Руководство КФУ накануне озвучило подробности празднования 210-летия университета. Из уст ректора журналисты узнали, что КФУ сам заработал в 2014 году миллиард рублей и что с развития инфраструктуры главный вуз РТ теперь переориентируется на человеческий капитал. Еще ректор рассказал, как он реагирует на комментарии в «БИЗНЕС Online», и предложил тем, кто жалуется в интернете на низкую зарплату в КФУ, дать разрешение обнародовать сведения о ней.
Ректор КФУ Ильшат Гафуров и проректор Ариф Межведилов |
ШАНС НА ВИЗИТ ПУТИНА ОСТАЕТСЯ…
Не дожидаясь вопросов журналистов, ректор КФУ Ильшат Гафуров сам заговорил о том, круглая ли это дата – 210 лет (все университетские мероприятия второй половины года фактически посвящались 210-летию Казанского университета): «Этот год для нас особенный. Будет пять лет, как вуз существует в качестве федерального университета, и, по сути, мы получили совершенно новый формат университета. Поэтому мы подумали в коллективе и приняли решение, что все-таки 210 лет для нас – особое событие, это переломный момент в жизни нашего университета, и мы будем отмечать, хотя, может быть, не так пафосно и широко. Получили поддержку руководства республики».
В нынешнем году дню рождения университета были посвящены более 200 научных конференций, на которых было прочитано более 10 тыс. докладов. В мероприятиях участвовали 2,5 тыс. иностранных гостей, в том числе из дальнего зарубежья. В перечне праздничных мероприятий – заседание ученого совета КФУ 4 декабря, форум ректоров кубинских и российских университетов 4 - 6 декабря, заседание международного научного совета, объединенное с заседанием попечительского совета университета (оно пройдет под председательством президента РТ Рустама Минниханова 6 декабря). Гафуров напомнил, что по традиции юбилей отмечается в стенах самого Казанского университета, в его историческом актовом зале: «Но поскольку у нас коллектив очень большой – порядка 7 тысяч сотрудников и чуть меньше 50 тысяч студентов, такого большого зала в университете нет. Поэтому было принято решение итоговое мероприятие провести в стенах «Татнефть Арены». Впрочем, и там только около 12 тыс. мест, так что в КФУ распределены квоты на них.
Все секреты грандиозного шоу в «Татнефть Арене» ректор Гафуров и проректор Ариф Межведилов раскрывать не стали: «Если мы расскажем сегодня обо всем, будет неинтересно». Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, приедет ли на 210-летие КФУ Владимир Путин? Наша газета писала, что на праздник ожидается визит президента России, об этом «БИЗНЕС Online» сообщили сразу несколько источников в КФУ. Ответ Гафурова на прямой вопрос можно назвать очень дипломатичным: «Вы знаете, что президент страны на юбилеи не ездит. В то же время есть программа посещения президентом страны всех федеральных университетов. Четыре университета он уже посетил. Я думаю, КФУ посетит в 2014 - 2015 году. Скорее всего, в 2015-м».
Как видите, шанс на визит Путина остается.
АМЕРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ ХОТЯТ ЗДЕСЬ ЖИТЬ, А НАШИ – НЕ ХОТЯТ ПРИЕЗЖАТЬ
Западные санкции против России особо не затронули международные связи Казанского университета. Как сообщил профессор Гафуров, в КФУ охотно приезжают и западные ученые: «Санкции немного повлияли на тех, кто хотел к нам приехать с Украины, с Харьковского университета. И из Соединенных Штатов приезжали. И в этом году два студента оттуда к нам поступили, в майках ходят «Я люблю тебя, Россия, я хочу здесь жить».
Какие-то ограничения, по мнению ректора КФУ, могли коснуться лишь тех ученых, которые работают по оборонному заказу. «Возможно, им сказали, что ваши работы в другом вузе, в российском, нежелательны, – предположил Гафуров. – Но прямых запретов нет. Я скажу, что из приглашенных ученых в общей сложности не приехали менее 10 человек, и то полностью не отказались, а перенесли свой приезд на 2015 год. На конференции приезжают все. Было два случая: бывшие наши, которые уехали в свое время в США, не приехали демонстративно. Видимо, они там не очень хорошо устроились и им нужно какое-то политическое подкрепление. Наши студенты и аспиранты востребованы, как они ездили в университеты-партнеры, проводили там до полугода, так и ездят. Все программы пока сохраняются».
МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ ЗАРАБОТАЕМ САМИ
Подробно остановился ректор на бюджете КФУ: «Текущий бюджет нашего университета не сократится, более того, увеличится. Хотя программа развития университета, по которой мы получали каждый год по миллиарду рублей, прекращается именно по завершению 2014 года. Но мы заработаем чуть более миллиарда рублей самостоятельно. То есть мы эти деньги тратили в основном на материальное оснащение, и это материальное оснащение должно сегодня работать уже на университет».
Гафуров сообщил, что вместо завершившейся программы университет получил другую – 5/100, программу повышения рейтинга российских вузов, которые стремятся попасть в Топ-100 мировых университетов-лидеров по международным рейтингам ARWU, QS, THE: «Там суммы чуть меньше, эти программы отличаются. В прошлом году это было чуть больше 600 миллионов рублей, этот проект остается. Но эти программы разные. Если первая программа в основном была рассчитана на улучшение инфраструктуры, то вторая программа, наоборот, ориентирована в основном на привлечение ученых и на вложение в собственный персонал – подразумеваются переобучение, стажировки в зарубежных партнерских университетах, участие в различных конференциях, организация конференций на нашей площадке. Там пропорции 20 на 80, то есть 80 процентов на человеческий потенциал, 20 процентов на различные иные цели, прежде всего на закупку оборудования. Поскольку привлекать топового ученого в пустую лабораторию бессмысленно».
