Мидхат Курманов собрал журналистов , чтобы подвести своеобразные итоги расследования по уголовному делу в отношении своего сына
Мидхат Курманов собрал журналистов, чтобы подвести своеобразные итоги расследования по уголовному делу в отношении своего сына

«У МЕНЯ ПРОСТО ЛОПНУЛО ТЕРПЕНИЕ...»

Традицию подводить итоги года в декабре сегодня поддержал бывший министр юстиции Мидхат Курманов. Он собрал журналистов на пресс-конференцию, чтобы подвести своеобразные итоги прокурорского расследования по уголовному делу в отношении своего сына Ильдара Курманова. Напомним, в настоящее время Курманову предъявлены обвинения по 6 статьям: ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), ст. 174. 1 УК РФ («Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»), ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве»), ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями») и ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»).

— Сейчас у меня просто лопнуло терпение, у меня другого выхода нет, и я буду бороться через вас, — заявил Курманов, обращаясь к журналистам. — Я за это время успел проконсультироваться с ведущими юристами России, они однозначно говорят о том, что это гражданско-правовой спор. Если бы у Ильдара отец не был министром юстиции, никакого уголовного дела бы не было!

30 октября исполнился ровно год с экстренной пресс-конференции прокурора Илдуса Нафикова. Он сообщил, что Ильдара Курманова подозревают в получении взятки в 47 млн. рублей от «Леруа Мерлен». По словам прокурора, при строительстве торгового здания в центре Казани в октябре 2011 года к французским инвесторам, которые приступали к подключению к инженерным сетям электроснабжения, с предложением своих услуг обратился Курманов, представившийся начальником юридического отдела министерства энергетики РТ. Он свел инвесторов (французы действовали через контролируемого ими собственника земельного участка ООО «Интеллект и право») с ООО «СЭМ», которое должно было решить все технические вопросы, а также выполнить строительно-монтажные работы по подключению и прокладке коммуникаций. Компания «Леруа Мерлен» согласилась и с декабря 2011-го по март 2012 года перечислила на счета компании аванс — 47 млн. рублей. Однако работы, согласно утверждению французской компании, так и не были завершены.

Ильдара Курманова подозревают в получении взятки в 47 млн. рублей от «Леруа Мерлен»
Ильдара Курманова — сына экс-министра юстиции, обвиняют в мошенничестве

— Прокурор во время пресс-конференции оперировал теми фактами, которые были известны на тот момент, — объяснил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев позицию ведомства. — Прокурор придал огласке ровно то, что было в материалах проверки.

Сам обвиняемый говорит о том, что договоры с французами были выполнены в полном объеме. Курманов считает, что благодаря ему были сэкономлены деньги компании, гипермаркет в Казани открылся на год раньше, а заказчик якобы сам неоднократно нарушал договоренности.

Весь год газета «БИЗНЕС Online» внимательно следила за ходом спора семейства Курмановых и французской компанией. В какой-то момент конфликт даже вылился в эпистолярный жанр — Курмановы вступили в своеобразную переписку с представителями «Леруа Мерлен» в нашем издании. За это время аргументы сторон изменились незначительно. Сегодня Мидхат Мазгутович предоставил журналистам целый пакет документов, доказывающих, по его словам, что его сын выполнил агентские договоры и сделал все возможное для того, чтобы помочь французам «зайти» в Казань.

Восстановить детали версии Курмановых можно, изучив письмо, которое обвиняемый направил в адрес нашего издания в ответ на заявление ретейлера, обеспокоенного тем, что семья бывшего министра не дает пояснений, куда делось имущество и деньги компании.

Сегодня Мидхат Курманов рассказал, на что были потрачены деньги.

— Твердо запишите себе расход 47 миллионов рублей, — сказал Курманов. — Потому что все интересуются: куда эти деньги делись? Из этих денег была выплачена заработная плата — 4,3 миллиона рублей (в фирме работали 29 сотрудников прим. ред.). 3,5 миллиона рублей ушло на выплату налогов. Приобретена техника на 12,5 миллионов рублей: два автомобиля «УАЗ», купили «ЗИЛ» и «КАМАЗ», трактор и Mercedes (представители компании «Леруа Мерлен» сообщали, что иномарка элитной комплектации была куплена «для какой-то девушки»). А теперь оказывается, что эти деньги добыты преступным путем, якобы Ильдар их легализовал.

Также, по данным Мидхата Мазгутовича, его сын на 5 млн. рублей купил трубы, 26 млн. рублей перечислил на приобретение кабеля и электротехнической продукции. Деньги были потрачены и на взносы в СРО, что, по словам Курманова, в очередной раз доказывает — фирма не была однодневкой.

