На пресс-конференции в Камаловском театре рассказали о программе VI фестиваля «Ремесло»

«ТЕМЫ ДАЛЬШЕ КУХНИ НЕ ИДУТ»

В основную программу VI «Ремесла» вошли 12 спектаклей, поставленных режиссерами из Казани, Набережных Челнов, Мензелинска, Туймазы и Альметьевска. По словам завлита театра им. Камала Нияза Игламова, все спектакли очень разные, «есть и западноевропейская классика, и современная татарская пьеса, и пьесы для детей, и кукольные спектакли, и «новая драма».

Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев на встрече с журналистами пребывал в прекрасном расположении духа. На вопрос, до какого возраста режиссер может считаться молодым, он с улыбкой ответил: «До 50 лет». Но тут же серьезно добавил: «Это 6-й по счету фестиваль, можно сказать, что ситуация с молодой режиссурой расширяется. В Казани молодая режиссура набирает обороты, и мы пригласили достаточно авторитетных на сегодня театроведов, критиков — нам небезынтересно, что скажут они по поводу ситуации с молодой режиссурой в Татарстане». Коллегию критиков 6-го фестиваля «Ремесло» возглавит председатель экспертного совета всероссийской театральной премии-фестиваля «Золотая маска» в 2015 году Александр Вислов. Помимо него и Игламова спектакли «Ремесла» посмотрят ведущий специалист кабинета театров для детей и театров кукол союза театральных деятелей России Алексей Гончаренко, театральный критик из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева и заместитель директора Екатеринбургского театра юного зрителя Олег Лоевский.

Фарид Бикчантаев
Фарид Бикчантаев: «Мы пригласили достаточно авторитетных на сегодня театроведов, критиков — нам небезынтересно, что скажут они по поводу ситуации с молодой режиссурой в Татарстане»

В рамках фестиваля впервые пройдет драматургическая лаборатория: в течение недели четыре драматурга совместно с режиссерами из разных городов страны подготовят четыре эскиза или даже пьесы. То, что в конечном итоге получится, будет представлено в виде читок перед публикой. «Это фактически такое застолье перед репетицией, — сказал Игламов и добавил. — Минимум 50 процентов современных режиссеров стали режиссерами по второй профессии. В режиссеры приходят из актеров, из журналистов, из театроведов, из филологов, из других смежных областей, из химии — откуда угодно». «Мы начали понимать, что нужно более активное вмешательство в творчество драматургов, — продолжил Бикчантаев. — Мы попытаемся «поженить» режиссера с драматургом, драматургическим текстом, чтобы они совместно сделали этот текст более приемлемым для драматического искусства. То, что мы пока читаем, — это все на уровне тем, редко идей. А темы дальше кухни, к сожалению, не идут».

Нияз Игламов
Нияз Игламов: «Мы хотим, чтобы в Казани возник некий театр национальной драматургии»

«ДАЖЕ В ЛОНДОНЕ НИ НА ЧТО, КРОМЕ МЮЗИКЛОВ, НЕ ХОДЯТ»

На сегодня в России, по словам участников пресс-конференции, существуют три драматургических центра — это Тольятти, Москва и Екатеринбург. Там развивается так называемый «поисковой театр». Что касается театра репертуарного, то его основу зачастую составляют «жизнерадостные, бойкие и непобедимые комедии». «Или слезливые мелодрамы вроде осеменившей всю театральную жизнь пьесы Марии Ладо «Очень простая история» — только в Татарстане она шла в пяти театрах, — говорит Игламов. — Мы хотим, чтобы в Казани возник некий центр национальной драматургии. В первую очередь должен возникнуть некий драматург, гуру, который посвятит жизнь этому. Идея должна идти со стороны пишущих людей, только потом должны подключаться театры».

Предположение журналиста о том, что любовь к комедиям и мелодрамам — особенность исключительно татарского зрителя, Бикчантаев назвал мифом: «Мне кажется, здесь нет разделения на татарского и российского зрителя. Это, извините за выражение, полная ерунда. Посмотрите по московским театрам — от силы пять спектаклей можно набрать, на которых можно посидеть, поразмышлять, сломать голову немножко. Зритель везде одинаковый. Даже в Лондоне, в театральной столице мира, ни на что, кроме мюзиклов, не ходят». Бикчантаева также спросили о том, почему драматургия в Казани отстает от реальной жизни. «Это не только в Казани, везде отстает, — ответил он. — Это было всегда и будет всегда. Драматургия и театр — они всегда отстают. От вашей газеты — точно. За вами нам не угнаться никогда».

Вопрос корреспондента «БИЗНЕС Оnline» о том, какие татарстанские пьесы и режиссеры могут быть интересны на российской сцене, вызвал дискуссию среди самих участников: «Татарстанские или татарские?», «Может быть, те, кто родом из Татарстана, а потом уехал?», «Или те, кто говорит и пишет на татарском языке?» «Известность театров Татарстана на общероссийском театральном рынке повышается, — все-таки ответил Игламов. — В стране известно четыре-пять татарстанских театров — это больше, чем 10 лет назад. Одна из причин — активное участие в фестивалях, потому что другого пути заявить о себе в России фактически нет... «Приглашаемость» татарских режиссеров и русских режиссеров из Татарстана напрямую зависит от известности в России. Известность дают две вещи — либо это школа, либо участие в театральной жизни, фестивалях, лабораториях. Другого пути нет. К сожалению, многие театры Татарстана существуют только внутри Татарстана, это чисто местные радости. Но никто не говорит, что это проблема».

Когда Игламова попросили определить, на каком этапе находится Татарстан в «рейтинге» театральных городов, критик признался, что ответить затрудняется: некогда рейтинговая в театральном плане Самара сдает свои позиции, Екатеринбург передал лавры Перми... «Есть рейтинговые театры, есть рейтинговые спектакли, но нет «средней температуры по больнице», — сказал он. — Вот попробуйте сравнить Казанский оперный театр и Набережночелнинский театр кукол. Или Мензелинский театр и театр имени Качалова. Вся жизнь, история и репутация театра — это жизнь, история и репутация спектакля. Нужно больше хороших спектаклей».