Сегодня планы остановки производства и предварительные результаты декабря прокомментировали «БИЗНЕС Online» на ОАО «КАМАЗ». Компания работает на пике продаж: если в ноябре было реализовано 2,5 тыс. машин, то в декабре рассчитывают подойти к цифре в 4 тысячи. Но затем все конвейеры остановятся на новогодние праздники, после чего с 12 по 25 января начнется корпоративный отпуск. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отмечают, что на фоне падающего рынка грузовиков решение неизбежное, учитывая, что первый квартал для рынка явно окажется провальным. По их мнению, вынужденный ход обернется ростом социальной напряженности в городе.
КАМАЗ УЙДЕТ В ОТПУСК ПОЧТИ НА ВЕСЬ ЯНВАРЬ
«КАМАЗ» в очередной раз уходит в длительный отпуск. Конвейер компании остановится практически на месяц — до конца января. Корпоративный отпуск продлится с 12 по 25 января. Но это не значит, что завод встанет совсем: как сообщил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь компании Олег Афанасьев, примерно 40% персонала после новогодних праздников будут заняты модернизацией производства, ремонтом и всем тем, что невозможно сделать, пока работают нитки конвейеров.
Например, на этот период планируется замена сетей и коммуникаций, загруженных в обычное время постоянно. Как всегда, будут работать службы жизнеобеспечения, следящие за сохранностью и работоспособностью оборудования и зданий. Не уходят в отпуск и сбытовики — их задача распродать складские заделы, частично будет работать бухгалтерский персонал. Продолжится выпуск всего, что не связано с основными конвейерами: запчасти, допоборудование и так далее.
«В том, что мы уходим на корпоративный отпуск, нет ничего нового, — отметил Афанасьев, уточнив, что по такой же схеме был организован отдых сотрудников в 2014 году. — Об этих планах было известно заранее, еще с октября». Вторая часть ежегодного оплачиваемого отпуска запланирована летом — с 10 по 23 августа.
МАРТОВСКИЙ СТАРТ-СТОП
Кроме того, в марте анонсирован возможный трехдневный рабочий режим, который может вводиться из-за падения спроса. Такой период возможен с 2 марта по 24 мая, говорит Афанасьев.
Традиционно январь, февраль, март — самые плохие месяцы для грузового автопрома. Практически до конца января закупки техники приостанавливаются. Некоторое оживление наблюдается в феврале - марте, однако сейчас прогнозировать дальнейшее развитие событий сложно. И это не только девальвация, но и резкий подъем спроса.
«Ажиотажный спрос в декабре, безусловно, отразится существенным снижением продаж как раз в марте, потому что по трехмесячному планированию у нас заказы просматриваются», — пояснил Афанасьев. Если в ноябре было реализовано 2,5 тыс. грузовиков, то в декабре предварительно ожидается 4 тыс. машин. Но итоги года в целом компания прокомментировать пока не готова. Напомним, что в 2014 году КАМАЗ планировал продать 43 тыс. автомобилей — на 1,8% меньше, чем в 2013 году.
Помимо роспуска людей на две трети рассматривается и вариант введения неполной рабочей недели. Согласно трудовому законодательству, такой режим может вводиться не более чем на полгода и по этой схеме оплата труда производится согласно отработанному времени. Однако КАМАЗ рассматривает вариант загрузки персонала на других работах — примерно как в кризис 2008 - 2009 года.
«Окончательное решение не принято, ведутся расчеты, — предупредил пресс-секретарь. — Однако мы прорабатываем варианты организации общественно полезных работ в эти дни, они будут оплачиваться отдельно. Что это за работы? Благоустройство территории, ремонт и покраска оборудования — не прямые производственные обязанности, а что-то вроде другой формы занятости. Некое подобие того, что было в 2009 году, эту форму мы применяли и в 2010, 2011 году. Для предприятия это тоже полезно, порядок наводится повсюду, там, где обычно это невозможно».
Однако введение режима «старт-стоп» возможно лишь в случае негативного сценария — пока это однозначно не планируется. Вместе с тем Афанасьев отметил, что кризис может способствовать росту доли КАМАЗа на рынке грузовиков за счет качества, цены и одной из сильнейших на рынке сервисных сетей. Тем более что в кризис опять-таки сильнее заметно падение на рынке магистральных тягачей, а КАМАЗ, как известно, выпускает в основном другую технику. Сейчас доля оценивается в 44 - 46%.
Девальвация, надеется Афанасьев, сыграет КАМАЗу на руку: если конкуренты либо собирают машины из импортных комплектующих, либо импортируют их в Россию, челнинский автогигант строит их сам. До конца декабря цены на грузовики КАМАЗ не поднимает, конкуренты же уже вынуждены это делать. За счет высокой локализации рост цен в перспективе будет ниже, чем у конкурентов, отмечает Афанасьев. Клиенту можно предложить десятки различных комплектаций, в которых будет больше либо отечественных, либо 30 - 40% импортных комплектующих. Хотя, безусловно, есть нюансы: начинают поднимать цены металлурги. Уже начали приходить письма от российских производителей комплектующих.