— У фирм-однодневок нет ни директора, ни помещения, — продолжает Курманов. — А у них даже СРО была! Фирма действительно работала, была зарегистрирована 15 марта 2011 года и заработала помимо этого 15 миллионов рублей.

Как объяснил «БИЗНЕС Online» Курманов, «УАЗ», трактор и «КАМАЗ» уже проданы, но они были проданы до введения в отношении фирмы «СЭМ» конкурсного производства.

«ПРОКУРОР ДОЛЖЕН БЫЛ ИЗВИНИТЬСЯ...»

Курманов сегодня сосредоточился на рапорте прокуратуры, после которого Нафиков провел пресс-конференцию. По мнению бывшего министра юстиции, прокурора ввели в заблуждение. После отказа в возбуждении уголовного дела, который прокуратура сочла законным, в рапорте от 30 октября появились буквально три новых наблюдения надзорного органа (условно три пункта можно обозначить как «обналичивание средств», «трубоукладчики» и «фирма-однодневка»).

Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Руслан Шакирзянов пишет: «ООО «СЭМ» создано искусственно с целью получения незаконных денежных средств, а не для занятия коммерческой деятельностью, о чем также свидетельствует неисполнение сотрудниками данной фирмы в течение продолжительного времени обязательств по предоставлению в аренду двух трубоукладчиков и невозврат перечисленных им денежных средств». Изучив рапорт, Нафиков заявил журналистам, что расценивает действия Курманова «не иначе как взяточничество в особо крупном размере, которое попадает под статью 290 УК РФ».

Мидхат Курманов продемонстрировал журналистам переписку с юристами «Леруа мерлен»
Мидхат Курманов продемонстрировал журналистам переписку с юристами «Леруа Мерлен»

— Если бы у нас было правовое государство, то прокурор, который публично заявил о том, что видит состав преступления по взяточничеству, должен был извиниться сразу же после того, как возбудили уголовное дело по мошенничеству, — заявил Курманов. — Причем я никаких претензий к Нафикову не имею! Его подставили, написав этот рапорт. Ну Ильдар ведь не совсем идиот, чтобы учредителем фирмы сделать мать, директором — тестя и всех кинуть! Значит, он намеревался работы выполнять!

Кроме того, что Курмановы категорически не согласны с версией следствия об обналичивании средств «Леруа Мерлен» и позицией следствия, по которой фирма «СЭМ» являлась однодневкой, особое негодование у Мидхата Мазгутовича вызывают трубоукладчики. Договора об аренде трубоукладчиков у фирмы «СЭМ» нет, денежные средства, которые якобы перечислили за аренду, никак не отражены. К слову, это действительно подтверждает следственный комитет, указывая в своем постановлении следующее: «Уголовное дело по факту неисполнения сотрудниками фирмы ООО «СЭМ» обязательств по предоставлению трубоукладчиков в аренду и невозврату перечисленных им денежных средств не возбуждалось».

— Хотя на этом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено, на этом строится рапорт прокурора, — негодовал Курманов. — Вот спросите прокурора: откуда они взяли эти трубоукладчики? Больше ничего не спрашивайте! Этот факт в прокурорском рапорте был сфальсифицирован!

Также Курманов отметил, что по обналичиванию средств, о котором говорится в прокурорском рапорте, следственный комитет в сентябре уже принял решение — уголовное преследование в данной части было прекращено.

По словам Мидхата Мазгутовича, сейчас деньги вернуть требуют не французы, а люди, которые оказывают «Леруа Мерлен» юридические услуги. Он уверен «на 120 процентов» в том, что генеральный директор ООО «Леруа Мерлен Восток» Венсан Пьер Мари Жанти о происходящем ничего не знает.

— Я изъявил желание переговорить с французами и обратился к юристу «Леруа Мерлен» с этой просьбой, — рассказал Курманов. — Предварительно перед встречей мы отправили им акты выполненных работ, все документы, справки. И вот мы приехали. В итоге сидят за столом три юриста. Я говорю: «А где французы?» Мне сказали, что французы уехали. Оказывается, за то, чтобы французы зачли что-либо, чтобы заключить договор по уступке права требования долга, я должен им отдать 2,8 миллиона рублей. И отдать я эти деньги должен наличными! Они позже привезли этот договор по уступке права требования долга, мы со своей стороны его подписали. Юрист держит договор в руках и требует с нас 2,8 миллиона рублей! Я прошу его написать расписку. Он отказывается. Предлагаю перечислить деньги на счет, чтобы все было официально. Они снова отказываются. В итоге договор они забрали с собой и не дали ему ход.

В конце встречи с журналистами Курманов заявил, что ушел с поста министра юстиции не из-за скандала вокруг «Леруа Мерлен».

