Валерий Коршунов (в центре): «Мы можем отследить в режиме реального времени весь маршрут перемещения специальных транспортных средств по территории аэропорта»
Валерий Коршунов (в центре): «Мы можем отследить в режиме реального времени весь маршрут перемещения специальных транспортных средств по территории аэропорта»

БОЛЬШОЙ GPS-БРАТ СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ

Карта аэродрома, по которой бойко передвигалась зеленая точка, отдаленно напоминала компьютерную игру «Гонки», выпущенную еще на заре компьютерной эры. Местность на карте была прорисована схематично, но отчетливо различались дорожки, по которым и скользил маленький зеленый автомобиль.

— Зеленый цвет означает, что двигатель транспортного средства работает, — пояснил Валерий Коршунов, технический директор международного аэропорта «Казань».

Тем временем автомобильный «жучок» добежал до места назначения и задумчиво остановился. Точка начала стремительно краснеть. На языке GPS-навигации это означало: двигатель выключен.

— Мы можем отследить в режиме реального времени весь маршрут перемещения специальных транспортных средств по территории аэропорта, — говорит Коршунов. — И не только это. Кроме информации о состоянии двигателя (включен/выключен) система считывает сведения о пробеге ТС, уровне топлива, местонахождении, времени простоя и пр.

Специальных транспортных средств в автопарке казанского аэропорта немало: 157 единиц. К настоящему времени, по информации пресс-службы предприятия, удалось оснастить бортовыми модулями GPS-системы все машины, связанные с обслуживанием пассажиров и воздушных судов. Территориально это перронная часть международного аэропорта. Именно она досконально прорисована на электронной карте.

— Стремимся к максимальной прозрачности, — улыбается Коршунов.

— А люди из автопарка не начали увольняться? Ведь вся их рабочая повседневная жизнь как на ладони. Это никого не смущает? — интересуется корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Я думаю, люди понимают, что это делается в целях безопасности, в том числе для их безопасности, — парирует Коршунов.

Между тем, как рассказали «БИЗНЕС Online» сотрудники аэропорта, внедрение системы позиционирования автотранспорта действительно отразилось на жизни водительского персонала. Раньше случалось, что водители сливали топливо для собственных нужд или заезжали на служебном транспорте попить кофе в разгар рабочего дня. Теперь это невозможно: беспощадная система отслеживает любое телодвижение, и в случае чего по рации раздается окрик диспетчера, благо все машины радированы.

— Были случаи, когда установленные на ТС модули водители даже пытались скрутить или испортить, — рассказывает Игорь Архипов, инженер службы связи аэропорта. — Но система сразу же фиксировала несанкционированный доступ. И тогда в отношении такого водителя делались оргвыводы.

Картинку, отображающую перемещения спецтранспорта и все «санкционированные» или несанкционированные действия водителей, видят в аэропорту всего несколько человек. Как рассказали участники пресс-конференции, после того как информация поступает на сервер, доступ к ней получают технический директор, затем — сменные механики автоколонн, диспетчер оперативной автоколонны, диспетчер транспортной и автоколонн, техники по учету ГСМ и инженер по обслуживанию системы. Всего в штате аэропорта таких инженеров — трое.

— Плюсы от внедрения системы позиционирования автотранспорта можно перечислять долго, — говорит Коршунов. Во-первых, мы существенно повысили уровень обеспечения транспортной безопасности. Во-вторых, смогли сэкономить на расходе топлива и времени простоя техники. Летом такая экономия составляет до 20 процентов, а зимой возрастает до 35 процентов. В третьих, мы оптимизировали рабочее время и водителей, и диспетчеров…

— А во Внуково такая система была, когда там самолет столкнулся со снегоуборочной машиной? — спрашивает корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Такими сведениями не обладаю, — разводит руками Коршунов. — В любом случае до официального окончания расследования говорить на эту тему рано.

ПОЧЕМУ ГЛОНАСС НИКОГО НЕ СПАС?

Была, была такая система в московском международном аэропорту Внуково, когда в ночь на 21 октября 2014 года самолет с главным исполнительным директором энергетического концерна Total Кристофом де Маржери разбился на взлете. Как рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Внуково, в этом аэропорту действуют системы ГЛОНАСС и GPS, которые в момент катастрофы работали исправно. И локатор вроде бы вовремя отобразил перемещение злосчастной снегоуборочной машины, о которую «споткнулось» воздушное судно, и бортовой модуль на ней действовал. Вот только диспетчер-стажер Светлана Кривсун, судя по всему, ничего этого не увидела. Как писали СМИ, причиной могло послужить то, что перемещение снегоуборочной машины, в отличие от самолетов, обозначается на локаторе точкой менее миллиметра в диаметре.

— Из работы самой точной GPS или ГЛОНАСС-системы нельзя полностью исключать человеческий фактор, — считает Денис Кусков, генеральный директор ИАА (информационно-аналитического агентства) TelecomDaily. К примеру, мне часто приходится летать через московский аэропорт Шереметьево, где тоже установлена эта система мониторинга, и я вижу, как человеческий фактор «корректирует» функционирование современных технических средств.

К слову, кроме Шереметьево, Внуково, а теперь и Казани система мониторинга автотранспорта есть в Сургуте, Самаре и даже Бишкеке. Не везде она показала себя равномерно блестящей и эффективной, но, по оценке специалистов, все же принесла ощутимую пользу администрации аэропортов.

