Сегодня в Госдуме озвучили свое отношение к письму ведущих российских режиссеров, выступающих за смягчение закона о запрете мата в кино и на театральных подмостках. Отношение отрицательное, хотя инициаторами письма, адресованного премьер-министру Дмитрию Медведеву, стали Никита Михалков и Федор Бондарчук, традиционно считающиеся близкими к политическим верхам. «БИЗНЕС Online» вспоминает историю законодательного акта, а режиссер Андрей Звягинцев объясняет, что такое «общественный договор» между автором и зрителем.
«ЛЕВИАФАН» И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПИСЬМА
Сегодня Государственная дума прокомментировала нашумевшее письмо ряда авторитетных кинематографистов с просьбой внести поправки в закон об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях, которые могли бы облегчить их путь в кинопрокат и на сцену. Причем хотя адресатом письма значился Дмитрий Медведев — глава российского кабинета министров, первым ответил на послание режиссеров — свой «брат-кинематографист» — председатель комитета Госдумы по культуре, член «Единой России» Станислав Говорухин. По его словам, он не только не поддерживает эту просьбу, но и считает, что выпускать в прокат фильмы, содержащие нецензурную лексику, ни в коем случае нельзя и возрастные ограничения отрегулировать этот вопрос не помогут.
Ведущие российские кинематографисты вообще становятся главными отечественными ньюсмейкерами последних недель. Сначала часть страны из числа активных интернет-пользователей взялась за жаркое обсуждение самой успешной российской картины последних лет — «Левиафана» Андрея Звягинцева, устроив эмоциональную дискуссию на тему возможного «служения» режиссера интересам ЦРУ и «пятой колонны». Правда, градус споров потихоньку снижается, особенно после своеобразной «легализации» Звягинцева в виде достаточно подробного и внятного интервью в воскресном вечернем новостном эфире Первого канала.
И вот теперь в информационное поле попала целая группа известных деятелей культуры, причем эта тема вновь, пусть и косвенно, связана все с тем же «Левиафаном». Вчера поздно вечером стало известно о письме, которое целый ряд кинематографистов направили в адрес премьер-министра РФ Медведева. В нем содержится просьба внести изменения в закон РФ, принятый в середине прошлого года, согласно которому с 1 июля 2014 года нецензурную брань запрещено использовать при публичном исполнении произведений литературы, искусства, народного творчества на театрально-зрелищных и культурно-просветительских мероприятиях. Кроме того, фильмы, содержащие мат, не могут получить в России прокатного удостоверения, а книги и диски с содержанием мата могут продаваться только в запечатанной упаковке с надписью «Содержит нецензурную брань». На письмо в адрес премьера можно было и не обратить особого внимания, если бы не фигуры самих подписантов, имена которых подразумевают, что речь идет о серьезной акции, которая может действительно привести к изменению соответствующего законодательства и даже некоторым образом повлиять на общий культурный ландшафт, складывающийся в стране.
МИХАЛКОВ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Письмо подписали Никита Михалков, Федор Бондарчук, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко. Причем лишь имя известного документалиста Мирошниченко выбивается из общего ряда. Все остальные — столпы отечественного искусства, незамеченные в антипатриотической позиции. Михалков и Бондарчук — старое и молодое «наше кинематографическое все», глава «Мосфильма» Шахназаров, Табаков, директор и худрук МХТ им. Чехова, а также автор патриотического блокбастера «1612» Хотиненко.
«Нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия, традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий и так далее», — защищают великий и могучий русский мат авторы письма. И предлагают картинам, чей художественный замысел предполагает использование нецензурной лексики, выдавать прокатные удостоверения с возрастным ограничением 18+. «Существующий запрет является излишним и существенно обедняет возможности художественной реализации авторского замысла и восприятия художественных произведений совершеннолетними гражданами РФ», — таково мнение Михалкова и Ко.
Сам закон, подписанный Владимиром Путиным, был принят на волне развернувшейся некоторое время назад в стране борьбы за нравственность. Что любопытно, инициирован он был комитетом по культуре Госдумы РФ, который возглавляет... известнейший кинорежиссер Говорухин, автор картины «Место встречи изменить нельзя», который и до сегодняшнего дня не раз высказывал надежду, что предлагаемые коллегами по цеху поправки в закон даже не дойдут до обсуждения в парламенте и закон останется в неизменном виде.
К моменту принятия закона очень многие деятели культуры критически высказались в его адрес, хотя хор этих голосов был не слишком стройным и на ситуацию никак не повлиял. При том что речь шла о снятии из репертуара спектаклей, невозможности исполнения со сцены песен и дорогостоящем перемонтировании кинофильмов с целью не попасть под действие нового законодательного акта. К примеру, во время июньских гастролей в Казани одного из самых известных провинциальных театров страны — ярославского театра им. Волкова, его художественный руководитель Евгений Марчелли рассказывал зрителям о том, что некоторые из спектаклей в последний раз будут показаны именно в столице Татарстана как раз по вышеназванной причине.
