Сегодня о создании реестра компаний с иностранным участием в Татарстане заявил председатель ТПП РТ Шамиль Агеев. Эта Белая книга будет доступна с 1 января 2015 года. Но параллельно, судя по всему, появится и черный список: как рассказал Агеев «БИЗНЕС Online», всего в республике 1,4 тыс. совместных предприятий, но лишь у 400 из них актуальны адреса регистрации. У новшества несколько задач, в том числе поддержка иностранного бизнеса на территории РТ, а также попытка выявить сомнительных партнеров. Эксперты отмечают, что для крупных проектов зеленый свет включается на уровне правительственных структур, а вот на уровне среднего, не говоря уже о малом бизнесе, задачи поддержки как раз-таки актуальны.
РЕЕСТР «БИЗНЕС-АГЕНТОВ» ЗАРЕГИСТРИРУЮТ С ЯНВАРЯ
Торгово-промышленная палата Татарстана в январе 2015 года создаст реестр предприятий с иностранным участием. Об этом сегодня «БИЗНЕС Online» рассказал председатель ТПП РТ Шамиль Агеев. Реестр создается для того, чтобы владеть реальной статистикой по количеству иностранных компаний в Татарстане, знать вид деятельности, учредителей и руководителей таких фирм. Основная цель – обеспечить равные права для всех предприятий Татарстана при участии в конкурсах на получение государственных заказов, контрактов, льгот, а также при распределении грантов.
«Мы проанализировали прошлый год, в Татарстане насчитывается 1,4 тысячи предприятий с иностранным участием. Стали искать адреса, и только у 400 компаний нашли совпадения адресов с названиями. Для того чтобы оказывать содействие компаниям с иностранным участием в Татарстане, мы хотим выйти с инициативой создания этого реестра», – рассказал Агеев. Кроме того, одной из причин создания реестра стали недобросовестные иностранные партнеры. Бывает, что ТПП, по словам Агеева, приходится буквально выколачивать долги с предприятий с иностранным участием. А реестр поможет обрисовать картину, с какими зарубежными компаниями Татарстана могут возникнуть проблемы.
Инициатива создания реестра уже одобрена правительством Татарстана. Сейчас подготовили положение, регламент, рассказал Агеев. Регистрировать реестр в минюсте планируется в начале 2015 года. «Мы направляли наше предложение президенту, он перенаправил его кабинету министров. Ответ кабинета министров у нас есть – они считают это целесообразным», – говорит председатель ТПП.
ПО ПРИМЕРУ ВЕНГРИИ
Идея создания реестра пришла из-за границы – по словам Агеева, подобный реестр ведет венгерская ТПП. А к принятию решения о создании реестра подтолкнули проблемы, которые зачастую возникают у предприятий с иностранным участием, например, недобросовестное отношение иностранных партнеров к бизнесу.
Только за 10 месяцев 2014 года в ТПП РТ поступило 4076 обращений от бизнесменов по разного рода вопросам. «Проблемы возникают разные, – говорит Агеев. – Сейчас мы должны привлекать активных бизнесменов. Активными бывают иностранцы, те же турки. В выступлении президента прозвучало, что в Татарстане существует 280 предприятий с турецким участием. Надо смотреть, как содействовать и чем их «закрепить», чтобы они технологии привлекали сюда, а не чтобы заработанный в Татарстане капитал через них уходил за рубеж. Вы же дали материал о беглом капитале, а мы об этом думаем уже давно».
На днях делегация Татарстана во главе с президентом Рустамом Миннихановым побывала с двухдневной рабочей поездкой в Турции |
«НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ, НАКОНЕЦ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ»
Отметим, что на минувшей неделе делегация Татарстана во главе с президентом Рустамом Миннихановым побывала с двухдневной рабочей поездкой в Турции. Там были подписаны два важных для республики соглашения, одним из которых было соглашение между ТПП Анкары и Татарстана.
Сегодня на брифинге, посвященном рабочему визиту в Турцию, председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана отметил, что в связи с ростом доллара фактически останавливается процесс модернизации. «Нам очень важно, чтобы сюда входили со своей техникой и технологиями. Сложность какая? Сейчас в связи со скачком доллара фактически процесс модернизации останавливается. Если предприятие, допустим, за свое оборудование должно было платить 100 миллионов, теперь оно должно платить 130. Где эти средства найти? Без оборудования и технологий ничего не получается, – заявил Агеев. – Думаю, в этих условиях должно быть прописано: хотите участвовать в конкурсе – открывайте у нас совместное производство». Это, по его мнению, поможет избежать последствий падения рубля и в то же время будет толкать вперед модернизацию производства.
