто приходится слышать о том, что челнинский бизнес — это в основном торговля, никто не хочет заниматься производством. Насколько это утверждение соответствует истине?
— Сегодня общий оборот малого и среднего предпринимательства в Челнах составляет 66,3 миллиарда рублей. Доля производств в этом объеме — всего 13,6 процента, это действительно очень мало. Мы не можем диктовать бизнесу, чем заниматься, но город переполнен торговыми объектами. Количество торговых площадей в 2,5 раза превышает норму, в городе 1157 торговых объектов. Когда мы строим долгосрочные планы, нас интересуют три цифры, которые мы должны увеличить. Во-первых, это доля производств — наша задача довести ее с 13,6 процента как минимум до 30 процентов. Во-вторых, налоговые поступления в бюджет города от МСБ требуется увеличить с 27 процентов до 34 процентов. И показатель, обозначенный президентом, увеличить долю МСБ в валовом территориальном продукте Набережных Челнов с 33,1 процента до 50 процентов. Это означает диверсификацию производства, которую мы рассчитываем реализовать методами кластерной политики и развитием промышленных площадок. Акцент на промышленность закладывается в муниципальную стратегию, которую мы разрабатываем для города параллельно стратегии «Татарстан-2030».
— Сколько сегодня в городе малых и средних предприятий?
— На начало октября было 16,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, это 104,7 процента к уровню прошлого года. А юридических лиц зарегистрировано 17,8 тысячи, прирост на 8,9 процента. Всего в городе 34,3 тысячи предприятий МСБ, на малых работают 48,4 тысячи человек, на средних — 5 тысяч.
— Почему бизнес предпочитает торговать?
— Торговля всегда была легким способом быстро заработать деньги. А производству требуются большие площади, квалифицированные кадры и так далее.
— Под развитием промышленных площадок вы подразумеваете строительство промпарков?
— На них мы делаем основную ставку — конкретно на «Челны» и «Развитие» в равной степени. Это дорогие проекты, на 2015 год общие инвестиции в «Челны» планируются на уровне 6,4 миллиарда рублей, в «Развитие» — 740 миллионов рублей. Вместе с тем мы сосредоточились на существующих, незаслуженно забытых площадках, где работает большая часть производств. В первую очередь отработаем БСИ (База строительной индустрии — прим. ред.). Проблемная дорога на БСИ вошла в протокол президента, и минтранс уже считает финансирование ее ремонта на 2015 год. У нас на БСИ работает 195 компаний, ежедневно туда ездят в среднем 20 тысяч челнинцев, это 950 гектаров площадей. У предприятий БСИ много инвестиционных проектов, в совокупности на 4,2 миллиарда рублей. Но инфраструктурные проблемы их тормозят. Не было бы вопросов с дорогой, с качеством ливневки, с лимитами и скачками электроэнергии, с газоснабжением — так и доля промпроизводства поднялась бы процентов до 20. Инфраструктура — это ведь стабильность работы, уверенность в завтрашнем дне.
— Каков общий объем планируемых инвестиций по городу на 2015 год?
— 35,8 миллиарда рублей.
Камский индустриальный парк «Мастер» (kazan-day.ru) |
«СРОКИ ОТКРЫТИЯ АГРОПРОМПАРКА СДВИГАЮТСЯ»
— Хорошо, что вопрос БСИ будет решаться, но есть ведь и другие площадки?
— Мы отработаем их все. Анализируем потребности предприятий лесоцеха и промзоны, дважды встречались с предприятиями «6-й промплощадки», где работает 200 компаний. Из них 143 предприятия пообщались с нами и рассказали, какая инфраструктура им нужна. Главной бедой для них тоже остаются дороги, их протяженность там 60 километров.
— На сегодня заявленными промпарками являются «Челны», «Развитие», КИП «Мастер», «Кориб», IT-парк. Будут ли новые?
— У нас на очереди еще стоит «База оборудования», мы ее тоже воспринимаем как промпарк, это 45 гектаров земли. Это бывшая камазовская база, еще один потенциальный мегапроект. Оборот у нее пока небольшой, но там работает 30 предприятий, все помещения есть, им требуется капремонт, и стоит вопрос по газу. В общей сложности на «Базу оборудования» требуется 90 миллионов рублей.
На отдаленную перспективу есть еще одна задумка, но она пока в обсуждении. Это инновационный парк «Иннотех» — 4 гектара, 3,5 тысячи квадратных метров площадей с возможностью дополнительной застройки. Если мы примем этот проект в работу, «Иннотех» будет ориентирован исключительно на предприятия, владеющие патентами. Они будут выпускать собственную новую запатентованную продукцию и ту, что уже производится.