И вот сейчас произошла неожиданная активизация «тяжеловесов от культуры» в этом вопросе, хотя речь пока и идет лишь о кино, но в случае если поправки в закон будут приняты, они будут касаться и других видов искусства.
ФИ В АДРЕС МЕДИНСКОГО И ЦЕХОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ?
Судя по всему, катализатором ситуации стал все тот же «Левиафан». Те, кто видели оригинальную версию картины, не могли не обратить внимания на обилие ненормативной лексики в фильме, которая делает живой и естественной речь жителей северной российской глубинки. Причем режиссер Звягинцев до последнего надеялся, что именно в таком виде кино появится на отечественных экранах. Но приз за сценарий в Каннах «Левиафана», а также многочисленные регалии, которыми были отмечены предыдущие работы художника, включая «Золотого льва» Венецианского фестиваля за «Возвращение», не спасли Звягинцева от необходимости внести правки в свою работу, «запикав» отдельные слова и целые реплики героев.
Вряд ли это является простым совпадением, когда письмо, подобное сегодняшнему, появляется на фоне споров вокруг «Левиафана», где тема мата в картине является одной из дискутируемых. Скорее маститые режиссеры показывают определенную цеховую солидарность плюс заботятся о своих будущих проектах, а также высказывают свое фи в адрес министра культуры РФ Владимира Мединского. Последний отметился не только критикой «Левиафана» и поддержкой закона о запрете мата, но и вообще, в последнее время имеет собственное мнение практически по любому поводу, едва ли не заявляя, что только ему нравящиеся кинопроекты смогут в дальнейшем получать государственное финансирование. Вряд ли того же Михалкова устраивает такая самостоятельность профильного министра, даже если между ними и нет расхождений в глобальных вопросах политического устройства России.
БИЛЕТ В КАССЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДОГОВОРОМ МЕЖДУ ЗРИТЕЛЕМ И АВТОРОМ
Инициативу известных отечественных кинематографистов оценили для нашей газеты столичные и местные деятели культуры и общественные деятели, включая главного возмутителя спокойствия и одновременно российского претендента на «Оскар». Мнения разделились необычным образом: против мата на экране и на сцене высказались в основном как раз те, кто раньше употреблял его в своем творчестве. А вот блюстители нравственной чистоты — на удивление — полагают, что использование ненормативной лексики в некоторых случаях оправдано.
Андрей Звягинцев — российский кинорежиссер, автор фильма «Левиафан» — обладателя «Золотого глобуса» и претендента на «Оскар»:
— Об этой инициативе я пока не слышал, но я бы ее, конечно, поддержал. Поддержал бы потому, что и я неоднократно об этом говорил, билет в кассе является общественным договором между зрителем, свободным человеком по определению, и автором, тоже свободным человеком. И если автор считает, что художественный замысел предполагает необходимость наличия ненормативной лексики, а зритель готов это увидеть и услышать, и ему есть 18 лет, то так и должно быть. На афише написано: 18+, в кассе сидит билетер, который обязан строго в соответствии с этим нормативом продавать билет. Собственно, какие тут могут быть вопросы?
Неконтролируемая ситуация обстоит с телевизором. То есть ребенок может включить его в любой момент, когда родители, например, находятся в другой комнате. Тут телевизор является неконтролируемым источником информации. И для него, конечно, необходимы такие меры, как закон, запрещающий использование ненормативной лексики. Ну не может быть, чтобы она звучала с экранов телевизоров. Но кинотеатр — это специальное общественное место, отведенное для того, чтобы люди, уединившись, оставшись наедине с кинопроизведением, наслаждались тем, что предлагает им автор. Да, люди есть разные, кто-то приемлет мат, кто-то нет. Но если тебе не нравится, то не покупай билет. Предельно простая картина.
Кирилл Разлогов — киновед, культуролог, автор и ведущий программы «Культкино» на канале «Культура»:
— Я выступал против этого закона (об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях — прим. ред.) еще на стадии его обсуждения, то есть задолго до того, когда Бондарчук, Михалков и другие кинематографисты написали Медведеву свое письмо. Соответственно, я об этом давно говорил. Мне неизвестно, сколько фильмов благодаря этому закону легли на полку — такого официального списка у меня нет. Но даже новые фильмы прошлого года, привлекшие наибольшее внимание зрителей и кинокритики, такие как «Левиафан» Андрея Звягинцева или «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрона Кончаловского, трудно представить без нецензурной лексики. Получается, если строго следовать букве закона, что в полной версии в России они показаны быть не могут и что отечественные зрители их не увидят. Таким образом, наши законодатели существенно обеднили возможности художника и опыт зрителя.
Можно ввести оговорку к уже действующему закону, которая будет допускать использование ненормативной лексики, когда это будет обусловлено художественным решением. Но кто станет решать, когда это обусловлено, а когда нет? Ведь есть картины, которые просто не существуют без мата, например, «Изображая жертву». Конечно, наряду с этим в кинематографе найдется немало малограмотных, малоталантливых людей, которые кроме «нецензурщины» ничего не знают и не умеют. Но ориентироваться надо не на них, а на тех, кто делает настоящее искусство. Поэтому я полностью согласен с позицией Бондарчука и Михалкова.
