КОМПАНИЯ, АКЦИОНЕРАМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАТАРСТАНА И КАПО, РАСПРОСТРАНИЛА ЗАЯВЛЕНИЕ О СВОЕМ КРИТИЧЕСКОМ ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ
Один из громких проектов, в котором участвовал Татарстан, находится на грани краха. Финансовая лизинговая компания, одним из акционеров которой является правительство Татарстана и КАПО им.Горбунова, допустила два дефолта по евробондам на $250 млн. и сейчас не исключает возможности банкротства.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЛИДЕР
ОАО “Финансовая лизинговая компания” в 1997 году учредили Татнефть, банк “Зенит” и инвестиционно-финансовая компания “Солид”. Тогда основное направление деятельности компании было связано с перевооружением мощностей российских заводов ВПК, в первую очередь в области авиастроения. Вскоре в 2001 году ФЛК выигрывает тендер правительства РФ на получение государственной поддержки лизинговых программ в области гражданской авиации. В обмен на бюджетную поддержку компания передала государству контрольный пакет акций (58%). Вскоре государство увеличивает свой пакет до 77,5%, а уставный капитал — до 7 млрд. рублей. В
ВМЕСТО САМОЛЕТОВ ИНВЕСТИЦИИ В НЕДВИЖИМОСТЬ
Выиграв в 2002 году федеральный тендер, ФЛК начинает специализироваться на лизинге среднемагистральных самолетов Ту-214, выпускаемых КАПО. ФЛК также объявляла, что совместно с компанией "Сухой" будет продвигать последнюю разработку отечественного авиапрома - российский ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. В 2003 году ФЛК заручается поддержкой тогдашнего министра промышленности, науки и технологий РФ Ильи Клебанова, который становится председателем совета директоров.
Но желаемых результатов это все равно не приносит. ФЛК не удалось особо преуспеть в лизинге самолетов ни Туполева, ни Сухого. К 2005 году на ее счету было всего три сделки с Ту-214.
В 2008 году после перехода контрольного пакета ОАК, была проведена ревизия ФЛК, в результате которой выяснилось, что компания занималась не столько лизингом воздушных судов и оборудования, сколько финансовым посредничеством и инвестициями в недвижимость, сообщает газета "Ведомости". Также стало известно и о факте возбуждения уголовного дела по факту вывода средств.
КАК ФЛК НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ ВОЕВАЛА
Летом 2005 года Финансовая лизинговая компания оказалась в центре еще одного скандала. Депутат Госдумы Александр Сысоев направил в генпрокуратуру РФ запрос с просьбой расследовать факт вывода из уставного капитала ФЛК 1,37 млрд. рублей.
В газете "Время и Деньги" эта операция была описана таким образом: "ФЛК получила денежные средства от размещения своих акций у частных инвесторов - ОАО “ Татнефть ” и банка “Зенит”, подтвердила тем самым свою финансовую устойчивость, получила в результате государственное финансирование, а затем передала долю частных инвестиций в доверительное управление банку “Зенит” и беспроцентный заем ОАО “ Татнефть ”. Как писала газета, после прекращения договора о доверительном управлении с банком “Зенит” на баланс ФЛК были переданы активы в форме векселя ЗАО "ИФК “Солид” и акций ОАО “Ак Барс”. В дальнейшем они были обменены на менее ликвидные. Средства, которые были предоставлены в заем Татнефти , также не вернулись ФЛК. После нескольких договоров на балансе ФЛК осталась задолженность компаний АО “Бета-Лизинг” и АО “ТрансЛизингИнвест”, которые стали акционерами ФЛК вместо Зенита и Татнефти . Так имущество ФЛК уменьшилось минимум на 750 млн. рублей.
Вслед за депутатским запросом в федеральных СМИ последовал ряд публикаций с такими броскими заголовками как “Татары против русских. Наш авиапром превращается в Куликово поле” (Правда.ru), “Шаймиев собирает финансы под оранжевую революцию в Татарстане?” (scandaly.ru) и "В авиапроме назревает "Куликовская битва"" (Известия)
По мнению экспертов, тогда информационная атака на ФЛК были вызваны возбуждением уголовного дела в отношении гендиректора конкурирующей с татарстанцам лизинговой компанией ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) Александра Рубцова и ареста 60% акций. "Ильюшинцы" считали, что за тем арестом стоят татарстанские конкуренты. Но вскоре конфликт был исчерпан.
КОГДА СЛОВО НЕ КУПЕЧЕСКОЕ
В течение 2007 – 2008 гг. ФЛК размещает евробонды на $250 млн. (в июне
В конце 2008 года пришло время платить по облигациям, и ФЛК допускает свой первый дефолт по выплате купонных доходов по CLN и LPN. Не улучшилось самочувствие у Финансовой лизинговой компании и спустя полгода. В июне компания допускает второй техдефолт, не найдя средств для проведения выплат.
В мае от безысходности организатор размещения BCP Securities LLC пишет письмо премьеру Владимиру Путину и двум вице-премьерам - Сергею Иванову и Алексею Кудрину - с просьбой "разобраться в ситуации". В письме напоминается, что в общей сложности кредиторы ФЛК вложили в экономику России около $100 млрд.
Не удалось получить поддержку инвесторам и у главного акционера ФЛК — государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Так, президент ОАК Алексей Федоров в письме, опубликованном в газете "Ведомости" сообщает, что "держатели облигаций ФЛК предложили перевести весь долг на ОАК или выдать гарантии от имени ОАК или правительства России на новые облигации. Но такой вариант неприемлем. ОАК не имеет ни юридических, ни каких-либо других оснований принимать на себя обязательства <...> ФЛК". Интересно, что при размещении евробондов частью пакета документов были письма за подписью Федорова и министра транспорта Игоря Левитина, гарантирующие поддержку и содействие ОАК в целях своевременного выполнения финансовых обязательств ФЛК.
Финансовая лизинговая компания в этой ситуации не находит ничего лучшего как распространить 1 июля заявления о том, что "в компании поменялась команда менеджмента - и руководство имеет твердое намерение серьезно работать для выработки решений по выходу компании из кризисной ситуации. При этом важно понимать, что компания находится в очень сложной ситуации, и без содействия и понимания кредиторов нельзя исключить ее банкротства".
БИЗНЕС Online
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.