РИТУАЛЬНОЕ ЧТИВО

Главный вопрос, вокруг которого вчера на заседании депутатской комиссии по экономической политике и бюджету горсовета Набережных Челнов разгорелась дискуссия, касался мер поддержки и развития малого и среднего бизнеса. По выражению председателя комиссии Марата Нуруллина, когда чиновники начинают докладывать о поддержке предпринимательства, это выглядит как ритуал. «Вы как мантру все время читаете при каждом вдохе и выдохе: Хари Рама, Хари Кришна, — колко заметил он в ответ на доклад замруководителя исполкома по экономике Наталии Кропотовой. — Но предпринимательство развивается независимо от всего этого, причем чаще всего не благодаря, а вопреки!»

И действительно, многие цифры из доклада чиновницы даже журналистами уже выучены наизусть. В городе насчитывается 30 тыс. субъектов МСП, с начала 2014 года было зарегистрировано 2422 ИП, что на 14,2% больше, чем в 2013-м. На малых предприятиях трудятся 50 тыс. человек. Налоговые поступления в консолидированный бюджет от МСБ увеличились на 10%. Вклад МСП в ВТП — 33,1% (РТ — 26,7%). Однако депутат Эдуард Юнусов — гендиректор ТД «Челны-хлеб», усомнился в объективности данных показателей. По его мнению, львиную долю МСБ автограда составляет торговля, где в последнее время, напротив, наблюдается сокращение. Как отметил депутат, многие арендуемые площади пустуют, предприниматели, торговавшие импортным товаром, сейчас предпочитают «лучше ничего не делать». В итоге Кропотова пообещала на следующем заседании предоставить информацию, разбив ее по отраслям.

Она также сообщила, что для развития МСБ в автограде три года работает структура по поддержке предпринимательства, в которую входят аж 55 (!) организаций. Реализуется трехлетний проект «Набережные Челны — город устойчивого развития». В 2014 году республикой на всевозможные мероприятия в рамках проекта было выделено 12 млн. рублей, самими предприятиями-участниками — 1,6 млн. рублей. В 2015-м из республиканского бюджета на эти цели выделят еще 7 миллионов.

«Я НЕ ПРОТИВНИК ПРОМПАРКОВ, НО ЧТО МЫ ОТ НИХ ПОЛУЧИМ?»

Отдельно остановилась Кропотова на челнинских промпарках, что вызвало особое оживление в рядах народных избранников. В частности, речь зашла о строящемся промпарке «Развитие», на который были выделены 122 млн. рублей из бюджета РТ и 106 млн. — из бюджета РФ, а вложенные средства самих резидентов составили 32 млн. рублей. Напомним, что благодаря поддержке президента РТ Рустама Минниханова в 2014 году была построена дорожная инфраструктура, начато строительство электрической подстанции. На территории парка подготовлена ливневка, у 4 резидентов имеются документы на строительство. Сформирована заявка на выделение в 2015 году 100 млн. рублей, на которые промпарк будет оборудован внутренними сетями, обеспечен водой и теплом. Вторая очередь строительства также включает возведение дорог, подведение электроэнергии и благоустройство.

По завершении «мантры» Нуруллин повел диалог в том ключе, что одним из главных принципов исполкома в деле поддержки МСБ должен быть принцип «не мешать», особенно сейчас — в условиях сжатия финансовых возможностей. «Бизнес не требует большой помощи, — начал свою пламенную речь Нуруллин. — Если человек не знает, что делать, он должен сразу умереть как бизнесмен! Мы в этом году будем иметь дефицитный бюджет, поэтому говорить сейчас о грантовой поддержке нет смысла. Мне кажется, исполкому в части поддержки МСБ нужно подходить более эффективно к распоряжению выделенными средствами. Я, например, не знаю, насколько эффективно вложение 400 миллионов рублей (точнее, 328 млн.прим. ред.) бюджетных средств на создание инфраструктуры промпарка «Развитие». Справедлива ли такая господдержка за счет тех налогов, которые собираются с нас? И насколько эффективно такое вложение? Я не противник промпарков, но что мы получим? Вот индустриальный парк «Челны» — это образец для подражания, они 200 миллионов рублей своих вкладывают. Они показывают, что построили, кого они туда запускают, потом показывают все это Рустаму Нургалиевичу и говорят: «Вот оно есть, нам теперь надо льготу по налогу, по земле». Но когда в пустое место мы 400 миллионов вбухиваем! Это только очень богатые люди могут себе позволить!»