Эдуард Лимонов — писатель, политический и общественный деятель:
— Эта тема (мата — прим. ред.) мне больше не интересна. Ну и что, что я писал когда-то? Были годы — пролетели...
Туфан Имамутдинов — главный режиссер казанского ТЮЗа:
— Я за то, чтобы персонажи были действительно адекватными. Допустим, взять документальный фильм, основанный на деревенской жизни, жизни рабочих, тут, конечно, без мата не обойтись. Я знаю хорошие документальные фильмы про глубинку — неужели их теперь нужно запретить показывать народу? Что касается художественных фильмов, то я против того, чтобы мат был использован там, где общаются простые молодые люди или взрослые интеллигентные люди. Но есть, к примеру, советский фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»: Сталин умер, зэки убежали — с одной стороны, есть правдивость, с другой стороны, ее нет. У заключенных ведь своя жизнь, свой жаргон, свой сленг. Я за оправданность образа, его логичность и убедительность. Конечно, эти фильмы должны идти после девяти часов вечера.
Определить границу между «грязным бытовым матом» и матом оправданным можно с помощью эмоций. Если в фильме идет обыкновенная разговорная речь — я против использования в ней мата. А если что-то происходит, что-то сверхъестественное, и герой не может держать в себе все накопившиеся эмоции, и «древним русским» способом их выражает — это уже другое, это не осознанным акт употребления, а эмоциональный.
Псой Короленко — музыкант, певец, кандидат филологических наук:
— Я в этом вопросе не на стороне «матерщинников», а на стороне цензуры. Можно сказать, что я за цензуру, потому что это разумно. В самом русском языке нецензурная лексика закладывается как табуированная, это ведь не случайно. Это отличает нас от европейских языков. Закон и цензурные ограничения, касающиеся так называемого мата, — это лишь внешнее оформление табуированности. По форме это как регистрация брака, подтверждающая тот факт, что люди вместе. А здесь наоборот: закон подтверждает, что русский язык и мат врозь.
Могут сказать, что «реальным пацанам» в кино и в другом искусстве можно материться, потому что без этого — какие же они «реальные пацаны»? Но тогда возникает какой-то странный сословный подход. Интересно: почему одним героям можно материться, а другим нельзя? Это еще более странно, чем сама цензура. Лично для меня эта тема не главная. При этом я совсем не отрицаю своего раннего творчества, но ведь есть движение, динамика... Поэтому сейчас моя позиция сводится к тому, что табуированная лексика для разных типов людей, социокультурных групп, мировоззренческих систем может иметь разное значение. Это не черно-белая вещь, к ней надо подходить диалектически.
Что касается цензуры, то я ее всегда уважал. Не всегда правда звучит жарено. Подход к изображению персонажа не всегда должен быть радикальным. Иногда взвешенность звучит гораздо радикальнее.
Роман Самгин — российский актер, режиссер театра и кино, профессор РАТИ:
— Я со своей стороны согласен с коллегами. Диапазон кинематографа, театра, искусства куда сложнее и больше, чем он допускается. И использование ненормативной лексики должно быть дозволенным, если это уместно, если это необходимо и так далее. А закон о запрете использования матерных слов в художественных произведениях изначально является чушью, очевидно, что его быть не должно. Так что, повторюсь, поправки, которые просят внести наши режиссеры, я полностью поддерживаю.
Виталий Милонов — депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция «Единая Россия»), автор нашумевшего закона против пропаганды гомосексуализма:
— Я матом не ругаюсь вообще, еще в 2006 году дал себе обет, что никогда не буду употреблять нецензурную лексику. И я против того, чтобы мат звучал с экрана телевизора или со страниц художественных произведений. Слишком много их появилось в России в свое время. Но... когда я смотрю один из любимейших моих фильмов — «Цитадель» Никиты Михалкова, где бывший комдив и генерал, которого играет сам режиссер, иногда употребляет крепкое словцо, я не могу себе представить этой картины без мата. Там это оправдано. И я не возражаю против таких частных, художественно оправданных случаев использования ненормативной лексики в кино. Потому что жизнь в ее повседневности должна изображаться правдиво. А из повседневности мат вряд ли когда-нибудь полностью исчезнет.
Справка
Закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства вступил в силу 1 июля 2014 года. Одновременно стали действовать поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии», согласно которой любой публичный показ картины возможен только при наличии у фильма прокатного удостоверения. Ряд кинематографистов и режиссеров сразу высказали мнение, что из-за действия обоих законов многие картины так и не выйдут на широкий экран. Ожидаемые трудности возникли с показом кино на фестивалях. Минкульт пообещал внести поправки к закону, которые разрешали бы на фестивалях показывать фильмы без прокатных удостоверений. Тем не менее председатель комитета Госдумы по культуре, член «Единой России» кинорежиссер Станислав Говорухин уже заявил «Интерфаксу», что не поддерживает просьбу ряда российских кинематографистов отменить запрет нецензурной лексики в кино. «Такие поправки не поступали в комитет и, надеюсь, не поступят», — сказал Говорухин агентству.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.