777.jpg
Ильшат Гафуров

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ПОЛУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

— Ильшат Рафкатович, по-вашему, есть ли реальная польза от таких конкурсов, как «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», «Идея-1000», для науки и промышленности Татарстана?

— Основная цель конкурса — не столько развитие науки, сколько выявление результатов научных исследований, имеющих коммерческую привлекательность. Таким образом, конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан» является как бы ежегодным смотром достижений научных и научно-образовательных центров Татарстана. Одним словом, польза, несомненно, есть. По той простой причине, что и конкурсанты получают определенный опыт, и мы — руководители образовательных учреждений — узнаем об интересных проектах, которые они инициируют. Проекты разрабатываются по множеству направлений, которые определяются по номинациям. К примеру, есть номинации, связанные с социально-экономическим развитием нашей республики, с инновациями в образовательной системе. Иными словами, конкурсанты могут попробовать себя в качестве новаторов, предложить свои пути решения для развития в той или иной области. Разве в этом не может быть пользы?

— Сколько студентов КФУ участвует в этих конкурсах? И поощряет ли университет участвующих в конкурсах студентов?

— Дело в том, что данный конкурс не ориентирован только на студентов, в нем может участвовать любой гражданин, а тем более научные и научно-педагогические сотрудники вузов. Если посмотреть перечень проектов по конкурсам 2012 - 2013 годов, то там число заявок, инициированных студентами, как правило, не менее 20 процентов.

Так как этот конкурс организуем не мы, а инвестиционно-венчурный фонд РТ, то и поощрение победителей производится от организаторов конкурса. Что касается поощрения участников от университета по нашей организации, то мы используем следующий принцип. Как правило, результаты, заявляемые на конкурс, — это итоги работ определенных научных коллективов, в которых работают авторы заявок. В связи с этим мы стараемся поддерживать эти коллективы через систему премирования на основании рейтинга, учитывающего в том числе и количество участников в конкурсе. Материальный стимул, конечно, важен. Но мы понимаем, что для человека ищущего, способного (а участники конкурса, без сомнения, обладают этими качествами) не менее важно дальнейшее развитие. И если мы видим потенциал этих людей, перспективу разрабатываемого ими направления, мы помогаем вывести их идеи на коммерческий уровень. Для этого в университете создаются малые инновационные предприятия. И в принципе, победители конкурса получают возможность дальнейшего развития.

— Назовите наиболее интересные с научной точки зрения студенческие работы, участвовавшие в конкурсах.

— Еще раз повторю, что основная цель конкурса, хотя он и предполагает научную новизну и научную проработанность, — выявление в данных работах коммерческой значимости проектов, вероятности внедрения этих научных результатов в реальный сектор экономики нашей республики и страны в целом.

Да, конечно, можно отметить интересные, и не только с научной, но и с коммерческой точки зрения. То есть те проекты, на основе которых оказалось целесообразным создание инновационных предприятий с производством конечной продукции. К примеру, проект инжиниринго-консалтингового центра «Утилизация отходов» для повышения экологической эффективности предприятий РТ. Или проект Driver 3D*, разработанный компанией «Вайтл Код», — это веб-сервис для виртуального обучения вождению автомобиля по городам России и обучению правилам дорожного движения. И многие другие. Это проекты, имеющие прикладное значение.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ НУЖДАЮТСЯ НЕ СТОЛЬКО В ИДЕЕ, СКОЛЬКО В РЕАЛЬНОМ ПРОДУКТЕ

— Сколько всего было победителей от КФУ?

— В данном конкурсе мы участвуем с 2005 года. Число подающих заявки от представителей Казанского федерального университета ежегодно увеличивается в среднем на 5 - 7 процентов. За последние 5 лет сотрудниками и студентами КФУ подано около 400 заявок на конкурс. Порядка 120 проектов стали победителями, при этом следует учесть, что итоги текущего года еще не определены, мы надеемся, что число победителей у нас увеличится. Как правило, наши участники ежегодно побеждают в 6 - 7 номинациях конкурса. Но хочу отметить одну деталь: насколько нам известно, технические вузы подают больше заявок по проектам, и это понятно. Но в последние два года победителей среди наших конкурсантов все же больше.

— Какое развитие получили эти проекты-победители? Есть ли внедренные идеи?

— Как я уже говорил, по результатам участия в данном конкурсе победители, как правило, организуют малые инновационные предприятия, целью которых и является внедрение заявленной в проекте научно-технической продукции работ или услуг. Всего было создано порядка 20 инновационных компаний для внедрения разрабатываемой ими продукции.

Вместе с тем в Казанском университете создано еще 44 хозяйственных общества уже с участием КФУ в уставном капитале. Основная цель этих компаний — коммерциализация интеллектуальной собственности, принадлежащей университету. Университет сегодня из чисто образовательного учреждения превращается в образовательно-научно-исследовательский центр, и при нем обязательно должны быть опытные производства, где мы идею доводим до конкретного рыночного продукта, поскольку производители нуждаются не столько в идее, сколько в реальном продукте. Они могут выслушать идею, но не всегда готовы за нее платить. А когда они видят, что этот товар можно начать производить и получать дополнительную прибыль, в этом случае появляется заинтересованность.

— Как оцените размер конкурсных «премиальных»: он достаточен или надо сделать денежные поощрения более весомыми?

— Я бы не стал оценивать конкурс сугубо с материальной точки зрения, если помните, раньше вообще только дипломы вручали. Конечно, на 50 тысяч рублей бизнес не построишь, но конкурс — это площадка, на которой дается возможность заявить о себе, о своих идеях. Ну и хороший старт для будущего, ведь за конкурсом внимательно следят и потенциальные работодатели, и научная общественность.

— Как вы полагаете, должно ли государство выступать заказчиком на инновации или спрос должен определяться только рынком?

— Должно быть и то и другое. Когда нам говорят, что рынок все сам отрегулирует, это очень упрощенное понимание рынка и рыночной экономики в целом. В конечном счете именно государство должно определять интересные проекты с точки зрения потребностей страны. В конце концов, это вопрос нашей с вами безопасности.

— Насколько в целом плодотворно сотрудничество КФУ и ИВФ? У него ежедневный формат или «от мероприятия до мероприятия»? Хотели бы вы как-то улучшить это сотрудничество?

— На мой взгляд, вопрос состоит не в том, чтобы мы ежедневно почти как одно предприятие работали вместе с ИВФ РТ. У наших организаций в целом отличаются как цели, так и основные решаемые нами задачи. Главное, чтобы организаций, подобных инвестиционно-венчурному фонду РТ, основная цель которых — содействие инновационному развитию экономики, становилось бы как можно больше. И все они использовали бы различные механизмы поддержки научных, коммерчески перспективных исследований.

*Драйвер 3Д

Некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»

12+