Как отметил Нуруллин, при отсутствии в нынешнем году допдоходов в бюджете должна быть работа по издержкам. Депутат сослался на некие данные, имеющиеся у него, о возбуждении уголовных дел по средствам, которые были выделены на различные гранты. Они, по утверждению Нуруллина, не осваиваются в силу непрофессионализма, а где-то просто расхищаются. Поэтому, по его мнению, самое эффективное в кризисный период — экономить. «А еще лучше иногда не тратить, это вообще супер!» — подчеркнул Нуруллин.

«ПРОГНОЗА ДО 30-ГО ГОДА НАМ НЕ НАДО»

Еще одну меру поддержки бизнеса в кризис предложил уже упомянутый выше Юнусов. Его видение: спасение бизнеса — в муниципальных заказах, что он, как представитель пищевой отрасли, пояснил на конкретном примере обеспечения едой челнинских школьников: «Тендеры на организацию школьного питания в городе проходят с участием всего двух компаний, доказать аффилированность которых можно, даже не будучи крутым юристом. Одна из них — ООО «Школьное питание» — в год осваивает порядка 900 миллионов рублей. Почему не освоить бюджетные средства с возможностью доступа большего числа предприятий к тендеру? И тендеры надо проводить прозрачно, открыто и понятно. 900 миллионов — существенные деньги! Предполагаю, возможность конкуренции поможет и бюджетные средства сэкономить».

Кропотова стала объяснять, что тут все дело в формулировке, мол, в муниципальном заказе обозначено, что компания оказывает услугу по организации сбалансированного питания, а не просто доставки.

— Там сбалансированное меню. Мы приезжали к вам в «Челны-хлеб», ездили на «Вамин», обсуждали везде этот вопрос, — начала было Кропотова.

— Господи! Да, измените формулировку в тендере, чего там думать? — воскликнул Нуруллин.

— Формулировки везде существуют, — согласился Юнусов. — Но в сбалансированном питании ничего сложного нет. Специалисты должны составить технологические карты, в это дело можно вложиться. Я детально изучал вопрос. В тендере не все могут принять участие, все-таки речь идет о питании детей. Но я думаю, минимум 50 предприятий в городе могли бы заявиться.

Поддержав Юнусова, председатель комиссии, отметил, что муниципальный заказ — это, может, небольшой заработок, но это и стабильность в трудовых коллективах, в выплате зарплаты. В конце заседания Нуруллин посоветовал исполкому города в связи с резко изменившейся экономической ситуацией и с пониманием, что МСБ — это тот рычаг, который будет вытаскивать на своих плечах все, подготовить подробный анализ финансовых, экономических, социальных показателей развития МСБ и эффективности применения мер по его развитию. «Подготовьте прогноз развития МСБ, только пусть он будет адаптирован к той ситуации, которая сегодня складывается. А то мне очень «нравится», когда вы делаете программу развития до 30-го года. Так вот, такого прогноза нам не надо. Нужно сейчас принять меры, чтобы предотвратить снижение удельного веса малого бизнеса в реальном секторе экономики», — сказал Нуруллин, завершая заседание.

«ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ПРОМПАРКАМ? А Я ЧТО, ЛИЦОМ НЕ ВЫШЕЛ?»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поделились своим мнением о том, чем лучше помогать бизнесу в кризис, а когда лучше просто не мешать.

