2015 ГОД — ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ

С накопленной в 2014 году критической массой входить в новый 2015 год несправедливо и неконструктивно. Тем более что этот год, с его фундаментальными историческими датами, особый — 70-летие Великой Победы над фашистской Германией и ее сателлитами, 70-летие создания Организации объединенных наций, 40-летие созыва Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству. Нужна, совершенно очевидно, методология, концепция и практика антикризисного действия. Его цель — сохранить все позитивное в международных отношениях и предпринимать меры для его наращивания перед вызовами и угрозами геополитики и геоэкономики. Готова ли к такой работе (интенсивной, многовекторной) дипломатия России? Много факторов говорят в пользу положительного ответа. Да, готова.

И с точки зрения доктринальной (разработана и запущена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 года), кадровой (подготовка специалистов в рамках МГИМО, дипакадемии МИД РФ, других учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Воронежа, Ростова-на-Дону и т.д.), научно-методологической (отметим в этом ключе деятельность АН РФ, РАНХ и ГС, российской ассоциации международного права, российской ассоциации содействия ООН). Подтверждением служат и конкретные достижения — создание Евразийского экономического союза, укрепление международных структур (БРИКС, ШОС, СНГ, Союзное государство России и Беларусь), международно-правовое обоснование присоединения к РФ Крыма, совершенствование режимов разоружения и нераспространения, защита прав человека в конфликте на Украине и т.д.

В плюсе и процесс идентификации различных акторов — участников мировой политики, международной активности РФ и усиление их связей друг с другом (речь идет о дипломатии официальной, парламентской, публичной, регионов, бизнес-сообщества и других субъектов).

ПРИНЯТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОСЛАХ

Особое место занимает, естественно, министерство иностранных дел РФ. Обладая профессиональным составом сотрудников, разветвленной сетью загранучреждений, ориентируясь на принципы патриотизма и прагматизма, МИД, как правило, проявляет высокий уровень интеллектуального и политико-волевого потенциала. А это приобретает особое значение в современных условиях санкционных и дискриминационных атак на Россию в духе реанимируемых приемов «холодной войны».

Вместе с тем, повышение политической и прикладной роли МИД требует решения ряда неотложных задач. Назовем некоторые. Они должны быть донесены до компетентных федеральных структур — администрации президента, правительства, Федерального Собрания, совета безопасности России.

Во-первых, требуется принять федеральный закон о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве и постоянном представителе, постоянном наблюдателе Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве). Этот закон призван регламентировать правовой статус послов (постоянных представителей РФ), усилить их социальную защищенность и повысить престиж дипломатической службы.

Во-вторых, обеспечение национальных интересов Российской Федерации в глобальном масштабе требует расширения географии ее дипломатического и консульского присутствия, открытия новых загранучреждений, в первую очередь на пространстве СНГ. Это невозможно без организационно-штатного укрепления действующих представительств и консульских учреждений и выделения дополнительных штатных ресурсов под вновь создаваемые загранпредставительства.

В-третьих, внести изменения в Трудовой кодекс РФ с последующим принятием соответствующего постановления правительства РФ об установлении особого режима рабочего времени (36-часовая рабочая неделя) для всех работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, в странах с тяжелыми климатическими условиями.

В-четвертых, сохранить бюджетное финансирование подведомственной медицины и внести изменения в положение о МИД России, касающееся расширения его полномочий в сфере здравоохранения, проведения на базе подведомственных медицинских организаций диспансеризации и санаторно-курортного лечения сотрудников дипломатической службы.

Наконец, в-пятых, выделим блок позиций, связанных с реализацией федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и указа президента РФ от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ».

БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ СУБЪЕКТОМ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопрос координации предельно актуален, и его значение в новом политическом сезоне будет возрастать по нескольким причинам. Среди них — расширение круга субъектов международной и внешнеэкономической деятельности (органы госвласти, регионы, муниципалитеты, бизнес-сообщество, общественные организации, партии) и активизации их деятельности; объективное взаимодействие всех форм дипломатии (общегосударственная, парламентская, публичная, общественная и т.д.); наличие фактов отступления (отдельные регионы, представители бизнеса) от правил взаимодействия с МИД РФ, влекущих политические и материальные риски. В целях преодоления и профилактики подобных ситуаций важно повысить роль соответствующих координационных структур в МИД РФ. Целесообразно также разработать необходимые нормативные документы на уровне субъектов. Примером может служить указ президента Республики Татарстан от 28 июня 2013 года №УП-581 «О мерах по совершенствованию деятельности республиканских органов исполнительной власти при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей».

Подобного рода обзор проблем организации и совершенствования управления внешними делами Российской Федерации может быть продолжен как применительно к МИД РФ, так и другим компетентным структурам федеральной и региональной власти. Важно сделать его своевременно и профессионально, имея в виду, что в 2015 году задача мобилизации всех ресурсов (материальных, нормативных, организационных) в ходе проведения внутренней и внешней политики России составит органическую часть стратегии ее поведения, функционирования на международной арене в соответствии с положениями Конституции РФ и основными принципами международного права. Именно такой подход обеспечит не только эффективность политических деклараций и инициатив Российской Федерации, но и ее прикладной, практической деятельности по реформированию глобального миропорядка. За словом должно следовать дело.

Тогда власть будет авторитетной и среди собственного многонационального народа, и в рамках международного сообщества. Прогрессивные, демократические и патриотические силы страны должны именно в этом ключе воздействовать на современные институты власти России.

Василий Лихачев