— А как дела в агропромышленном секторе? На какой стадии сейчас проект «Челны-хлеба» «Закамский регион»?
— Рафаэль Юнусов сейчас переводит участок из КФХ в земли промышленного назначения, занимается подключением к сетям и поиском инвестиций. Общий объем вложений планируется на уровне 3,1 миллиарда рублей. Юнусов хотел получить на инфраструктуру 420 миллионов рублей от государства, но сейчас обсуждается сумма в 256 миллионов рублей. Сроки проекта пока сдвигаются, потому что в целом источники финансирования не определены. Зато в хорошем графике мы идем по рынкам, к 2017 году должны полностью закрыть вопрос их перевода в крытые помещения. «Тулпар» активно застраивается, Комсомольский рынок тоже, «Алан» полностью закрыт. Главное, что всем торговцам удалось обеспечить работу в этот период на фоне изменения законодательства.
«ПОКА РЕСПУБЛИКА ПОЛУЧАЕТ КЛАСТЕРНЫЕ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО НА ВЫСТАВКИ»
— Если говорить о кластерной политике, то в Челнах появились организации республиканского статуса: «Иннокам», центр кластерного развития. Каковы задачи этих организаций, как они финансируются?
— «Иннокам» — это управляющая компания самого Камского производственного кластера, она работает с гигантами уровня КАМАЗа, НКНХ, ТАНЕКО. Ее задача — развивать кластерные проекты в закамской зоне, связывать предприятия в технологические цепочки. ЦКР тоже должен находить кластерные инициативы среди инвестиционных проектов, заявлять их на уровне республики и подтягивать под них федеральное финансирование, только это касается малых и средних предприятий. Но главная задача ЦКР — это маркетинговые услуги для малых предприятий, которым некогда искать новые рынки сбыта. Предприятия торгуют внутри — в городе или в республике, и когда их спрашиваешь почему, они говорят либо «нам хватает», либо «не знаем, как зайти в регионы», либо «у нас узкая специфика». Другими словами, есть возможность поставлять на КАМАЗ, и ладно. А если у КАМАЗа возникнут проблемы, они начнут банкротиться. Сейчас ведь произвести не проблема, оборудование есть, XXI век. Проблема — продать.
— И как ЦКР ищет рынки сбыта?
— Центр создан только в сентябре, по графику за первый год они должны свести инвестиционные проекты компаний в рамках первых двух кластеров — машиностроительного, в котором прописалось около 20 предприятий и IT, в котором около 15 компаний-резидентов IT-парка. ЦКР должен найти взаимосвязи между предприятиями, варианты сотрудничества. Второй год отводится уже под продвижение местной продукции, хотя первая выставка в Москве уже прошла. Но отчитываться они будут по итогу 2015 года — сколько совместных проектов запущено, на какую сумму продано продукции благодаря ЦКР и в какие регионы.
— То есть они тоже будут заниматься выставками?
— Это далеко не главное направление, хотя на сегодня республика защищает заявки на гранты по кластеру именно на рекламно-выставочную деятельность и образовательные мероприятия. Ежегодно Татарстан получает на это в среднем по 200 миллионов рублей, а на конкретные проекты деньги пока не выделяются. Но именно для того, чтобы перейти к федеральному финансированию инвестиционных кластерных проектов, ЦКР и создан. Выставки и бизнес-миссии — это попутно, а главная функция ЦКР — принять заявку компании, вникнуть в проект, провести маркетинговое исследование, найти примерное направление сбыта и в этом направлении идти, подключая министерства и ведомства, занимаясь переговорами на любом уровне. На данный момент запланировано более 100 маркетинговых исследований для разных предприятий и около 60 круглых столов. На этой неделе прошла масштабная стратегическая сессия в Челнах для машиностроителей в первую очередь.
«БЕЗ ГАРАНТИЙ ПО СБЫТУ И КОНКРЕТНОМУ СРОКУ ОКУПАЕМОСТИ ЗАВОД НИЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕТ»
— Почему республиканские организации базируются в Челнах? С чем связан выбор директора ЦКР Ленара Ахметова, он ведь работал в вашем отделе?
— Инициатива создания этого центра, как и «Иннокама», принадлежит «Татнефтехиминвест-холдингу». Компания рассматривала в качестве базы два города: Нижнекамск и Набережные Челны. Мы сумели перехватить инициативу, за несколько недель подготовив огромный пакет документов, совместно с «Иннокамом» прошли защиту в Москве и получили грант в размере 26 миллионов рублей на 2014 год. В этом году средства пойдут на содержание самого центра, в нем пять специалистов. Кандидатуру Ахметова, конечно, предложили мы, и «Татнефтехиминвест-холдинг» ее согласовал. Ахметов курировал в нашем отделе блок инвестиций, он понимает, как взаимодействовать с предприятиями. В городе вообще мало специалистов по поддержке предпринимательства, это ведь новая тема, ее в России начали будировать года три назад.