Павел Евдокимов — генеральный директор ГК «Инжиниринг Плюс»:

— Отчасти могу согласиться, что гранты и субсидии — это вещь довольно скользкая. Потому что кому их ни дай, все остальные скажут: «А почему ему?!» Поэтому здесь нужно подходить очень внимательно, распределять в тех направлениях, которые действительно нужны городу или республике. Что касается иных форм поддержки, то меня как предпринимателя всегда волнует вопрос сбыта. И все меры поддержки, которые могут помочь в этом направлении, очень нужны. Конечно, что-то делается в этом плане. Есть, например, требование для крупных корпораций какой-то процент закупок осуществлять в малом и среднем бизнесе. Вроде хорошо. Но не секрет, что это зачастую приводит к тому, что у крупных компаний появляются различные «дочки» как раз для выполнения этого требования.

Поэтому вся проблема поддержки МСБ даже не в методах и формах, не в отсутствии благих намерений, а в мастерстве исполнения и контроля за исполнением. Говорим, например, о поддержке местного производителя. А если реализуется в Челнах какой-то проект и бывает так, что проектировщики казанские, подрядчик казанский, «субчики» все за ним по цепочке казанские. В результате в городе не остается ни копейки. Поэтому максимально, что может помочь, — тратить местные деньги в отношении местного производителя.

Нельзя не сказать о всяких сборах и поборах для бизнеса. Да, часто обращаются люди с просьбой помочь провести то или иное мероприятие. И я неоднократно добровольно, в полном смысле этого слова, выделял определенные суммы. Когда мероприятие нужное для людей, для города, то тогда и не жалко. Но ведь не секрет, что зачастую это превращается в добровольно-принудительные сборы. Тогда уже от спонсорства приятного мало. А вообще, снижение всяких сборов, конечно, помогло бы бизнесу. Особенно в данный, такой сложный, период.

Максим Сперанский — председатель общественного совета предпринимателей Нижнекамска:

— Актуальным было бы субсидирование процентной ставки по кредитам, но это вопрос не к муниципалитетам и не к республике. 80 процентов предпринимателей используют заемные деньги. В принципе, на федеральном уровне идет речь о субсидировании привязанных кредитов под инвестирование целевых проектов. Это, конечно, долгий процесс, но тем не менее и муниципальные, и республиканские власти могли бы двигать его законодательными инициативами.

Кроме того, нужна действенная программа субсидирования покупки оборудования. К примеру, в нашей, деревообрабатывающей отрасли все оборудование импортное, российского не существует. Соответственно, станки вдвое подорожали. Если мы хотим продолжать модернизацию промышленности, надо субсидировать оборудование. Для промпарков, например, есть такая программа, почему бы не наращивать сумму и не расширять адресность субсидий? Почему только промпаркам, а я что, лицом не вышел? «Лизинг-грант» тут никак не помогает, это просто рассрочка платежа, стоимость не снижает. У нас в мебели нет такой рентабельности, чтобы отбивать крупные вложения хоть за 3, хоть за 5 лет, это не фармацевтика.

Институт госзакупок тоже мог бы стать реальной поддержкой при грамотной реализации, если бы к торгам допускались только реальные производители. С призраками конкурировать невозможно. В 90 процентах случаях цена заказа падает ниже себестоимости — кто его выигрывает? Через муниципальные заказы, конечно, проходят небольшие деньги, но республиканские — это вполне ощутимые средства для бизнеса.

Хайдар Халиуллин — президент ассоциации малого и среднего бизнеса РТ:

— Пока еще предприниматели живут накопленным багажом, но объем заказов уже уменьшается, год будет несладкий. Республике надо немножко потратиться на улучшение условий для развития малого бизнеса. Больше льгот и субсидий, меньше проверок и бюрократии. Но решать проблемы надо прежде всего на федеральном уровне, в первую очередь это вопросы налоговых послаблений. У республики, впрочем, тоже есть небольшие возможности по налогам, да и разве не регионы должны выходить с инициативами? Взять, например, послевоенную Германию — там конкретно для производственных компаний были введены минимальные налоги или полное освобождение от налогов, государство давало целевые кредиты с минимальными процентами. Экономика Германии за 10 лет взлетела! А муниципалитеты сегодня ничем особо помочь не могут — просто не мешать, создавать правильную атмосферу. Справедливо распределять земли и не требовать сборов «на Сабантуй».