«Конечно, мы ведем переговоры, чтобы рост цен был обоснованным, а не огульно по курсу доллара, — добавил Афанасьев. — В этом случае российским компаниям удастся выиграть — мы сможем больше продавать, больше закупать комплектующих, будут довольны и заказчики техники».
ИСТОЧНИК: СТРЕСС-СЦЕНАРИЙ КАМАЗА — 2 ТЫС. ГРУЗОВИКОВ В МЕСЯЦ
Напомним, что в 2014 году КАМАЗ несколько раз объявлял о приостановке конвейера. Предыдущая остановка была осенью, когда из-за падения рынка грузовиков на 20% челнинский автогигант остановил конвейер с 26 по 31 сентября. Тогда эксперты «БИЗНЕС Online» говорили о том, что потепление на рынке может ожидаться не ранее конца 2015 года, но тогда еще не было ни девальвации, ни роста цен на металл и комплектующие. Затем вышел приказ о возможной четырехдневке с 24 ноября.
В уходящем году КАМАЗ также организовал корпоративный отпуск в январе, правда, он был чуть более коротким — до 2 января. Дни простоя планировалось ввести и в марте, но заказы были получены, и конвейер останавливать не стали. В июле камазовцы отдыхали с 14 по 27. Кроме того, КАМАЗ останавливал конвейер 28 и 29 августа — с учетом праздников завод стоял 6 дней.
По итогам 9 месяцев чистая прибыль КАМАЗа упала на 40%. А в декабре компания скорректировала планы до 2020 года, запланировав продажи за минусом 20 тыс. грузовиков. Если ранее планировалось (стратегия принята в 2012-м году) через 8 лет выйти на ежегодный объем продаж техники в 80 тыс. штук в год, то теперь этот планируемый показатель составляет 60 - 70 тыс. машин с существенным снижением годовой выручки.
Как отмечают источики, близкие к компании, стресс-сценарий для КАМАЗа в предстоящем году — продажи на уровне порядка 2 тыс. грузовиков в месяц. И он, к сожалению, вполне вероятен: то есть если в этом году компания по скорректированным планам собирается продать 41 тыс. грузовиков, падение может достичь 45 - 50%. Обычный режим продаж — от 3 тыс. машин до 4,5 тыс. в зависимости от месяца. Весь рынок грузовиков России составит порядка 50 - 55 тыс. машин. Так что меры по приостановке конвейера в условиях падения продаж могут быть оправданны.
«ЕЩЕ ЛЕТОМ РЫНОК ТРУДА БЫЛ РАСХЛЯБАННЫЙ:
ЛЮДИ НЕ ХОТЕЛИ РАБОТАТЬ, А ХОТЕЛИ «СРУБИТЬ БАБЛА»
Что будет означать «старт-стоп» конвейеров КАМАЗа для Челнов, и верный ли это вариант действий исходя из рыночной ситуации? С такими вопросами корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам.
Максим Федоров — заместитель мэра Набережных Челнов:
— Исходя из объявленных планов людям придется думать, где бы еще подработать или заработать. Однако если учитывать рынок труда, который сейчас формируется, шансы, что они могут найти себе дополнительную заработную плату, есть. Конечно, все люди переживают, как дальше жить. С точки зрения предприятий это все-таки будет какая-то кадровая стабилизация. Еще летом в Набережных Челнах обсуждалось неоднократно, что у нас рынок труда очень расхлябанный: люди не хотят работать, люди хотят «срубить бабла». Сложившаяся ситуация «устаканивает» бизнес: этой чехарды с беганьем персонала от лучшей доли к еще лучшей доле. Персонал, который не старался расти в профессиональном плане, а только менял работу, сейчас объективно понимает, что нужно держаться за работу, а чтобы зарабатывать — нужно работать. Для меня как для руководителя в этом плане даже стало проще. Народ у нас что сплачивает? Война! Вот мы сейчас вокруг этой кризисной беды и сплотились.
Возможно, один из путей выхода из социального кризиса — миграция рабочих ресурсов. Кто-то от нас уедет, кто-то, может быть, приедет к нам из районов, из деревень. Однозначно могу сказать, что потеря по налогам у нас будет, потому что будет сокращение персонала, так как все сейчас будут заниматься оптимизацией расходов. Руководители сейчас настроены на то, чтобы одна рабочая клетка давала максимальное количество валового продукта для предприятия.
Со стратегической точки зрения у КАМАЗа нет другого выбора, кроме как сокращать затраты, чтобы «оборотка» не съедалась. Был бы я руководителем на КАМАЗе, я бы приблизительно то же самое бы сделал. Увы, это беда всех производственников в данной ситуации. Я уверен в одном: на КАМАЗе работают достаточно опытные топ-менеджеры, которые будут делать все возможное, чтобы предприятие работало. Единственное, что тут нужно понимать: предприятие работает — это не означает, что то количество персонала останется, сохранятся те же объемы продукции. Топ-менеджеры КАМАЗа знают, что делают.