— Какие проекты уже сейчас можно характеризовать как кластерную инициативу?
— Для примера назову завод «Начало», который занимается литьем. В частности, они отливают детали для нефтехимиков. Вокруг имеются нефтеперерабатывающие заводы, которые используют определенные узлы агрегатов, покупая их в другом регионе. Если мы обеспечим «Началу» рынок сбыта, завод готов инвестировать 300 миллионов рублей в производство этих узлов, создать 200 рабочих мест. Но без гарантий по сбыту и конкретному сроку окупаемости завод ничего делать не будет, хотя проект упакованный, нужна только определенность с продажами. И вот сейчас ЦКР ищет партнера «Началу» среди нефтехимиков, подготовил презентацию и ездит по компаниям, убеждает. Есть и другие проекты, несколько предприятий сравнимого уровня готовы вложить в общей сложности около 2 миллиардов рублей в новые производства. А мы, кстати, уже два года продвигаем в республике идею снять имиджевый фильм об инвестиционной привлекательности Набережных Челнов в целом, заявка лежит в агентстве инвестиционного развития, жаль, что движения по ней пока нет. Качественный фильм стал бы хорошим инструментом в нашей работе с региональными и зарубежными инвесторами.
«У ЧЕЛНОВ НЕТ ИСТОРИИ, СРАВНИМОЙ С ЛЕТОПИСЬЮ КАЗАНИ ИЛИ ЕЛАБУГИ,
НО К НАМ ЕЗДЯТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ»
— Какие еще идеи по привлечению средств вынашивает муниципалитет?
— Основные финансовые каналы, на которые мы ориентируемся в следующем году, — это госпрограммы. Во-первых, «Лизинг-грант» — сейчас, кстати, мы ожидаем решения по сотне с лишним заявок — в первом туре этого года получили 10 миллионов рублей. Во-вторых, это федеральная программа поддержки промышленных предприятий в рамках стратегии импортозамещения. По ней утверждена «дорожная карта», а мы тем временем создаем на базе ТПП города департамент промышленности, его специалисты поедут в Москву изучать госпрограммы, чтобы предприятия могли эффективно включаться в них. В минтруде РТ сейчас рассматривают нашу муниципальную программу по кадрам, которая предполагает создание учебных центров на базе самих предприятий. Программа рассчитана на 5 лет, и на 2015 год мы запросили под нее у республики 23 миллиона рублей, 30 процентов инвестиций готовы дать сами предприятия.
Мы вообще сейчас по такой схеме работаем: упаковываем проект, отправляем в Казань или Москву, по некоторым получаем финансирование. В год с учетом всех грантов и субсидий привлекаем в среднем 500 - 600 миллионов на развитие МСБ, хотя проекты часто недорогие. К примеру, на программу «Набережные Челны — город устойчивого развития», нацеленную на внедрение бережливого производства, на этот год заложено 12 миллионов, однако мы сейчас претендуем на статус «Бережливый город». При этом из муниципального бюджета на развитие предпринимательства не выделяется ни копейки.
— Какой из перспективных инвестиционных муниципальных проектов, на ваш взгляд, самый интересный?
— Все они полезны, но есть уникальный проект по развитию делового туризма в Челнах, он стоит 20 миллионов рублей. У Челнов нет истории, сравнимой с летописью Казани или Елабуги, но к нам ездят предприниматели. Поэтому мы задались целью создать сервисную инфраструктуру и туристический портал города.
Представьте, европейский предприниматель решил приехать в Челны, посмотреть КАМАЗ, ОЭЗ «Алабуга», другие предприятия. Куда ему звонить из других стран, на кого выходить, если это его собственное желание, если он сам по себе и хочет найти в Челнах партнера? Так вот, он попадает на наш портал и находит контакты конкретного человека в городе, который будет за него отвечать. Предпринимателю присылают программу пребывания, встречают в Бегишево, ведут на экскурсию по интересующим его компаниям, вечером — в Органный зал, на обзорную площадку бизнес-центра «2.18», кормят ужином, везут в аэропорт. Удобно? Нужно финансирование республики не на штат, а на создание портала, на трансферы и так далее. А работать будет, возможно, городской туроператор или организация из нашей структуры поддержки предпринимательства, или, может быть, городское агентство по привлечению инвестиций.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.