Основной целью рабочего визита в Турцию, по словам Агеева, было донести до руководства страны необходимость развития промышленной политики и поддержки отечественного производства. «Мы убедились, что в Турции очень здорово поддерживают своего производителя, – сказал Агеев. – Для нас было главным донести до руководства республики и страны, что нужно заниматься, наконец, промышленной политикой и поддерживать своего производителя. Без этого ничего не будет».
ИНОСТРАНЦЫ САМИ ПО СЕБЕ В РОССИЮ НЕ ХОДЯТ
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты в целом положительно отнеслись к новшеству: если иностранный капитал таким образом получит какую-то поддержку, это лишь плюс.
Эдуард Зяббаров – управляющий партнер юридического агентства ЮНЭКС:
- Мы имеем большой опыт консультирования иностранных компаний в области налогового права. Если речь идет о компаниях, созданных по российскому законодательству, а иностранное лицо является лишь участником или акционером, то никаких нюансов в налогообложении не возникает (за исключением уплаты налога с дивидендов). Такие компании платят налоги так же, как любая российская компания. Если же иностранная компания напрямую ведет деятельность в России, то каждое место ведения бизнеса (например, строительная площадка) является отдельным налоговым представительством и нюансов в налогообложении довольно много. Например, если иностранное лицо по одному представительству получило прибыль, а по другому представительству убыток, то российское законодательство не позволяет сформировать общий финансовый результат, что затрудняет ведение бизнеса. Что касается списка ТПП, то в сегодняшних экономических и политических реалиях я ничего позитивного не вижу. Западный бизнес и так уходит из России. О какой недобросовестности компаний с участием иностранного капитала может идти речь, я не понимаю.
Антон Сайфутдинов – гендиректор УК «Шелковый путь»:
- С ситуацией я знаком, и действительно иностранные компании нуждаются в правовой, сервисной поддержке для решения всех вопросов, связанных с регистрацией бизнеса, недвижимости, оформления прав и так далее. Когда они «заходят» в Россию, то просто теряются и без сопровождения не работают. Даже регистрация бизнеса в некоторых странах – простая формальность, у нас же процесс будет, так скажем, посложнее. Все процедуры сложные.
Поэтому если сюда приходит иностранный бизнес, значит, у него здесь есть партнер. Таких энтузиастов, чтобы попробовать создать здесь все самостоятельно, я просто не видел. Сопровождают всегда партнеры. И в инициативе ТПП, возможно, как раз и можно увидеть такое партнерство для тех, кто пытается инвестировать в России, но не знает как и выбирает себе партнера. Как раз в этом роль ТПП. Ведь крупный бизнес, как правило, сопровождается на уровне правительства, и там везде зеленый свет. А если речь идет о малом, да даже о среднем бизнесе, здесь просто так зайти нереально, нужен партнер.
Алихан Хашиев – генеральный директор ООО «Стиль», руководитель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ в южном регионе Татарстана:
- Компаний с иностранным участием в Татарстане достаточно много, но я не совсем понимаю, зачем их вносить в специальный реестр. Если это будет сделано с целью придания им особого статуса, то почему компании с иностранным участием должны иметь какие-то преференции перед другими? Если для того, чтобы вести за ними особый надзор, то чем они хуже других? В чем их оригинальность? Я считаю, что все компании, независимо от состава участников, должны работать по единому для всех закону. Выделять компании с иностранным капиталом не стоит.
Не думаю, что компании с иностранным участием испытывают у нас в республике какие-то сложности. Если они работают в рамках закона, то никаких проблем у них не будет. Есть закон об акционерных обществах, Налоговый кодекс – фирмы должны их придерживаться. Поддерживать же компании можно по отраслевому принципу, допустим, пищевую промышленность – по территориальному, через уже существующие инструменты, доступные и местному бизнесу.
Александр Лаврентьев – президент ассоциации предприятий и предпринимателей Республики Татарстан:
- Мы давно добиваемся создания такого каталога, и ранее вопрос обсуждали с Шамилем Агеевым. Нам важно знать, с какими партнерами работает Татарстан. Компаниям, которые сейчас работают в республике, тоже нужна поддержка. Вы посмотрите, особая экономическая зона «Алабуга» в деньгах дает 80 процентов всех объемов, чем все остальные вместе взятые. Там созданы условия, и бизнес туда идет, в таких зонах компании себя хорошо чувствуют, это своеобразные тепличные условия. «Алабуга» – своеобразная целенаправленная помощь правительства, а каталог – это еще один шаг.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.