— Я ушел после того, как заступился за мировых судей в ноябре на заседании президиума кабмина, — сообщил Мидхат Мазгутович. — Когда аппарат мировых судей сокращали на 10 процентов, согласно указу президента, получилось так, что я на заседании правительства попросил их не сокращать. В итоге я был представлен как человек, который не выполняет указы президента. В конечном счете сокращений не было, а на меня просто нажаловались, что я якобы противопоставляю правительство президенту.

Отметим, однако, что его сегодняшее заявление по этому поводу входит в явное противоречие с открытым письмом, которое он опубликовал на сайте минюста в ноябре прошлого года. В нем Курманов писал, что отставка позволит ему «иметь возможность принимать участие в защите своей семьи и восстановлении своего честного имени, а также прекратить разговоры о том, что я оказываю давление на следствие».

Напомним, сроки следствия по уголовному делу в отношении Ильдара Курманова были продлены до марта — в настоящее время обвиняемый знакомится с материалами дела, находясь под домашним арестом.
После пресс-конференции газета «БИЗНЕС Online» сделала запрос в компанию «Леруа Мерлен», желая узнать реакцию ретейлера на заявления Мидхата Курманова. Ответ пришел, когда репортаж с конференции Курманова был уже опубликован. Приводим его полностью.

«ЛЕРУА МЕРЛЕН»: МЫ НЕ УВИДЕЛИ ОТВЕТОВ НА НАШИ ВОПРОСЫ

Позицию ООО «Леруа Мерлен Восток» по поводу пресс-конференции Мидхата Курманова озвучил «БИЗНЕС Online старший юрист компании Илья Мазуров.

— Как и раньше, мы, к сожалению, не увидели ответов на наши вопросы, заданные как лично, так и со страниц прессы. Где кабель, за который были оплачены деньги? Где деньги за технику, которая была продана? Где иные материальные ценности фирмы?

Как мы уже говорили на переговорах с Мидхатом Курмановым, озвучивался вариант мирового соглашения, в оплату которого входили возврат денег нам, а также судебные издержки в связи с банкротством ООО «СЭМ». Все эти суммы были согласованы с Курмановыми. Они сами подтвердили на встрече, что все будет оплачено, однако попросили согласовать платеж двумя частями, мотивировав это тем, что деньги находятся на депозитном счете.

С нашей стороны оплата по частям была согласована. На встрече с Курмановыми в Москве присутствовали два члена совета директоров, которые отвечают за развитие и юридическое сопровождение деятельности фирмы. Нам непонятно его настойчивое желание общаться лично с генеральным директором, который занимается вопросами другого уровня. С тем же успехом можно было обращаться к президенту группы во Францию. Итоговая сумма и сроки оплаты были согласованы, и никто не мешал Мидхату Мазгутовичу Курманову оплатить ее (номер счета Курмановым сообщили). Более того, наш представитель приехал с договором, который был подписан с нашей стороны. Просто Мидхат Мазгутович Курманов решил не выполнять свои обязательства.

По документам кабель на 26 миллионов куплен, но в получении расписался Ильдар Курманов, который не может сообщить следствию, где находится этот кабель. Таким образом, если кабель и был (в чем мы как кредитор сомневаемся и обратились в суд), то он похищен у ООО «СЭМ», а единственный человек, который говорит, что видел этот кабель, ничего не упоминает о его местонахождении.

Техника была куплена и продана незадолго до начала банкротства. С этим никто не спорит. При этом денег за проданную технику ООО «СЭМ» не получило, а Ильдар Курманов не сообщил по сегодняшний день, куда они делись. Таким образом, продажа техники выглядит как минимум странно. В данный момент сделки купли-продажи оспариваются, так как фирма не получила деньги, а если их получил Ильдар, то это не может считаться должным исполнением договора. Особняком стоит оплата Mercedes. Покупательница утверждает, что впоследствии вернула деньги, которые заплатило ООО «СЭМ», но вернула их непосредственно Ильдару Курманову. При этом сам Ильдар отказывается сообщить, куда делись деньги. Насколько нам известно, у ООО «СЭМ» осталась налоговая задолженность, во всяком случае ФНС является кредитором и участвовала в нескольких встречах.

Та же самая история с иными материальными ценностями, за которые ООО «СЭМ» оплатило деньги. Оплата прошла, но самих ценностей нет. Ильдар и его родственники не могут сказать, где они находятся. Если бы кабель, трубы и деньги за технику были у ООО «СЭМ», то сделки с ними были бы действительно похожи на нормальную деятельность общества. Надеюсь, что суд будет трактовать эти сомнения не так, как этого, по нашему мнению, обычно ждал от судей Мидхат Мазгутович Курманов.