— У нас, в отличие от многих наших коллег, программное обеспечение и техническое оборудование системы отечественное, — говорит Коршунов. — Разработчиком и производителем системы позиционирования автотранспорта является российская компания ООО «ТехноКом» со штаб-квартирой в Челябинске. А производителем дополнительных датчиков — и вовсе ООО «Экскорт» из Казани.

— У вас тоже импортозамещение? — спрашивает корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Как-то так само собой получилось, — признается Коршунов.

Конечно, трудно судить о плюсах отечественных программ перед импортными, но одно в них бросается в глаза — точки, обозначающие ТС, все-таки достаточно крупные. И уж точно — больше миллиметра. Так что не ровен час — рассмотреть их на электронной карте можно.

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА С ПРОВОДАМИ

На аэродроме, куда после пресс-конференции вывезли представителей СМИ, работали, как по заказу, сразу несколько транспортных средств. Одно осуществляло встречу только что прибывшего рейса, другое опыляло специальным антигололедным раствором хвост готового подняться в небо самолета.

Журналистов подвели к одной из машин, водитель которой по имени Марат немного смущенно воспринял появление целой медиаоравы с видеокамерами и диктофонами.

— Вот здесь установлен модуль, соединяющий ТС с системой, — ткнул пальцем инженер Игорь Архипов в кабину автомобиля.

Репортеры кинулись фотографировать и снимать внешне ничем не примечательную коробочку с проводами и с надписью «Автограф». Марат, которого коробочкой не удивишь, тихо стоял в сторонке.

— А вам не тяжело работать под постоянным контролем? — набросились на него журналисты из числа тех, кто первым прорвался к заветному модулю и теперь мог позволить себе пообщаться.

— Да нет, — пожал плечами водитель, косясь на руководство, которое стояло здесь же и курировало работу прессы.

— Мании преследования нет? — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online».

Но Марат по-прежнему все отрицал, зато очень дружелюбно улыбался.

В общем-то у водителей казанского аэропорта было время привыкнуть к системе позиционирования автотранспорта. По информации Коршунова, первая машина, оснащенная модулем, вышла на территорию предприятия еще в 2010 году. А в 2015-м система должна завершить свое триумфальное шествие по аэропорту, распространившись на все ТС и на территорию взлетно-посадочной полосы.

Пожалуй, это единственная в практике международных аэропортов система, которую не смущают «неопознанные коробочки с проводами», чья работа и безопасность, наоборот, от них напрямую зависит.

«СИСТЕМА ХРОМАЕТ НА ОБЕ НОГИ»

О том, сможет ли система GPS-навигации и позиционирования служебного автотранспорта обеспечить безопасность пассажиров, корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с экспертами.

Денис Кусков — генеральный директор ИАА TelecomDaily:

— В крупных международных аэропортах, таких, к примеру, как London Heathrow Airport, вся работа выстроена вокруг подобных систем. Это основной, а не какой-то там дополнительный фактор. На мой взгляд, система GPS-навигации должна быть внедрена во всех аэропортах, где большой пассажиропоток и количество рейсов составляет несколько десятков в день. Это действительно позволяет повысить надежность и безопасность, автоматизировать процессы и исключить негативное влияние человека там, где человеческий фактор может быть во вред, а не во благо.

Хотя и в работе системы позиционирования спецтранспорта человеческий фактор полностью не исключен. Например, в аэропорту Шереметьево, чьими услугами мне нередко приходится пользоваться, эта система, на мой взгляд, хромает на обе ноги. Не исключено, что наш российский менталитет корректирует даже то, как работает спутниковый мониторинг. Возможно, что в противном случае нам бы не пришлось краснеть за гибель французского бизнесмена Кристофа де Маржери.

Елена Крылова — начальник пресс-центра ОАО «Аэропорт Внуково»:

С 15 января 2014 года в нашем аэропорту закрыт выезд на перрон для спецтранспорта, не оснащенного оборудованием ГЛОНАСС и GPS. Сама система позиционирования автотранспорта действует во Внуково уже довольно продолжительное время и значительно помогает в повседневной работе.

Катастрофу, связанную с гибелью главного исполнительного директора энергетического концерна Total Кристофа де Маржери, мы не комментируем, пока не закончится следствие. Но применительно к системе навигации могу сказать, что в момент катастрофы она была исправна: работали и локатор, и бортовой модуль на снегоуборочной машине, позволяющий отследить ее передвижение. Почему диспетчер не увидела, где находится транспортное средство, в настоящее время разбирается следствие.

Дмитрий Демидов генеральный директор ИК «Матрица»:

Не думаю, что новая система GPS-навигации способна на 100 процентов обеспечить безопасность спецтранспорта, воздушных судов и пассажиров. Причин этому, как мне кажется, несколько. Во-первых, в информации о продукте нет сведений о наличии системы автоматического предупреждения возможного столкновения (аварий). Значит, человеческий фактор остается и может влиять на работу системы.

Во-вторых, осталось непонятным, как защищена система при работе в разных метеоусловиях. И в-третьих, как мне кажется, такие системы навигации должны иметь тройной запас надежности, который вступает в работу в случае выхода из строя основной системы.

Валерий Береснев
Фото и видео автора