«Наши студенты и аспиранты востребованы, как они ездили в университеты-партнеры, проводили там до полугода, так и ездят. Все программы пока сохраняются» |
«Все-таки не напрасно мы участвовали в проекте глобальной конкурентоспособности по попаданию в Топ-100, – заявил ректор. – Часто задают вопрос: а можно с теми бюджетами, которыми мы оперируем, вообще участвовать, поскольку бюджеты всех наших конкурентов в десятки раз больше, чем наш. Но они и развиваются, и живут в других условиях. И тренд, который мы сегодня имеем, нас обнадеживает. Мы улучшили свои позиции на 50 [пунктов]. Так резко – на 50. Если брать за критерий 2020 год (а по указу президента именно к 2020 году мы должны попасть в Топ-100), то, если мы будем продвигаться по 50 - 60 единиц, эту планку мы возьмем».
ЖУРНАЛИСТ, НАУЧИ СЕБЯ САМ
В Казанском университете, подчеркнул ректор, внимательно следят за тем, что нужно сегодня нашей стране, а что не очень нужно: «Другими словами, мы постепенно начали реализовывать тезис, что следует делать то, что кем-то востребовано, а не то, что мы умеем делать». При этом профессор напомнил, что мир очень быстро меняется и Казанский университет готов вносить изменения и в свои приоритетные направления: «Нас достаточно часто упрекают в том, что мы отдали предпочтение естественно-научному блоку и где-то, может быть, не так сильно финансировали гуманитарный блок. Но жизнь показала справедливость нашего подхода. Потому что те события, которые произошли вокруг нашей страны, еще раз выявили, насколько востребованы научные исследования в естественно-научном блоке, поскольку они работают прежде всего на экономику и на обороноспособность нашей страны».
Коснулся ректор и проблем журфака КФУ, о которых много писала наша газета. «Тема избитая, – констатировал ректор. – Но движение у нас будет всегда, университет будет меняться». Он рассказал, что на журфаке (так и сказал – журфак!) сегодня идет оснащение оборудованием, что вместе с известными агентствами (РИА «Новости» и другими) открываются лаборатории. «Мы их готовы финансировать, – заметил Гафуров. – Работы в этих лабораториях, именных, позволят нашим выпускникам быстрее трудоустраиваться и, самое главное, адаптироваться». Ректор обратился к журналистам, которые часто критикуют уровень подготовки своих молодых коллег – недавних выпускников КФУ: «Если есть реальные предложения, мы готовы их обсуждать. Видите, какой я хитрый. Один из генеральных директоров заметил: ректор очень хитро поступил, когда сказал: раз критикуете – начните учить сами».
Студентка-третьекурсница Высшей школы ИТИС КФУ Сабина Сакаева вместе с коллегами-дизайнерами изобрела фиксатор, который позволяет человеку пережить этап заживления травмированной конечности |
«ИЛЬШАТ, ТЕБЕ НЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТА?»
На пресс-конференции Гафуров напомнил, что газета «БИЗНЕС Online» опубликовала материал об интересных разработках студентки КФУ, предложившей замену гипсу. А также рассказал, как реагирует на комментарии в нашем издании: «Я их, кстати, читаю, делаю выводы. Любая критика, любая жалоба заставляет задуматься о тех действиях, которые ты совершаешь, насколько это востребовано. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет, что одно дело – задавать вопросы вот в таком (как пресс-конференция) формате, и совершенно другое – когда пишет какой-нибудь аноним. Поэтому я не отвечаю в «БИЗНЕС Online». Хотя было желание рассказать, особенно когда говорят, что университет живет на те средства, которые с неба падают. Ни копейки нам никто не подарил… Еще не было человека, который бы сказал: «Ильшат, тебе не нужны деньги? Ты не хочешь в университете что-то открыть или развить?» Ни от одного не слышал. Нам каждый рубль достается очень тяжело и долго. Мы каждый раз должны доказывать свое право на существование и свое право на развитие. И мы платим налогов не меньше, чем компания господина Барышева (ЗАО «Эссен Продакшн АГ» – прим. ред.) Мы платим больше налогов в консолидированный бюджет республики!»
БУДЕМ ПУБЛИКОВАТЬ ВСЕ НАШИ ТРАТЫ: ЧТО ПОКУПАЕМ, ПО КАКОЙ ЦЕНЕ, У КОГО
Ответил Гафуров и тем комментаторам «БИЗНЕС Online», которые возмущались официальными цифрами зарплат в КФУ: «Сведения о заработных платах мы можем публиковать. Мы их не открываем по персоналиям только потому, что это запрещено действующим законом. Каждый, кто пишет, что в университете он не получает такую зарплату, пусть придет, мы ему откроем данные, либо даст разрешение обнародовать эти сведения».
«Мы вообще сейчас приняли решение, так же, как правительство нашей республики, – сообщил Ильшат Рафкатович, – все отчеты, за исключением того, что запрещено законом, публиковать. Все хоздоговоры, номера, с кем мы заключили… все наши траты, все, что мы покупаем, по какой цене покупаем, у кого покупаем. Когда к нам приезжают проверяющие, нам очень легко. Они нам делают письменный запрос: дайте нам то-то. Я пишу ответ: сайт такой-то, там все открыто. Если вы этому не верите, придите, посмотрите».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.