Елена Машкова — директор центра маркетинговых исследований, доцент кафедры производственного менеджмента филиала К(П)ФУ в Набережных Челнах:
— «Рваное» производство КАМАЗа имеет негативные последствия и для города в целом, и для малого и среднего бизнеса, который является поставщиками автокомпонентов для КАМАЗа. Мы делали целую серию исследования по таким компаниям, сразу становится видно, что при малейшем колебании те, кто ориентирован не на вторичный рынок, а на конвейер КАМАЗа, они все оказываются в очень тяжелом положении. У нас ведь большинство бизнеса ориентировано на производство именно автокомпонентов. Конечно, это ударит очень тяжело по семьям и по сопутствующим предприятиям. Мы пробовали по макроэкономическим моделям просчитать 2015, 2016, 2017 год для КАМАЗа. По нашим прогнозам, происходит снижение доли КАМАЗа на рынке грузового автомобилестроения, общее падение в 2015, в 2016 году. Один год — на 14 процентов, второй — на 8 процентов. Мы видим перспективу кризиса, что говорит о тяжелых макроэкономических обстоятельствах — ситуация очень сложная.
Невозможно себе представить, как и за счет каких ресурсов, людям выживать. Опять-таки мы анализировали и пришли к выводу, что долговая кредитная нагрузка у семей очень высокая, которая снижает покупательскую способность и сразу обедняет эти семьи. Кроме терпения ничего не пожелаешь. В других сферах деятельности найти себе приложение будет очень трудно или практически невозможно, потому что город сохраняет свою индустриальную структуру. Нашему городу, к слову, всегда помогало выживать еще и то, что у нас сильные связи с селом — многим выходцам из сельской местности помогают родители, у которых есть продуктовый запас. Если есть такая система поддержки, то это будет единственное спасение, на мой взгляд.
Марат Нуруллин — директор ООО «АвтоМастер», депутат горсовета Набережных Челнов:
— В плане корпоративных отпусков я не вижу здесь больших проблем в формировании социальной напряженности по двум причинам. Во-первых, люди получат отпускные в соответствии с законодательством и у людей будут на руках деньги. Во-вторых, соответственно с этих сумм будет выплачен НДФЛ в местный бюджет. То есть каких-либо серьезных потерь в плане пополнения бюджета нет и люди не остаются без денег. Мы же в 2014 году также проходили январь месяц: также в январе был корпоративный отпуск — все один в один. Пока по январю у меня больших сомнений или тревог нет, а дальше, судя по прогнозам, надо думать.
Я больше вижу проблемы в целом в экономике, а КАМАЗ, что называется, от экономики пляшет. Меня больше беспокоит весна и лето 2015 года. Будут ли заказы? Будет ли востребована техника? Это серьезно и это уже может ударить по социально-экономической ситуации города, если произойдет спад или остановка производства, на это не надо закрывать глаза. Понимая, что Набережные Челны — это моногород, нам бы хотелось, чтобы были соответствующие предложения, помощь со стороны правительства России как в 2008 году. В первую очередь даже не Республики Татарстан. Это формирование нового блока заказов для министерства обороны, для экономики России, для каких-либо, возможно, государственных корпораций или монополий — только таким образом удастся пройти без напряжения эту ситуацию.
Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
— Пока ситуация на отечественном авторынке начиная со второй половины 2014 года не дает поводов для оптимизма: стагнация не проходит, а напротив, увеличивается. Ухудшилась политическая ситуация, которая напрямую влияет на экономику и намерения покупателей приобретать товары долговременного пользования. Значительные колебания курсов валют также не способствуют покупке таких дорогостоящих машин. Причем это касается не только легковых автомобилей, но и грузовиков различного назначения, шасси, а также спецтехники. Не исключено, что примерно такая же картина будет наблюдаться в 2015 году, по крайней мере, в первые несколько месяцев года, так как пока нет признаков того, что ситуация стала меняться.
Поэтому решение КАМАЗа увеличить новогодние каникулы в данном случае совершенно оправдано. К чему омертвлять капитал и работать на склад, если спрос на грузовые автомобили падает? Это лишь усугубит положение компании, так что приостановка производства — это правильный выбор в данной ситуации. В любом случае главным фактором, который будет определять действия всех без исключения автопроизводителей в предстоящие несколько месяцев, будет положение дел в экономике и ситуация со спросом на автомобили. Если в экономике будет наблюдаться постепенное улучшение ситуации и спрос будет расти, то и у автопроизводителей ситуация будет улучшаться и они смогут постепенно наращивать объемы производства. А вот если спрос продолжит уменьшаться, то автопроизводители вряд ли как-то смогут остановить этот процесс. Что касается прочих факторов, то они хоть и будут влиять на производство, но их влияние не будет определяющим, так как и стоимость металла, и тарифы на электроэнергию, и другие расходы автозаводов в итоге будут учтены в отпускной цене их продукции.
Увеличенные новогодние каникулы для работников КАМАЗа все же являются благом. Ведь сотрудников могли сократить, а их всего лишь отправляют в отпуск. К тому же, согласно законодательству, такой отпуск оплачивается, пусть и не полностью. Так что в данном случае для работников предприятия все не так уж и плохо по сравнению с гораздо более мрачными сценариями, которые могли бы реализоваться, если бы падение спроса на грузовики было более сильным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.